Место Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ в единой судебной системе РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституцией РФ «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Особое место в судебной системе занимают органы конституционной юстиции — Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Правовой статус Конституционного Суда РФ закреплен Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ действуют на основании законодательства субъектов РФ и не связаны инстанционно с Конституционным Судом РФ.
Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР в 1989 г.[131], который по своему положению и функциям существенно отличался от органа судебной власти, фактически являясь частью законодательной власти.
Комитет конституционного надзора не имел права признавать недействующими законы, нарушающие Конституцию СССР. Самостоятельной юрисдикцией он обладал в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции.
Комитет конституционного надзора можно считать экспертным, консультативным органом при Верховном Совете СССР.
12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР». В Конституцию РСФСР была включена норма о Конституционном Суде РСФСР как высшем судебном органе конституционного контроля в РСФСР, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд был наделен правом проверять конституционность: 1) не вступивших в силу международных договоров, а также законов и иных нормативных актов высших государственных органов РСФСР; 2) правоприменительной практики; 3) действий и решений высших должностных лиц РСФСР.
Политические события в России в 1993 г. (противостояние законодательной и исполнительной власти, роспуск парламента) привели к тому, что Конституционный Суд РСФСР по собственной инициативе начал рассматривать вопрос об основаниях отрешения Президента РСФСР от должности и подтвердил их наличие. Полномочия Конституционного Суда РСФСР были приостановлены до принятия новой Конституции.
Конституция РФ 1993 г. содержит достаточно развернутые положения о конституционном судопроизводстве: закреплены состав Конституционного Суда и порядок наделения судей полномочиями, компетенция Суда, круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ.
В дополнение к конституционным нормам Закон о Конституционном Суде детально регламентирует вопросы организации Конституционного Суда РФ, статуса судей, структуры и организации деятельности, порядка обращения в суд, решений Конституционного Суда и особенностей производства по отдельным категориям дел.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 общего количества судей.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
6) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.