Политические институты с позиций концепции рационального выбора
Б. ВЕЙНГАСТ
Теория рационального выбора предоставляет в распоряжение ученого определенный набор средств для исследования институтов, институционального выбора и длительности существования институтов. Уходящий корнями в экономическую теорию фирм, экономическую историю и позитивную политическую теорию (Enelow, Hinich, 1984; McKelvey, 1976; Riker, 1982; Williamson, 1985; Milgrom, Roberts, 1990), рациональный подход дает возможность систематизированного изучения институтов. Имея много общего с другими подходами к исследованию институтов, теория рационального выбора обладает некоторыми отличительными чертами, главная из которых состоит в том, что она предоставляет исследователю микроосновы для институционального анализа 1. Их применение распространяется на все социально-политические проблемы — от деятельности основных политических институтов развитых стран Запада (законодательных судов, выборов и бюрократий) до исследований особенностей институтов в развивающихся странах, связанных, в частности, с коррупцией, производством и обменом, революцией.
Анализ институтов с позиции рационального выбора можно разделить на два отдельных уровня анализа (Shepsle, 1986). На первом уровне изучаются результаты деятельности институтов как неизменные и экзогенные. На втором — рассматривается вопрос о том, почему данные институты принимают ту или иную конкретную форму, которая позволяет им оставаться эндогенными величинами. Очевидно, что первый уровень анализа предшествует второму и отличается большей проработанностью. Второй уровень представляет собой углубленное изучение институтов. В сочетании оба эти типа анализа позволяют не только анализировать результаты воздействия институтов, социальное и политическое взаимодействие, но и пытаться понять ход эволюции и причины выживания отдельных институциональных форм.
1 Обзор различных подходов к институциональномуанализу см.; Hall, Taylor, 1996.
Методологию рационального выбора в сфере конституционального анализа можно охарактеризовать по четырем позициям. Во-первых, она позволяет систематизированно изучать результаты функционирования институтов. Последние моделируются как ограничители действия (North, 1990), регулирующие последовательность шагов, предпринимаемых акторами в ходе их взаимодействия, влияющие на выбор решения конкретных акторов, или на структуру доступной для них информации.
Во-вторых, эта методология носит исключительно компаративный характер, что дает возможность прогнозировать в направлениях: (1) при прогнозировании различных вариантов и конечных результатов часто сравниваются институциональные ограничения одного профиля, не отличающиеся друг от друга и (2) сравнительный анализ ситуаций равновесия обеспечивает получение статистических данных, на основании которых можно судить о возможных изменениях поведения и результатов при изменении соответствующих условий2. В сочетании эти прогнозы позволяют не только эмпирически тестировать, но и закладывают основы для нового систематизированного подхода к сравнительной политологии. Проводится сравнение функционирования и результатов деятельности аналогичных институтов данного государства (например двух органов исполнительной власти или двух министерств), а также деятельности сходных институтов в разных странах.
В-третьих, изучение эндогенных институтов дает основу для отдельных концепций об их стабильности, форме и выживании. В отличие от других подходов, при которых институты воспринимаются как данное, методология рационального выбора позволяет ученым изучать, каким образом акторы пытаются воздействовать на институты при изменении условий.
В-четвертых, такой подход предоставляет микроосновы для исследования макрополитических явлений, таких, как революции и общегосударственные выборы (Poole, Rosenthal, 1995). До недавнего времени исследованием этих проблем занимались в основном макросоциологи и представители исторического институционализма (Skocpol, 1979). Несмотря на то, что применение теории рационального выбора при изучении этих вопросов началось сравнительно недавно, благодаря предлагаемым ею микроповеденческим моделям, сложилась новая методология для сравнения различных конкретных случаев. Детально разработанные модели переломных политических изменений создают прекрасные возможности для применения теории рационального выбора.
Цель данного краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить логику институционального анализа, основанного на теории рационального выбора, рассмотреть различные возможности его применения и дать читателю представление о том, в каком направлении продолжить знакомство с очерченным кругом проблем. Глава состоит из трех параграфов: в первом даны примеры результатов деятельности институтов; во втором рассматриваются последние, наиболее важные исследования об эндогенных институтах; и в заключении характеризуется несколько пограничных проблем исследования.
