К собственным средствам профсоюзных организаций относятся: членские взносы, доходы от деятельности хозяйственных организаций, доходы от платных мероприятий.
В доходах профсоюзных организаций членские взносы составляют более половины их совокупного объема. Они установлены для членов ВКП в размере 1% от суммы заработка. Второй источник собственных доходов профсоюзных организаций связан с проведением профессиональными союзами финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на подведомственных предприятиях и учреждениях, которые имеют подсобные хозяйства (сельскохозяйственные, торговые, транспортные, промышленные, службы быта и др.). Финансово- хозяйственная деятельность профсоюзных организаций основана на самоокупаемости, хотя внутри системы возможно и сметное финансирование, обусловленное перераспределением собственных средств между звеньями.
Расходы профсоюзных организаций соответствуют их уставным задачам. Это, прежде всего расходы на оказание материальной помощи, охрану труда, а также административно- хозяйственные расходы. К организационным расходам от- носятся расходы на проведение пленумов, съездов, конференций, командировки.
Значительная часть расходов профсоюзов связана с содержанием и развитием сети культурно-просветительных и спортивных учреждений. Всеобщая конфедерация профсоюзов входит в международную организацию - Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП). Поэтому в расходах ВФП предусматриваются расходы на развитие и укрепление международных связей, в том числе и членские взносы в ВФП.
Всеобщая конфедерация профсоюзов управляет фондом государственного социального страхования.
Финансы профсоюзных организаций организуются с учетом вертикальной системы их управления. Доходы профсоюзов распределяются между вышестоящими и нижестоящими организациями. Взносы членов профсоюзов в основном оста-клея у первичных организаций, и только часть их распределяется между звеньями профессиональных организаций.
В настоящее время в нашей стране сформировалась и функционирует Конфедерация независимых профсоюзов (КИП). Организация их финансов во многом сходна, однако пока КНП не обладает большой собственностью.
Политические партии и общественные движения являются разновидностями общественных объединений. Главным объединяющим началом здесь выступают идеологические принципы или общественные идеи. Финансовая система политических партий и общественных движений такая же как и у других общественных объединений, хотя имеются определенные особенности.
Основным источником существования любой политической партии являются членские взносы, которые могут и не покрывать все их расходы. В то же время для общественных движений более характерны вклады и пожертвования от их сторонников в лице частных предпринимателей, учреждений организаций, коллективов и отдельных граждан. Такого рода поступления могут осуществляться и из-за границы.
К третьей группе источников доходов политических партий и общественных движений относятся поступления от издательской и прочей деятельности, которая может носить и коммерческий характер.
В демократических обществах в большинстве случаев законодательством запрещено использовать государственные бюджетные средства не только на прямое финансирование деятельности политических партий, но и на косвенную их материальную поддержку (предоставление на бесплатной или льготной основе помещений для съездов, финансирование музеев с партийно-политической направленностью и т.д.). В то же время здесь возможны и другие подходы, но они, как правило, законодательно оформлены и имеют определенные границы.
Для политических партии характерна вертикальная структура управления при наличии первичных партийных органов и аппарата центрального руководства. Для организации финансов также характерно достаточно широкое распространение внутрипартийных финансовых отношений между вышестоящими и нижестоящими органами, в том числе в форме дотаций.
Политические партии, как правило, имеют собственность, размеры которой во многом зависят от популярности политики, проводимой ее руководством, а также от положения партии в общественно-политической системе страны. Общественные движения, напротив, собственности практически не имеют, а их лидеры нередко работают на общественных началах.
В финансовых планах партий можно наблюдать достаточно полный состав доходов, в том числе поступления от деятельности хозяйственных организаций, действующих на принципах коммерческого расчета.
В общественных движениях финансовым планом, как правило, является смета, объем которой значительно различается по годам.
По сметам общественных движений основную долю составляют затраты, финансируемые за счет пожертвований и целевых взносов спонсоров, в том числе активных участников движения.
Специальные целевые фонды - это особая форма организации финансов, характеризующаяся добровольностью объединения денежных средств различных субъектов хозяйствования и населения для реализации конкретных целей и программ в области экономического развития и решения социальных проблем.
Специальные целевые фонды создаются, как правило, по инициативе общественности, отдельных социальных групп и коллективов. Они функционируют на основе утвержденного, на съезде (или другом коллективном органе) устава. В уставе конкретизируются цели, задачи и принципы организации и функционирования фонда. Специальные целевые фонды нередко действуют на правах юридического лица.
Управление фондом осуществляет правление (президиум правления). Оно состоит из наиболее известных общественных деятелей, ученых, других представителей, которые нередко были инициаторами создания фонда.
Источники поступления средств в целевые фонды направления их расходования специфичны и зависят от характера и цели его создания.
Тем не менее можно выделить присущую этим средствам закономерность, состоящую в преобладании доли поступлений от предприятий и организаций, учреждений и отдельных граждан на основе спонсорства. Расходы же фондов не преследуют цели извлечения прибыли, хотя в целом они могут и сопровождаться: получением дохода.
