Тема 4. «Денежные доходы и финансовые результаты хозяйственной деятельности организаций»

4.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательс­кой деятельности предприятия. Прибыль является показа­телем, наиболее полно отражающим эффективность произ­водства, объем и качество произведенной продукции, со­стояние производительности труда, уровень себестои­мости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интен­сификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероп­риятий по научно-техническому и социально-экономичес­кому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Прибыльявляется не только важнейшей категорией хозяйственной деятельности организации, фактором её существования и развития. Наряду с удовлетворением разнообразных потребностей самой организации, собственников и её работников, прибыль является одним из основных источников формирования доходов бюджетной системы, вне­бюджетных и благотворительных фондов, финансирования общественных потребностей, опосредованно удовлетворяет экономические интересы самых разнообразных категорий потребителей. Реализация всех интересов осуществляется при распределении прибыли, путем обособления различных ее видов в процессе формирования доходов и расходов предприятия.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой до­ходов и расходами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компо­нентов как с положительными, так и отрицательными знаками.

Существенные причины роста прибыли — развитие предприни­мательской деятельности организаций и повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий.

На предприятии рассчитываются следующие виды прибыли:

Ø валовая (маржинальная) прибыль;

Ø прибыль от продаж;

Ø прибыль до налогообложения;

Ø чистая прибыль.

Более подробно эти виды прибыли будут рассмотрены ниже.

4.2. Расходы и доходы организаций. Классификация расходов и доходов. Финансовые методы управления расходами. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции

В современных условиях социально-экономического развития России важным фактором дальнейшего развития любого пред­приятия является поток поступающих денежных средств, превы­шающий платежи. От наличия или отсутствия доходов зависят, в конечном счете, возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.

Генерирование доходовопределяет содержание хозяйственной деятельности предприятия. Доходами признается увеличение экономических выгод предприятия, приводящее к увеличению его капитала. Не приводят к увеличению капитала и не относятся к доходам:

Ø суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет;

Ø поступления по договорам комиссии[1];

Ø суммы полученных залогов, задатков[2];

Ø суммы, полученные в погашение кредита.

Рост доходов обусловливается увеличением объема производ­ства и продажи продукции, внедрением научно-технических раз­работок, а, следовательно, повышением производительности тру­да, снижением себестоимости, улучшением качества продукции.

(Рассмотреть состав доходов предприятия, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете).

Основной источник доходов предприятий — выручка от прода­жи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяй­ствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходо­вании средств и наиболее эффективного их использования.

Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах.

Традиционный метод определения выручки от продажи про­дукции состоял в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет органи­зации в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка от реализации могла быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ выручка от ре­ализации продукции определяется в зависимости от порядка при­знания доходов — методом начисления или кассовым методом.

(Рассмотреть метод начисления и кассовый метод).

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет разнообразные расходы, которые определяются как уменьшение экономических выгод предприятия, приводящее к уменьшению его капитала.

Лекция 18

(Рассмотреть состав расходов предприятия, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете).

Расходы на производство и продажу продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.

Экономической категорией, характеризующей финансовый результат предпринимательс­кой деятельности, является прибыль, которая определяется как разность между доходами и расходами предприятия.

Основную долю прибыли организации составляет прибыль от продаж (прибыль от реализации), которая определяется как разница между выручкой от ре­ализации по соответствующим ценам и полной себесто­имостью. Следовательно рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Следовательно, размер прибыли зависит и от объема выручки от реализации продукции, которая включает:

Ø средства на возмещение зат­рат организации на реализованную продукцию (полную себестои­мость);

Ø денежные накопления (прибыль);

Ø налоги (НДС, акцизы).

Каждая часть имеет свое направление использования.

Первая часть направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т.е. она выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства.

Вторая часть – прибыль – является источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направленная в фонды организации, обеспечивает решение его экономических, технических, социальных задач.

Часть прибыли в виде налога на прибыль, а также другие налоги (НДС, акцизы) направляются в бюджет.

Сумма выручки отличается от стоимости произведенной и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:

Ø остатки готовой продукции на складе;

Ø остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не насту­пил;

Ø остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок;

Ø товары, находящиеся на ответственном хранении у покупате­лей.

(Рассмотреть расчет ожидаемых остатков готовой продукции на складе, расчет остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, или не оплаченных в срок на начало предстоящего периода, расчет товаров на ответственном хранении у покупателей).

Лекция 19

4.3. Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж). Методы планирования прибыли

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правиль­ного ее исчисления. От того, насколько достоверно опреде­лена плановая прибыль, будет зависеть успешная финан­сово-хозяйственная деятельность организации.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собствен­ных оборотных средств, соответствующих выплат работникам, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное пла­нирование прибыли на предприятиях имеет ключевое зна­чение не только для предпринимателей, но и для государства в целом. (см. Методические указания по проведению практических занятий, ч.II, с.16-25)

Наши рекомендации