2 Эти два типа прогнозов отличаются друг от друга тем, что в первом случае неизменными считаются условия и изучаются результаты институциональных изменений, в то время как при втором неизменными остаются институты, а исследуются результаты изменения условий.
Воздействие институтов
Рациональный выбор прежде всего предполагает наличие какого-то числа индивидов, каждый из которых имеет свои четко выраженные предпочтения. Именно стратегическое взаимодействие индивидов в рамках четко определенных условий находится в центре внимания этого подхода. Институты моделируются путем изучения их воздействия на множество действий, доступных для каждого индивида, на последствия действий, на структуру информации, доступной для каждого принимающего решения актора (§ 3 наст. гл.). Анализ, проведенный с позиции теории рационального выбора, применялся практически ко всем основным демократическим институтам и структурам, включая конституции, органы законодательной и исполнительной власти, бюрократию, судебные и избирательные системы3. В работах многочисленных специалистов рассматривается влияние институтов на политический выбор, включая макроэкономическую политику, проблемы благосостояния, бюджет, нормативные положения и технологию 4.
А. Установочная модель
Установочная модель иллюстрирует логику, применяемую при анализе с позиций теории рационального выбора5. Ее построение начинается со стандартной пространственной модели альтернативного выбора в одномерном континууме (схема 5.1)6. На схеме представлены несколько вариантов возможного политического выбора, которые могут отражать степень защиты окружающей среды или долю ВВП, затрачиваемую на поддержание общественного благосостояния. Каждый индивид представлен функцией предпочтения, в максимальной степени соответствующей его точке зрения на «идеальную ситуацию», т.е. на проведение такого курса, который для него наиболее предпочтителен. Люди отстаивают те политические линии, которые в большей степени, чем другие, соответствуют их идеалу. Предполагается, что все индивиды действуют стратегически, т.е. максимизируют свои цели в рамках существующих ограничений.
3 О конституциях см.: Buchanan, Tullock, 1962; Brennan, Buchanan, 1984; Elster, 1989; Hardin, 1989; Ordeschook, 1993; Weingast, 1995Ь. О законодательных органах власти см.: Austen-Aurt, Banks, 1988; Cox, McCubbins, 1993; Fiorina, 1989; Kiewiet, McCubbins, 1991; Krehbiel, Ml; Laver, Schofield, 1990; Laver, Shepsle, 1995. О президентах см.: Eskridge, 1991; Kiewiet, McCubbins, 1991; Matthews, 1989; Мое, 1985а. О бюрократии см.: Ferejohn, Shipan, 1989; Fiorina, 1981; Fiorina, 1989; McCubbins, Noll, Weingast, 1987; McCubbins, Schwartz, 1984; Мое, 1987b; Moe, 1989; Noll, 1987; Noll, 1989; Rothenberg, 1994; Weingast, Moran, 1983. О судебной системе последний полный обзор см.: Rodrigues, 1994. Об избирательных кампаниях см.: Sawn 1993; Cox, Rosenblafh, 1993; Kousser, 1974. Кроме того изучен целый ряд специальных вопросов, таких, как финансирование избирательных кампаний (Austin-Smith, 1987; Baron, 1991; Snyder, 1991) и влияние законодательных инициатив и референдумов (Gerber, 1966).
4 О принятии политических решений на макроэкономическом уровне см.: Person, Tabellini, 1990, о проблемах благосостояния — Ferejohn, 1989; о бюджете — Cogan, 1994; McCubbins, 1989; о технологии — Cohen, Noll, 1991. Из последних работ о нормативном регулировании см.: Noll 1989; Romer, Rosenthal, 1985; о бюрократии см.: соответствующую часть сноски 3.
5 Спектр применения установочных моделей рассматривается в Rosenthal, 1990.
* Более детально об общей пространственной схеме см.: Enelow, Hinich, 1984.