По уставной деятельности целевые фонды не имеют финансовых обязательств перед государственным бюджетом, в том числе освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Международный общественный фонд "За развитие человечества" является независимым, неправительственным органом. Источники его формирования добровольные взносы; дары; отчисления, поступления в виде материальных и культурных ценностей, денежных средств, недвижимого имущества от отечественных организаций, фондов, творческих союзов, коллективов предприятий, отдельных граждан. Кроме того, средства могут поступать в результате, издательской и другой общественно полезной деятельности фонда в стране.
Фонд имеет право участвовать в культурных мероприятиях, выставках-продажах, аукционах, лотереях и других мероприятиях.
Российский международный фонд культуры формируется счет добровольных денежных взносов общественных организаций, граждан; доходов от производственно-хозяйственной деятельности, лотерей, аукционов; поступлений от концертов, спектаклей; дарений и завещаний (коллекции, библиотеки и т.д.).
Расходы осуществляются согласно смете на: строительство и реставрацию объектов культуры; пополнение фондов музеев и библиотек; приобретение за рубежом произведений культуры; выплату премий, стипендий.
Фонд развития медицинской промышленности образован в основном для финансирования создания современной отечественной фармацевтической индустрии. В настоящее время износ промышленно-производственных фондов на предприятиях, производящих лекарства, составляет 80%. Значительных затрат требует реконструкция и сооружение новых природоохранных объектов для этих заводов, производство которых зачастую является экологически грязным.
Хотя использование средств фонда имеет определенную отраслевую направленность, источники его финансирования многообразны. Вкладчиком в фонд может быть любой гражданин и любое учреждение. На базе этого фонда создаются предприятия с иностранным участником, малые предприятия, обеспечивающие реализацию уставных задач.
Благотворительные фонды - это особая форма организаций финансовых отношений, характеризующаяся исключительно добровольным характером поступлений (отчислений) денежных средств для образования фондов и использованием имеющихся средств на благотворительные цели.
Эти фонды строят свою деятельность на основе устава, который регистрируется в правовых органах. В уставе определяется цель создания фонда, основные принципы его функционирования, источники получения денежных средств. Основные виды доходов благотворительных фондов аналогичны поступлениям в специальные целевые фонды.
Благотворительные фонды, как правило, функционируют на правах юридического лица и являются самоуправляющими субъектами. Общее руководство деятельностью названных фондов осуществляет правление, члены которого действуют на общественных началах и чаще всего являются инициаторами и учредителями фонда. Оперативное управление благотворительными фондами находится в ведении немногочисленного платного аппарата.
Международный фонд милосердия и здоровья является самоуправляющимся органом общественности, целью создания которого выступает благотворительная деятельность, осуществляемая по отношению, прежде всего к больным и престарелым гражданам. Средства фонда складываются за счет:
- добровольных взносов, даров и отчислений общественных организаций, творческих союзов, коллективов предприятий, учреждений, отдельных граждан;
- прибыли, полученной от производственно-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, создаваемых фондом;
- поступлений от зарубежных фондов и отдельных лиц;
- доходов от мероприятий, проводимых в пользу лотерей, платных услуг, издательской и другой деятельности (телемосты, телемарафоны, в том числе круглосуточные).
Направления расходования поступивших в благотворительные фонды денежных средств обычно определяются правлением фонда или пленумом представителей учредителей фиксируются в смете доходов и расходов. Расходование средств предопределяется целями образования фонда, намеченными долговременными программами, конкретизирующими уставные задачи фонда. Главной отличительной чертой благотворительных фондов является расходование средств на безвозмездной основе с благотворительной направленностью.
Расходы на содержание административного аппарата производятся за счет финансовых результатов от собственной производственно-хозяйственной деятельности. В то же время благотворительные фонды могут заниматься учредительством различных предприятий, включая совместные с зарубежными участниками. Но такая деятельность ограничена, как правило, размерами устойчивых остатков денежных средств на счетах. Кроме того, практически все доходы от коммерческих структур должны поступать в благотворительные фонды для использования на уставные цели.
Российский детский фонд - один из первых благотворительных фондов, созданных в последние годы в нашей стране (1999г.). Среди направлений расходования средств можно выделить следующие:
- оказание конкретной помощи детям-сиротам путем выделения средств домам ребенка (например, разукрупнение групп до 10 человек в каждой требует увеличения количества воспитателей и соответственно фонда их заработной платы);
- организация и поддержка семейных детских домов;
- приобретение автотранспорта для домов ребенка, детских домов и домов-интернатов;
- улучшение здравоохранения, борьба с детской смертностью - осуществление программы "Жизнь ребенка";
- назначение на стипендии фонда; осуществление программы "Дети Чернобыля" и т д.
В нашей стране благотворительные фонды только начинают развиваться, а в других государствах их использование существенно шире.
Фонды создаются на сроком 50 лет и в течение этого времени их средства должны быть израсходованы на соответствующие цели. Такой подход заставляет искать объекты для применения средств фондов.