Духовная жизнь в 50-70-х гг. хх в.
Успехи культурного строительства в послевоенные годы могли быть более значительными, если было бы меньше некомпетентного вмешательства со стороны чиновников бюрократического партийного и государственного аппарата. Отрицательно сказались на развитии культуры тех лет несправедливо резкие оценки творчества отдельных представителей научной и художественной интеллигенции под флагом борьбы с «космополитизмом». А в Казахстане к этому добавилось обвинение в приукрашивании исторического прошлого. Так, в Центре и на местах в идеологической работе допускались «перехлесты».
Субъективный подход, огульное охаивание привело, например, к необъективной оценке творчества видных деятелей науки, культуры, и литературы. 26 декабря 1950 г. «Правда» опубликовала статью «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана», где отмечались серьезные ошибки в исторической науке, в частности, в оценке движения Кенесары Касымулы. За непринятие мер к исправлению ошибок, игнорирование критических выступлений общественности, президент Академии наук К.И.Сатпаев был освобожден от занимаемой должности. В апреле 1952 г. ее президентом был избран Д.А.Кунаев.
В пятидесятые годы из состава Академии наук были исключены видный ученый М.П.Русаков, внесший огромный вклад в развитие геологической науки Казахстана, А.Жубанов, К.Жумалиев. Были арестованы и осуждены на длительный срок Е.Бекмаханов, Б.Сулейменов, ученые-филологи Е. Исмаилов и К. Мухаметжанов, последнего осудили за «националистические ошибки в вопросах изучения литературной школы Абая».
Жесткая политика репрессий сопровождалась широкой кампанией огульного шельмования, клеветы, обвинений в национализме.
Обстановка была настолько нетерпимой, что М.Ауезов, А.Жубанов и другие покинули республику. Она изменилась к лучшему после смерти Сталина, когда первым секретарем ЦК Компартии Казахстан стал П.К.Пономаренко, он публично осудил карательные меры против казахской интеллигенции.
Образование и наука. В 50-е годы произошли серьезные сдвиги в совершенствовании системы образования, строилось много школ, профтехучилищ. С 1946 по 1959 гг. подготовлено 344,5 тыс. квалифицированных рабочих, а их общая численность по сравнению с 1941 г. возросла в 8 с лишним раз, во столько же раз – казахов.
Развитию высших и средних специальных учебных заведений в 50-е годы способствовало улучшению планирования этого процесса путем определения потребностей в специалистах на перспективу. Устанавливался план направления казахской молодежи в вузы за пределами республики, увеличилось число мест в аспирантуре для преподавателей в центральных вузах. С 1951 по 1955 гг. открылись 8 высших и 22 средних специальных учебных заведения, ими выпущено соответственно более 63 тыс. специалистов с высшим и 132 тыс. со средним специальным образованием. Вузы готовили кадры по 70 специальностям, а в 139 средних специальных учебных заведениях обучалось свыше 86 тыс. человек. Хотя значительно укрепился профессорско-преподавательский состав, во многих вузах, особенно во вновь открытых в областях, еще было мало преподавателей, имеющих ученые степени и звания.
В развитии науки и научных учреждений важную роль играла Академия наук. Образование вациональной Академии свидетельствовало о том, что наука в республике вступила в качественно новый этап своего развития, это означало, что выросли многочисленные квалифицированные кадры ученых, окрепла и расширилась сеть научных учреждений.
В системе Академии к концу 1950 г. действовало 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, два музея, обсерватория, три ботанических сада и 8 научных баз. В Академии обучалось свыше 500 аспирантов.
Казахстанские ученые немало сделали для развития различных отраслей науки, в частности, в области астрофизики, астроботаники. Составленные металлогенические карты помогли выявить новые и переоценить запасы уже известных месторождений. Гидрогеологи завершили составление карты прогноза подземных артезианских бассейнов. Энергетики, геологи и ученые других направлений науки предложили варианты переброски вод Иртыша в Карагандинский промышленный узел.
Научные учреждения в области сельского хозяйства в тесном сотрудничестве с новаторами сельскохозяйственного производства и специалистами-практикам и вывели много новых высокоурожайных сортов различных культур и новые породы овец, в частности, казахская тонкорунная. Однако сельскохозяйственная наука отставала от запросов производства.
