Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Результат – это конечный продукт деятельности.
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
1) Наличие общей цели;
2) Совместная деятельность;
3) Личное взаимодействие членов группы;
4) Длительность существования;
5) Добровольный характер
6) Определённый эмоциональный фон.
Различают следующие типы малых групп:
- Условные (нет постоянных контактов)
- Реальные (постоянные контакты)
- Естественные (складываются сами по себе)
- Формальные (официальные)
- Неформальные (неофициальные)
ИТАК, Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества:
- принципиальность, отзывчивость,
- честность, доброту и др.
Задание 12 Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) глава государства обращается к гражданам в СМИ
2) врачи слушают доклад министра здравоохранения
3) друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
4) представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Задание13 Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
1) обучение
2) свобода
3) творчество
4) общение
ИТАК,
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
9) Неумение контролировать эмоции
10) Негативные чувства (зависть, корысть)
11) Невоспитанность
12) Различные ценностные ориентации
13) Возрастные
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
ЗАДАНИЕ
Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека.
Б. К наиболее эффективным способам разрешения любых межличностных конфликтов относят приспособление к мнению противника, полный отказ от своих интересов.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны