На каких принципах (основах) должна быть организована власть в демократическом правовом государстве?
Тема 3. Система органов государственной власти в РФ
Государственная власть: понятие, признаки.
Институт власти как понятие означает образование, учреждение:
а) не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;
б) для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов;
в) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и положений;
г) имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных органов.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти – не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (не владеют) определенной суммой власти, пуская ее в обращение.
В системе публичной власти государственная власть отличаются следующими признаками:
- официальный характер, регламентируемый Конституцией (как правило) и законами;
- структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;
- общеобязательный характер ее решений;
- наличие права на легитимное принуждение и использование силы;
- обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
Итак, государственная власть - это:
1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;
2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;
3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.
На каких принципах (основах) должна быть организована власть в демократическом правовом государстве?
I. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей(Ст. 10 Конституции РФ).
Хотелось бы сразу предупредить об опасности упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
Смысл идеи разделения властей - предупредить злоупотребление властью, ее монополизацию, концентрацию. Содержание принципа разделения властей в разные эпохи и разными мыслителями толковалось неоднозначно.
В работах Аристотеля, посвященных государственному устройству, мы находим многие из принципов политической организации современного конституционного государства, в том числе и принцип «сдерживания» властей. Говоря о государственных задачах, Аристотель разделяет их на "консультационные", «административные» и «правовые». Он размышляет о «смешанном государственном устройстве», что предполагает сочетание элементов различных государственных форм с целью привлечения к решению общих вопросов по возможности всех социально значимых групп общества.
Идею «смешанного государственного устройства» разделяли и западноевропейские политические теоретики XVIII века. Монтескье в своем знаменитом «О Духе законов» - 1743 г., описывая английское государственное устройство, противопоставлял деспотическим правлениям абсолютизма концепцию государственного устройства, базирующуюся на идее человеческого достоинства и свободы, где свобода, прежде всего, предполагает "ограниченное правление".
Проект «ограниченного правления» Монтескье связывал не с идеей строгого разделения ветвей власти, а с тем, как они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом. Но больший акцент он делал на необходимом участии в государственной власти всех основных социальных групn.
Творцы американской конституции стояли перед той же проблемой: как через дифференцированную систему «сдержек и противовесов» смягчить противоречия между большинством и меньшинством, привлечь по возможности все социальные группы населения к участию в государственных делах. Американские законодатели построили свою концепцию, основанную не на отделении властей друг от друга, наоборот, по американской конституции ни один орган не выполняет исключительно только ту функцию, которая ему отведена, но все органы участвуют в выполнении разных функций: президент участвует в законотворческой деятельности с применением права «вето», конгресс участвует в судопроизводстве и т.д. Контроль и ограничение власти заключается в общем участии, в совокупности власти. Кроме того, американские законодатели разработали федералистскую идею вертикального разделения властей.
Таким образом, классики теории разделения властей даже если разделяли ветви власти по их функциям и связывали это разделение с организационными и структурными признаками, то главная их цель состояла не в том, чтобы наметить четкие линии разграничения властей, а скорее в том, чтобы уравновесить и сдерживать власти, обеспечить социальный контроль за ними. Как невозможно однозначно разделить государственные задачи на законодательные, исполнительные и судебные, так и сами эти задачи не могут решаться только соответствующими органами. Сам принцип разделения властей является общей схемой и может по-разному реализоваться в различных странах в зависимости от формы государства (правления, политико-территориального устройства, режима).
Принцип разделения властей в Российской Федерации, как и большинстве современных государств, закреплен в действующей Конституции РФ (ст. 10). Задача - в необходимости обеспечить его реализацию созданием на законодательном уровне равнодействующей в системе «сдержек и противовесов», чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса; эффективный механизм общественного контроля над всеми властными структурами, дабы избегать злоупотреблений, сверхконцентрации власти.
Итак, современное содержание разделения властей, принцип организации и функционирования государственной власти включает:
- четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
- независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
- обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания;
- гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
II. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти – ее подчиненность праву,регулируемость законами, правоотношением.
Правоотношения обеспечивают организованность, точность во властеотношениях на основе четкого определения прав и обязанностей, компетенции и объема полномочий, правил поведения и т.д. Лишь таким образом может претвориться в жизнь декларируемое десятилетиями моральное и юридическое равенство всех членов общества, а власть и право займут нормальное соотношение, где право - цель, власть - средство.
Правотворчество и правоприменение, как важнейшие составные части государственного воздействия на общество, должны стать практикой понятной, признанной, доступной широкому кругу населения. Для того чтобы изжить порочную поговорку о том, что «закон что дышло - куда повернул, туда и вышло», необходимы определенные условия:
- устранение противоречий в законодательстве;
- важно, чтобы законодатели и правоприменители работали заодно, исповедуя единую Концепцию общественного развития, основополагающие принципы демократии и правового государства;
- требуется осмысленное уважительное отношение к юридическим требованиям всех членов общества.