Литература и искусство. В послевоенные годы происходит подъем литературы и искусства. В 1947 г. закончил вторую книгу своего романа «Абай» Мухтар Ауезов, в 1955 г. завершена его монументальная историческая эпопея «Путь Абая» – вершина творчества не только ее автора, но и всей многожанровой казахской литературы.
В мае 1949 г. состоялась декада казахской литературы в Москве, явившаяся смотром достижений казахстанских мастеров слова. В конце 50-х годов возвращены в историю культуры казахского народа имена писателей, несправедливо осужденных в годы сталинизма, С.Сейфуллина, Б.Майлина И. Жансугурова.
Во второй половине 50-х годов наблюдается подъем всех жанров современного искусства, выросли и профессионально окрепли творческие коллективы театров. О подлинности зрелости казахской музыкальной культуры свидетельствовало значительные успехи в создании таких крупных жанров искусства, как опера, симфония, кантата. Опера М.Тулебаева «Биржан и Сара» как по своему идейному уровню, так и по оригинальности музыкального построения встала в один ряд с лучшими творениями мирового музыкального искусства, она в 1949 г. переведена на русский язык.
Изобразительное искусство переживало творческий подъем. В республике выросли свои скульпторы, утвердились различные формы монументальной и камерной скульптуры. Достижениями архитектуры явились Дом правительства, здание Национальной Академии наук, Центральный республиканский стадион, Дворец культуры в Усть-Каменогорске и др.
Достижения казахской культуры, искусства с особой силой проявлялись на декаде в Москве (1958 г.). Если на первой декаде (1936 г.) выступал лишь один театр, многие его артисты были молоды, талантливы, но недостаточно профессионально подготовлены в музыкальном и театральном плане, то в этот раз были представлены все виды искусства на более высоком уровне.
С каждым годом все больше средств выделялось на развитие культурно-просветительных учреждений. Особенно быстрыми темпами проводилась эта работа в создавшихся новых промышленных центрах и районах освоения целины: сдано в эксплуатацию 300 новых клубов, 400 библиотек, а также функционировало 80 стационарных и 60 передвижных киноустановок, другие учреждения культуры. Интереснее и эффективнее стали работать клубные учреждения.
Развитие художественной самодеятельности привело к возникновению такой ее мобильной формы, как агильткультбригады, которые выступали в цехах, на полевых станах, фермах.
Благоприятные социально-экономические условия, технический прогресс обусловили невиданный размах в республике кино и телевидения.
Все возрастающее влияние на массы оказывала печать. Если в первом послевоенном году в республике выходило 267 газет разовым тиражом 797 тыс. экз., то в 1958 г. – 412 (147 на казахском языке) тиражом 1678 тыс. экз. (на казахском языке – 579 тыс.). Улучшилось книгоиздательское дело, укреплялась полиграфическая база, которая к концу 50-х годов включала полиграфический комбинат, две республиканские, 14 областных, 12 городских и 184 районных типографий.
По мере повышения уровня развития производительных сил страны появилась возможность укреплять материально-техническую базу культуры. Некоторый материальный достаток, увеличение свободного времени трудящихся повлекли за собой всемерный рост духовных потребностей, только за 1965-1975 гг. доля затрат людей в этой сфере возросла в 2,5 раза.
60-70-е годы ознаменовались невиданным размахом строительства объектов культуры, особенно в сельской местности и в молодых городах, возникших в новых промышленных районах. Так, в 1961-1977 гг. введено в действие более 1200 школ на 117 тыс. ученических мест, свыше 1,5 тыс. клубов и домов культуры, сотни дошкольных учреждений. Строились в основном типовые объекты с учетом новых требований, которые выдвигала жизнь перед школой и учреждениями культуры. В хорошо оборудованные здания переселись столичные институты; политехнический, энергетический, народного хозяйства; завершалась первая очередь университетского комплекса.
Огромные средства были вложены в развитие издательского дела. В 70-е годы были образованы новые издательства «Кайнар», «Жалын», «Онер», «Казахская Советская Энциклопедия». Ежегодно издавалось на казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском языках около 2 тыс. названий книг тиражом почти 30 млн. экз., 415 газет разовым тиражом 5 млн. экземпляров, десятки журналов.
