Менеджмент в контексте новых обстоятельств. Менеджер ХХI века
Теоретические модели А.Файоля и Г.Минцберга, описывающие функции и роли менеджера, концепции Р. Стюарт носят универсальный характер, выдержали испытания временем и, очевидно, не потеряют своего значения и в будущем.
Однако конкретный характер работы менеджеров, ее специфика со временем претерпевают определенные изменения, их необходимо рассматривать в контексте сегодняшних противоречий, напряженности и изменений. Исследования последних лет позволили выявить основные тенденции изменений в организациях и соответствующих изменений в характере управленческой деятельности на границе ХХ и ХХI веков:
1. Авторитарный стиль руководства будет становиться все более и более непригодным.
2. Число уровней управления будет сокращаться.
3. Расширится практика делегирования полномочий подчиненным.
4. Оплата будет теснее связана с квалификацией и/или результатами.
5. Большинство работ будет выполняться межфункциональными командами.
6. Менеджеры вместо периодического тренинга будут обучаться непрерывно.
7. Менеджеры будут иметь географически рассредоточенный персонал, управление которым будет осуществляться с помощью новых информационных технологий.
8. Менеджмент будет сосредоточен в основном на управлении людьми.
9. Возрастет спрос на универсальных менеджеров, в то время как спрос на узких специалистов и специалистов, владеющих техническими навыками, снизится.
10. Будут широко использоваться внештатные сотрудники, работающие на контрактной основе, при сохранении в организации небольшого штата постоянных работников для ведения основного вида деятельности.
11. В своей деятельности организации будут уделять возрастающее внимание не только акционерам, но и более широкому кругу обладателей ресурсов, например, местным жителям.
12. Деятельность организаций станет менее диверсифицированной.
Из изложенного выше вытекают требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать менеджер ХХI века. Эти требования приводятся в порядке убывания степени их важности:
1. Стратегическое мышление (видение долгосрочной перспективы, широкий взгляд на вещи, предвосхищение событий и т.д.).
2. Реагирование на изменения и управление изменениями.
3. Ориентация на тотальное качество и удовлетворение потребителя.
4. Управление финансами (понимание роли и смысла основных финансовых показателей).
5. Создание условий для эффективной работы подчиненных.
6. Понимание роли информации и информационных технологий.
7. Словесное общение (логичность, убедительность и т.д.).
8. Знание организации (понимание сущности работы других отделов).
9. Оценка риска при принятии решений.
Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что от менеджеров будущего века будет требоваться очень высокий уровень КОМПЕТЕНТНОСТИ и ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Книга 2. Общение.
Каждый менеджер постоянно участвует в общении со своими подчиненными, коллегами, начальством, представителями других организаций. Общение это происходит не в "безвоздушном пространстве": в каждой организации формируется специфический "климат общения", оказывающий, в свою очередь, существенное влияние на деятельность организации.