Правопорядок в конечном счете есть результат действия всего механизма обеспечения законности силами государственной власти и гражданского общества, однако, определяющую роль играет власть. Циничной представляется известная формула: общество имеет такое правительство, какое заслуживает. Во власть люди идут добровольно, более того, стремятся, борются за нее, власть предержащие становятся политической элитой и потому обязаны представлять собой образцы правомерного поведения, действия.
III. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип – ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике – своего рода традиционализм политической культуры. В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, наделенные, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах. Власть для власть предержащих является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью, и эту обязанность они должны нести как известное общественное служение.
Форма милиционера, черная мантия судьи заставляют человека повиноваться. Сами по себе люди, облаченные в этот костюм, может быть, не заслуживают доверия, уважения, но отношения зависимости как бы объективируются, соединяются с государственной должностью, а не с именем, лицом.
Эта безличность и абстрактность власти и есть характерная черта современных правовых государств, она отражается в официальной терминологии: «во имя закона», «во имя народа», «на службе у закона», «на службе у государства», которая используется в международных соглашениях, внутригосударственных политических декларациях, актах.
IV. Среди основополагающих начал правового демократического о государства существует и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата. Конкретная реализация этого принципа зависит от государственной формы и ее коррекции, бытующих в обществе представлений о роли государства и гражданского общества, зрелости последнего. Мировая управленческая практика выявила тот круг задач, функций, которые непрерывно и внутренне присущи, другими словами, перманентно и имманентно составляют «ядро» бытия государства, деятельности его служащих.
V. Целостность России, ее частей, единство внутренней и внешней стратегии невозможны без концептуальной и структурной целостностисамой государственной власти – это еще одно принципиальное начало организации и функционирования всей конструкции государственной власти. Управленческая пирамида у нас зачастую не обоснована, не просчитана и после очередной кампании по сокращению госаппарата возрождается традиционными способами: сначала создаются структурные подразделения, в них появляются чиновники, которые сами себе определяют функции, затем ими же обществу навязываются цели и задачи или же последние вовсе не оглашаются. В результате осуществляемый сегодня властью политический курс и вытекающая из него политика (экономическая, социальная, региональная, военная, внешняя и др.) лишены долговременных перспектив, в них слабо увязаны долгосрочные и текущие действия слабо скоординированы программы развития по различным функциональным областям.
Функциональная общность федеральных органов государственной власти и их разновидностей предполагается тем, что они в совокупности участвуют в осуществлении функций государства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной власти, каждый из них участвует в выполнении функций государства в определённом объеме и присущих ему формах. Но именно такое соучастие государственных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим фактором, соединяющим, сплачивающим в единое целое совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Системообразующим фактором являются организационно-правовые принципы деятельности государственных органов. Только совместное взаимодействие и взаимосвязь обеспечивают системность государственной власти, нормальное и эффективное государственно-управляющее воздействие. Безусловно, признание совокупности государственных органов в качестве системы не означает тождества характера, конкретных функций и полномочий организационной структуры органов, входящих в основные составные части системы государственной власти и управления.
VI. Принципом, характеризующим государственную власть в демократическом правовом государстве, является ее опорав практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии.
Социальные технологии, включаясь во власть, выступают как такой интеллектуальный ресурс, использование которого позволяет прогнозировать социальный результат, предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и способствовать их целесообразному разрешению. Базой технологического совершенствования государственной власти является наука, ее продукты - программы, проекты, технологические проработки, экспертные оценки и т.п. Включенность науки в механизм функционирования власти, независимая экспертиза - необходимая составляющая процесса обеспечения концептуальности и г целесообразности мер в отношении регионов и муниципальных образований, информационно-аналитического изучения ситуации в обществе. Как никогда раньше власти в России, всем ее органам необходима общая осмысленность своих действий, научная поддержка и правильное использование ииновационного потенциала. Спонтанные мероприятия власти бесперспективны, вызывают отторжение в обществе, приводят к дестабилизации системы управления в стране в целом.
VII. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который неправомерно отождествлять лишь с законностью (legos) происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе Права. Право существенная составляющая легитимности. Однако для современного человека правовое происхождение власти не может служить постоянно действующим аргументом в ее пользу. Власть должна себя оправдывать, быть необходимой, авторитетной. Два аспекта определяют реальную значимость в обществе и состояние государственной власти: один заключается в том, насколько власть воплощает в себе общие потребности, интересы граждан, второй – как она практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие и качество жизни общества, достойный образ жизни гражданина. Итак, обращенность к потребностям, интересам, ожиданиям людей, желание, возможность и способность удовлетворить определенные запросы человека, семьи, этноса, группы людей, населения является сущностным признаком, ресурсной основой легитимности власти.
Легитимность в ее современном понимании означает, следовательно, совокупность трех составляющих:
1) народ формирует из своих рядов государственную власть;
2) народ признает власть и добровольно следует ее установлениям;
3) народ проявляет готовность при необходимости защитить свою власть.