Важные перемены произошли на селе. Функционировало более 6 тыс. клубов и Дворцов культуры. Еще более интенсивно в быт сельских жителей входили телевидение, радио, кино, печать. К концу 70-х годов телевидение проникло во все районы, действовало 15 программных центров и столько же студий, 111 передатчиков, занятых трансляцией телепрограмм.
В 70-е годы быстрыми темпами развивались культурно-просветительные учреждения: имелось более 19 тыс. библиотек различных типов, книгами которых пользовались свыше 9 млн. читателей, т. е. более 70 проц. всего населения. Количество клубных учреждений достигло 8250, в том числе на селе – 7331. За год 10, 2 тыс. киноустановок обслуживали 290 млн. зрителей. Несмотря на несомненные достижения в количественном росте, уровень культурного обслуживания населения оставался еще низким.
Продолжались определенные сдвиги в осуществлении всеобщего среднего образования. В 70-е годы аттестат зрелости получили 1,2 млн. учащихся. Однако и здесь не обошлось без кампанейщины: чтобы как можно больше охватить людей средним образованием, повсеместно открывались заочные и вечерние средние школы, число которых достигло 831, по окончании которых получили неполное среднее образование почти 400 тыс., а среднее – около 275 тыс. человек. Но нередко качество знаний оставляло желать лучшего, т.к. превалировала отчетность о количестве полученных аттестатов зрелости.
Существенные количественные и качественные изменения происходили в работе высших и средних специальных учебных заведений, ежегодно выпускалось около 30 тыс. специалистов высшей и почти 50 тыс. средней квалификации. По количеству студентов Казахстан в 4 раза превзошел царскую Россию.
70-е годы явились периодом ещё более бурного развития среднего специального образования: возникло много новых техникумов, их количество к началу 80-х годов достигло 220. В вузах и техникумах обучалось почти 5000 тыс. студентов, на каждые 10 тыс. человек населения приходилось 160 студентов (по СССР – 122).
Однако при обучении не хватало научно-технических средств, компьютеризация почти отсутствовала, качество выпускников вузов и техникумов не соответствовало уровню мирового научно-технического прогресса. И здесь преобладал пресловутый вал: больше выпускались специалисты без учета потребности производства и сферы культуры. Тем нее менее, благодаря огромным успехам культурной революции некогда отсталый Казахстан превратился в один из крупных научных центров, к концу 60-х годов здесь было более 200 научных учреждений, где трудилось уже 27 тыс. научных работников, среди них около 420 докторов и свыше 6 тыс. кандидатов наук.
Признанием научных достижений служит то, что в столице республики проходили международные и всесоюзные симпозиумы, научно-теоретические конференции, семинары и другие форумы по различным проблемам. За выдающиеся успехи, снискавшие признательность народа и научной общественности, ряд ведущих ученых таких, как Д.В.Сокольский, У.М.Ахмедсафин удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Казахская советская литература за последние два десятилетия обогатилась не только значительными произведениями, но и новыми жанрами, такими, как, фантастические, приключенческие, научно-биографические и др. Трилогия А.Нуриеисова «Кровь и пот», переведенная на ряд европейских языков, отмечена Государственной премией СССР. Лауреат международной премии им. Дж. Неру А.Алимжанов создал ряд исторических романов и повестей.
Расширялись международные литературные связи, на казахский и уйгурский языки переведены произведения более 400 писателей и поэтов 56 стран мира, участились встречи казахских писателей со своими зарубежными коллегами, а также развивались их личные контакты, стали традицией поездки в зарубежные страны и посещение иностранными литераторами нашей республики.
Значительного расцвета достигло в 60-70-е годы профессиональное искусство Казахстана. Признанием творческих заслуг в развитии музыкальной культуры явилось присуждение солистам Академического театра оперы и балета им. Абая, народным артистам Е.Серкебаеву и Б.Тулегеновой Госпремии СССР. Огромной популярностью не только в республике, но и далеко за ее пределами пользовались молодые художественные коллективы и исполнители «Молодого балета Алматы», эстрадного ансамбля «Гульдер», ансамбля «Досмукасан». Широкое признание получило яркое искусство молодых вокалистов Розы Рымбаевой, Алибека Днишева, дирижера Тимура Минбаева и др.
