Древнейшие мировые цивилизации
Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.
4. Период античных государств – 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.
Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия. В сезон паводка, с середины июля до середины ноября поля были заполнены водой, сельскохозяйственные работы останавливались. Население привлекалось на общественные работы, занималось ремеслами. После отступления паводка поля вспахивались, засевались, поливались и пропалывались от сорняков. В 3-2-м тысячелетиях до н. э., в эпоху Древнего и Среднего Царств египетская торговля распространилась до областей северной Сирии. В эпоху Нового царства (со второй половины 2-го тысячелетия до н. э.) торговля Египта с соседними странами все больше расширялась. Из Сирии египтяне вывозили зерно, скот, вино, мед, изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы везли товары из Хеттского государства, с островов Эгейского моря, из Месопотамии. Многочисленные товары отправлялись из Сирии караванами по суше или морским путем, т. к. Египет располагал морским флотом. Когда многоводный Нил выходил из берегов, затапливая почти весь Египет, связь между поселениями обеспечивалась с помощью лодок. Речное судоходство в Египте зародилось около 5-го тысячелетия до н. э., когда появились барки из папируса. Ранние египетские барки представляли собой ладью в форме серпа, связанную из пучков папируса. Нос и корма были изогнуты. Корабль был легким, но прочным. Его корпус туго стягивали тросы. Позже в кораблестроении стал применяться ливанский кедр, обладавший высокой прочностью. Со временем стали строиться довольно крупные суда, которые передвигались за счет гребцов. Свидетельством выдающихся достижений материального производства стало строительство пирамид – огромных каменных гробниц, которые еще при жизни возводились для фараонов. Возле пирамид из камней или кирпича строились мастабы (гробницы) для вельмож, богатых и знатных людей. Самой крупной из примерно 70 пирамид, сохранившихся до наших дней, является пирамида Хеопса (Хуфу). Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В настоящее время на этой территории располагается государство Ирак. Около 5 тыс. лет до н. э. земледельцы Убадайской культуры освоили берега рек и начали осушение болот. Постепенно они научились строить оросительные системы, создавать запасы воды. Излишки продуктов питания позволяли содержать ремесленников, торговцев, священников, чиновников. Большие поселения превратились в города-государства Ур, Урук, Эреду. Дома строились из кирпича, изготовленного из ила и глины. Социально-экономическая и этническая история Междуречья представляет собой непрерывную борьбу за обладание этим богатым регионом с исключительно благоприятными условиями для жизни. При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) произошло объединение всего Двуречья с центром в Вавилоне. В культурном наследии шумеров важное место занимала письменность. Люди испытывали потребность в записи и передаче различной информации. Между 4000 и 3000 гг. до н. э. для обозначения предметов и количественных данных стали использоваться пиктограммы (примитивные рисунки). Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная Индия была богата лесами, драгоценными металлами и камнями. Если Ближний и Средний Восток были открыты внешним влияниям, то Индия была отделена от окружающего мира Гималайским хребтом, морями и океаном. К сожалению, дравидийская письменность до сих пор остается не прочитанной, поэтому представление о жизни коренного древнейшего населения Индии сложилось на основе изучения остатков материальной культуры. Первоначально цивилизация возникла на основе небольших общин в долине Инда около 3000 г. до н. э. Дравиды занимались ирригационным земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, другие культуры. Города были построены по плану, с домами из обожженного кирпича. Имелись водопровод и канализация. Города контролировали обширные территории, были крупными центрами ремесел, торговли. Государственность существовала в виде множества мелких царств и княжеств, в которых правители, возможно, одновременно были жрецами. Хараппанцы разработали морфемно-слоговое письмо, выращивали хлопчатник, занимались торговлей, плавали по морю. В связи с перенаселением в городах они развернули колонизацию от низовьев Инда морем и сушей на восток и запад. Парусно-гребные корабли, имевшие одну и две мачты, плавали по Аравийскому морю, Оманскому заливу. Они дошли до южной оконечности полуострова Индостан, открыли остров Цейлон.К середине 2-го тысячелетия до н. э. цивилизация долины Инда пришла в полный упадок. В качестве причин называют частые наводнения, истощение почвы и вырубку всех деревьев, войны и даже отсутствие иммунитета против появившихся тропических болезней. Во всяком случае, около 1500 г. до н. э. в Северную Индию, предположительно из среднеазиатских степей, вторглись так называемые арийские племена. Вождями племен были раджи, союз девяти скотоводческих племен возглавлял магараджа. Арии быстро усвоили более высокую культуру дравидов, перешли к оседлому земледелию. Дравидов либо истребили, либо превратили в рабов или слуг. На протяжении 1-го тысячелетия до н. э. арии подчинили себе всю территорию Индии. На основе отношений между завоевателями и местным населением возникла и развилась своеобразная кастовая система, которая в значительной степени сохраняется до настоящего времени. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы. Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, состоявший из 12 кланов (родов, колен) потомков двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама, считающегося родоначальником всех семитов. Евреи переселились из-за Евфрата (их называли хабиру, «заречные») в Палестину, откуда, возможно, в связи с голодом переселились в Египет. Из «египетского плена» ввиду усилившегося давления и угрозы уничтожения около 1250 г. до н. э. пророк Моисей увел 600 тыс. евреев. Он увлек соплеменников идеями, которые впоследствии составили иудаизм. Иудаизм складывался постепенно, что нашло свое отражение в Библии (что по-гречески означает «книги»; отсюда – библиотека, библиография и т. д.). Многие сюжеты, ситуации, персонажи, образы, символы из этой самой великой книги за всю историю человечества (с точки зрения христиан) стали духовным достоянием многих поколений, самых разных народов, прежде всего на Западе. О сотворении мира, великом потопе, грехопадении людей, вавилонском столпотворении, казнях египетских, трубном гласе, неопалимой купине, манне небесной и многом другом люди узнали, читая Библию. Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором. В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Важное место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.