Факторы происхождения права

Факторы, определившие появление права, многообразны. Обобщенно к таковым можно отнести следующие.

1. Возникновение несовпадающих интересов как следствие сегментации общества. До тех пор, пока интересы соплеменников совпадали, эти механизмы были достаточными. Общность интересов, обусловила сходство представлений о должном и допустимом, правильном и ошибочном поведении. Отсюда вполне достаточны были и простейшие механизмы, обеспечивающие действие таких норм, как сила привычки, авторитет институтов власти, а также и принудительные меры – порицание, остракизм (изгнание из рода) и др. Особых органов для применения такого рода мер первоначально не существовало.

Изменившиеся условия жизни, обособление специфических интересов, несовпадающих с общими интересами, которые уже не могли быть урегулированы обычаями, конфликтные ситуации, ранее не известные родовому укладу, требовали новых регуляторов, основывающихся на иных механизмах действия. Возникшие в силу этой исторической необходимости правовые системы, историки стали именовать примирительными. Первоначально они были направлены на воспрепятствование разжиганию борьбы между сородичами, которая очень часто заканчивалась кровной местью. При слабости человеческих объединений перед силами природы, перед лицом враждебных племен подобные акции были опасны для самого существования человеческих сообществ. В этом смысле, можно сказать, что право, как и государство, возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов.

2. Мощным правообразующим фактором явился переход общества от присваивающей к производящей экономике. Становление новых типов производственной деятельности, увеличение числа связей в сфере потребления материальных благ, их присвоение и распределение объективно потребовали нормирования и учета трудового вклада каждого участника производства. Обусловленная этими обстоятельствами необходимость урегулировать повторяющиеся изо дня в день акты производства, обмена и распределения продукта с помощью общих правил поведения и обеспечить подчинение поведения отдельного человека этим условиям производства, оградив тем самым общество от частностного случая и произвола, явилась той причиной, которая вызвала к жизни появление нового типа нормативного регулирования. Прежние социальные регуляторы уже не отвечали новым условиям производства и общения людей.

Первоначально мерой поведения участников производства выступала деятельность, являвшаяся своего рода типичной (правильной, нормальной для данных условий), наиболее рациональной формой человеческой активности в сфере общественного производства. На ее основе складывался “фактический порядок вещей”, которому подчинялись товаропроизводители. Осуществление такого рода деятельности предъявляло к участникам производства определенные требования, неоднократное воспроизведение которых становилось обычным поведением – эталоном, образцом. Таким образом, из деятельности, активности людей “вырастали” обычные (фактические) нормы, имевшие общий, обязательный и типичный, т.е. правовой характер.

Из фактически складывающихся отношений возникает право – принципиально новая система нормативного регулирования, которая требовала государственной власти. Появляется обычное право, а затем – законодательство, формируется правовая система. Вслед за этим должно было возникнуть государство, которое всей своей мощью и ресурсами было призвано создать условия для действия новой системы нормативного регулирования. Выдающийся немецкий юрист XIX в. Рудольф Иеринг по этому поводу отмечал, что у государства “есть одна цель, превосходящая все иные цели, первоначально государству указанная и даже вызвавшая его к жизни и постоянно ему присущая, именно правовая цель – развитие и обеспечение права...” (Иеринг Р. Дух Римского права на разных ступенях его развития. СПб., 1845. С. 217; Борьба за право. СПб., 1907. С. 111). Забота о праве, т.е. управление социальной принудительной властью, составляет важнейшую жизненную функцию возникшего государства.

Хотя первоначально право в значительной мере было приспособлено к защите интересов собственников, тем не менее полностью к этому его назначение не сводилось. Главное достоинство права заключалось в установлении и поддержании единого для всей страны правового порядка с целью создания единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархального семейного уклада сельской общины, а также, что немаловажно, для обеспечения единой власти в государстве. С ростом и укреплением таких связей между различными народами шло одновременно становление и развитие международного права, вытесняя тем самым агрессию и силу как средство решения междуэтнических (межплеменных) проблем.

3. Эволюция сознания человека. Правовое осознание действительности. Право обязано своим появлением изменившемуся сознанию человека, формированию у него способности осознавать регулятивные свойства социальных регуляторов, правовую действительность и отражать ее в специфических правовых понятиях. Появление таких универсальных нормативных систем, как мораль и право, исследователи с полными основанием связывают с тем периодом, когда человек стал осознавать внешний характер обращенных к нему норм, а также понимать, как он должен поступать. Речь идет о том этапе социализации, когда синкретичность сознания устраняется, человек начал “узнавать” мораль и право и выделять их (вначале неявно, неосознанно) среди других регуляторов. С этим была связана сформировавшаяся способность человека различать и понимать операторы модальности “можно”, “нельзя”, “разрешено”, “запрещено”.

4. Па правообразование существенно влиял политогенез, или завершение процесса образования государства. Возникшие и окрепшие политические структуры государства поставили под свой контроль процессы правообразования и активно занялись правотворчеством. Все древние кодексы (Законы Хаммурапи, так называемые варварские правды) представляют плохо скрытую перепись существовавших до этого обычаев и уже действовавших в качестве юридических регуляторов.

5. Распространение влияния мировых религий на Западе и Востоке. Не без их сильного влияния происходило формирование соответствующей образу религии правовой системы. Так, известно, какое сильное влияние на становление права в странах Западной Европы оказал фактор Папства. Можно сказать, что в той мере как Папская революция породила западное государство Нового времени, точно так же она породила и западные правовые системы Нового времени, первой из которых стала система канонического права.

6. Существенную роль на правообразование оказало появление и развитие письменности. Без нее не могли бы возникнуть правовые акты, среди которых выделялись нормативные и индивидуальные. Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права, появлению публичного правового договора. Заключаемые между правителями и народом публичные договоры (определявшие обязанности народа перед царской властью, формы вознаграждений и пределы наказаний, обязательные для царя) содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет – договор Бога с народом Израиля. Письменность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента и т.д.

На возникновении и развитии права, безусловно, сказался фактор правовой аккультурации – привития элементов правовой цивилизации традиционным обществам или обществам, уступающим в правовом развитии. Правовая аккультурация предполагает передачу права принудительно или без принуждения одним обществом другому (Крупнейший антрополог права Н. Рулан определяет правовую аккультурацию как “глобальную трансформацию, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения...” (Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 2000. С. 185.)). Если рассматривать правовое развитие во всемирном масштабе, то этот процесс характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы, более развитой, на другие, менее развитые. Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии, и как следствие этого – ее реинтеграция. Так, колонизация крупными европейскими державами, прежде всего Англией и Францией, неевропейского ареала обусловила навязывание (экспансию) права метрополии местному сообществу. Покоренные Халифатом, а позднее Османской империей, народы в результате исламизации постигали законы шариата. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение, правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в его планетарном масштабе.

Наши рекомендации