Дальнейшее развитие получила казахская кинематография. На экраны выпущены интересные и яркие художественные фильмы: «Конец атамана», «Песни о Маншук», «Кыз Жибек», «Транссибирский экспресс» и др. На всесоюзный экран вышли кинодилогия «Кровь и пот», фильмы «Погоня в степи», «Серебряный рог Алатау» и др.
Новый творческий подъем переживало и изобразительное искусство. Художники, скульпторы трудились не только в Алматы, но и во многих крупных городах – Караганде, Целинограде, Шымкенте, Павлодаре и др.
В республике функционировало 17 выставочных залов, увеличилось число художественных мастерских, передвижных выставок. В столице открылся республиканский национальный музей искусства, который по праву носит имя первого живописца – казаха А.Кастеева.
Города Казахстана становились все краше, по проектам ленинградских архитекторов построен г. Актау на полуострове Мангистау. Высоких наград удостоены зодчие республики, по проектам которых возведены спортивный комплекс «Медеу», высотная гостиница «Казахстан», Дом дружбы в Алматы. Прекрасные архитектурные ансамбли, площади, другие сооружения появились во многих городах. В период подготовки к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в центре Алматы, парке 28 гвардейцев – был открыт величественный мемориал Славы павшим за свободу и независимость единой Родины, зажжен вечный огонь.
Много инженеров, геологов, врачей и других специалистов Казахстана трудились в Кувейте. Индии, Вьетнаме, на Кубе и в других развивающихся странах мира, оказывая им бесценную помощь в подготовке национальных кадров.
Тема 12 (13). Казахстан в период перестройки (во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX в.)
План лекции:
1. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в период «перестройки».
2.Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате, переросшие в политический протест молодежи против тоталитарного режима.
3.Становление многопартийной системы в Казахстане.
Краткое содержание лекции
1. Общественно-политическая жизнь в Казахстане в период «перестройки»
Общий кризис советской системы привел к осознанию властями в середине 80-х гг. необходимости коренных реформ, прежде всего, в сфере экономики. Приход к власти в 1985 г. М.C.Горбачева ознаменовался провозглашением нового курса во внутренней политике под тремя основными лозунгами: «гласность», «ускорение» и «перестройка».
На апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 году на основе доклада М.С.Горбачева был принят курс на перестройку общественно-политической жизни страны. Одновременно были поставлены задачи ускорения демократических преобразований и внедрения гласности во всех сферах государства и общества в целом.
История Казахстана в период перестройки – это время, когда произошли трансформация советского общества, поворот от тоталитаризма к демократии, в государственной сфере начался переход от административно-командных методов к более открытым и демократичным формам управления.
Историю Казахстана в эпоху перестройки можно разделить на три этапа.
1-й этап – апрель 1985 г. - декабрь 1986 г. Для него характерны рост самосознания населения, концепция ускорения, начало внедрения элементов гласности и открытости внутри страны, заметное уменьшение напряженности в отношениях с Западом.
2-й этап – декабрь 1986 г. - июнь 1989 г. В этот период, после шока декабрьских событий, общественное сознание постепенно стало приходить к мнению, что одними косметическими мерами выйти из кризиса не удастся, и что необходимо принять курс на рыночные отношения в экономической сфере и на полнокровную демократизацию - в общественной жизни.
3-й этап – июнь 1989 г. - декабрь 1991 г. В этот период происходит углубление социально-экономического кризиса, который совпадает с переоценкой государственного статуса Казахстана. Происходит расширение экономических и политических прав республики. Казахстан выступает одним из инициаторов создания обновленного Союза или конфедерации.
Объявленный руководством СССР курс на перестройку и ускорение люди расценили как реальные шаги по демократизации общественной жизни, как призыв руководства страны к гласности и открытости. Люди стали по-другому воспринимать социально-экономическую и политическую действительность.
В этот период ещё сохранялась командно-административная и партийно-демократическая система правления.