Основным параметром пространственной модели голосования по отдельному вопросу является «средний избиратель», или тот, кто находится в середине всего континуума избирателей. Политическая линия М на схеме 5.1 представляет собой идеальный для «среднего избирателя» тип политической стратегии. Статус-кво, или осуществляемая в настоящее время политическая линия, обозначена как Q. Общая пространственная схема позволяет делать прогнозы об исходе голосования в различных альтернативных институциональных условиях.
Схема 5.1
УСТАНОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ
-------------------------/-------------------------------/---------------------------/--------------/-------
Q M Q' S
Предположим, что может быть предложена любая альтернатива, а число лиц, собирающихся выдвинуть предложения, определено наугад. Каждое предложение против статуса-кво голосуется большинством голосов, и то из них, которое побеждает, обретает характеристики нового статуса-кво. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не прекращается поступление новых предложений. Какая же политическая линия будет применена? При наличии одного вопроса в данном случае будет использована теорема «среднего избирателя», суть которой сводится к тому, что единственным стабильным решением проблемы является применение идеальной, с точки зрения «среднего избирателя», политической линии (Enelow, Hinich, 1984). Для уяснения этого положения рассмотрим другую альтернативу — X. Достижение стабильности требует, чтобы не существовало других решений проблемы, которые могло бы поддержать большинство, выступающее против X. А решение M способно сплотить вокруг себя такое большинство. Если X расположено справа от M, тогда все избиратели слева от M предпочтут MX; то же самое сделает и средний избиратель, а по определению, средний избиратель вместе с остальными избирателями, находящимися на схеме по одну из сторон данного решения, составляют большинство. Та же самая логика mutatis mutandis применима и в том случае, если X расположен слева от M.
В вопросе о влиянии институтов следует отметить, что не существует единой схемы, в соответствии с которой формируется их «повестка дня» — процесс, определяющий набор альтернативных решений. В установочной модели известная личность (организация или комитет), выступающая с определенной инициативой, обладает исключительной или монопольной властью в вопросе о повестке дня. Организатор выступает со своей инициативой, после чего избиратели голосуют либо за эту инициативу, либо за сохранение статуса-кво, Q.
Возвращаясь к схеме 5.1, предположим, что идеальной, с точки зрения инициатора перемен, является политическая линия S. Определим этот оптимальный вариант как W(x), где х представляет собой набор альтернативных вариантов политического курса, которые настраивают большинство против х. При неизменном положении вещей —Q, набор реалистичных для инициатора перемен политических линий определяется как W(Q), а промежуток между
ними — как (Q,Q')7. Склонный к W(Q) инициатор выберет из существующих возможностей соответствующую политическую линию, причем ту, которая более всего сочетается с его предпочтениями, — Q'. Оказавшись перед проблемой выбора — за Q и Q', большинство выберет Q'8. Если S нe равняется М, монопольная власть инициатора преобразований будет отличаться от идеального для среднего избирателя решения. Расхождение результатов в данном случае обусловлено институционализированной властью инициатора преобразований в повестке дня. Несмотря на то, что большинство предпочитает М, а не Q', контроль над установочной повесткой дня позволяет инициатору исключить М из числа обсуждаемых вопросов.
Возможности методологии рационального выбора раскрываются при сравнении результатов в статистике, показывающих, как изменяется равновесие выбора при различных параметрах самой модели. Установочная модель определяется тремя параметрами: расположением точек Q, М и S. Сохраняя неизменными Ми Q, можно выяснить, какие политические линии будут соответствовать тем или иным предложениям9. Более интересные сравнительные статические результаты обнаруживаются во взаимоотношении Q и M (Romer, Rosenthal, 1978). Вернемся к схеме 5.1. Отметим, что по мере движения статуса-кво влево, число возможных вариантов (политических курсов, которые средний избиратель предпочитает существующему статусу-кво) увеличивается. Таким образом, как явствует из схемы 5.2, если новый статус-кво составляет R < Q, тогда количество возможных политических курсов увеличивается от (Q,Q') дo (R,R'). Если идеальным решением проблемы для инициатора изменений является S, тогда вместо Q' он предложит R'. Такое положение ведет к парадоксу: чем хуже для среднего избирателя существующий порядок вещей, тем менее приемлемым станет результат для монопольного инициатора изменений, стремящегося к достижению экстремального идеала.
Схема 5.2