Падение Византийской империи 1453г.
Визант.ослаблена.Иоан.5 Палеолог ищет поддержки папства,Венгр.,но миссия безуспешна.Визант.признаёт васс.зависимость от осман.,платит днь и приним.участ.в осман.походах.1394-1402-Баязид 1осаждает Констан-ль.Внутр.смуты,раскол Осм.держ.отсрочили гибель Визант. 1422 г. – османы вновь осадили Константинополь. 1430 г. – взяли Фессалонику. 1439 г. – Византийское правительство пошло на заключение на папских условиях Флорентийской унии. => 1444 г. – крестовый поход против турок (1444 г. – поражение при Варне). Между тем уния вызвала раскол в византийском обществе: латинофилы (столичная аристократия и торгово-предпр. круги), которых поддерживало правительство и сторонники сближения с османами при условии сохранения богатства и привилегий знати и купечества. Православное выступало с антилатинскими лозунгами, но не имело программы. 1453 г. – падение Константинополя.
Падение Византии было обусловлено комплексом как внешних, так и внутренних причин. 1. Империя была надорвана латинским завоеванием начала XIII в.; 2. С конца XIII в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и востоке.; 3. Кровавые междоусобицы XIV в. измотали государство; 4. Силы Византии и Османской державы были в XIV в. несопоставимы; 5. Главными причинами были упадок городов, ремесленного производства и торговли, оскудение крестьянства. Страна переживала политическую раздробленность.
Византия, наследовавшая в основном территорию, столицу и население Вост рим импер, к XV веку, была в упадке. Во многом, это было последствием IV крестового похода(1202-1204),после которого Визан распалась на Латинскую импер, Никейскую импер, Эпирский деспотат и Трапезундскаю импер, и была восстановл только в 1261 г. Это привело к утрате многих территор, упадку городов, уменьшен населен.Также Визант раздирал внутрполит кризис. В итоге, к середине XV века она являла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на столицу — город Константинополь с предместьями — и на часть территории Греции (Мореи) с остров. Это делало Визант легкой добычей. В самом начале XV века, османский султан Баязет двинул свои войска под стены Констант, но поход этот совпал с нападением на турецкие владения эмира Тимура, турки ушли. В 1423 г султан Мурад I предпринял еще одну попытку осады, но был вынужден снять осаду города из-за внутрполит проблем. Зимой 1451—1452 гг. Мехмед II,тур султан, начал строительст крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константин от Чёрного моря. Осен 1452 года турки вторг в Пелопоннес и напали на братьев импер Констан, дабы они не сумели прийти на помощь. А зимой 1452—1453 начались приготовления к штурму самого города. Турецкая армия около 80 к тел, много артиллерии., визант-10 к. Передовые отряды турок вышли к городу 2 апреля, 5 апреля Константинополь был полностью блокирован.18 апреля турки предприняли попытку штурма, неудачно. 7 мая –еще одна, неудачно. В ночь на 13 и 14 мая турки предприняли попытку штурма, визант с большими потерями отбили.18 мая турецкие артиллеристы сумели разрушить до основания башню святого Романа. 26 и 27 мая Константинополь был подвергнут сильной бомбардир. 28 мая 1453 г., турки решили пойти на генер. Штурм. Решающий удар наносился в районе речки Ликос, где стены были сильно разрушены. В ночь с 28 на 29 мая, турец войска по всей линии начали атаку, и после продолж боя город был взят. Послед визант. Император Константин XI погиб.Падение Константперекрыло главный торговый путь из Европы в Азию, большинство европейцев считало, что гибель Визан стала началом конца света, так как только Византия была преемницей Римс имп. Утверждение османов на византий террит сделало ее плацдармом турецкой агрессии против стран Центр и Вост Европы. Городу был нанесен гигантский ущерб, много истор, культурн ценностей погибло.
43. Церковь в эпоху раннего средневековья.
Христ церковь, выйдя в начале IV в. из подполья, очень быстро начала трансфор в мощную, структурир и отлич высок дисплин организацию. Ее основу составл пресвитеры, приходские священники, возглав приходы. Группа приходов одного региона подчинялась епископу. Роль последнего, особенно на этапе раннего Средн, была очень высока. И пока власть папы не укрепилась, епископы в значит степени определяли идеологию и политику церкви на местах. Церковная иерархия — до уровня епископата — была идентичной на всем пространст бывшей Рим импер. На более высоких ступенях восточная и западная традиции различались. На Западе несколько епископс объединялись под властью архиепископа, а следующим и последним признавался статус папы римского. Вост церковь — более многоч и иерархичная — объединяла епископства в митрополии, а те — в несколько патриархатов: Константиноп, Александрийский, Антиохийский и Иерусалим.Таким образом, задолго до окончательного раскола в XI в. правос и катол церкви имели различное внутр устройство.Церк жизнь регулировали соборы: вселенские (представляв всю церковь и до IX в. проходившие в Константиноп) и поместные, на которые съезжались представители нескольких еписк. Больш догматических и иных решений, касающихся понимания христ и церк устройства, принималось на таких соборах. В отличие от вост церкви, изначально находившейся под контролем Импер и гос-ва, зап просто не сталк с какой-либо силой, способной ее подчинить. Напротив, среди маломощных варвар кор-в, постоянно враждующих между собой, именно Церк выступала как наиболее сплоченная орг-ция. Да и боль-во ее иерархов в начале Ср веков вели светский образ жизни, а внешне и в поведении мало отличались от знати. Именно здесь кроется причина самостоят позиции катол в средн Евр. Этим обусловлены его постоянные претензии верховенства над светск властью. Лепту внесли и папы, стремив к упрочению своего духовн и мирск влияния.Уникальность статуса папы была типично зап проявлением церк жизни, непонятным и неприемлемым на Востоке. Рост авторитета понтифика, как традиционно считается, связан с христ представл том, что именно папе надлежало стать преемником апостола Петра, бывшего наместником Христа в Риме.Не менее расхоже мнение, что дипломат переговор папы Льва I с Аттилой, якобы вынудившие последнего покинуть Италию и спасшие зап мир,продемонстр, в чьих руках находится реальная власть. Папы подчерк значимость этого события. Впрочем, усиление их влияния, несомненно, вызвано многими причинами — объективными (общее положение дел в Европе) и субъективными (деятельн конкр пап и государей).Вакуум власти на континенте и рост эконом и полит самостоят папства позволил уже Григорию I (590-604 гг.) оспорить право константиноп патриарха на титул вселенского владыки .Сложившийся в эпоху Хлодвига союз франкских королей с епископами и папами при первых Каролингах приобрел классические черты.Особое место церкви в среднев обществе определялось, кроме того, ее исключительной важностью в поддержании культ наследия. Она служила единств хранителне только канонической, но античной и общечеловеч традиц будучи источник образования. Обучение грамоте и гуманит наукам сосредоточив в церк школах и в монастыр. Последние, в свою очередь, были библиот, а также местом, где коп книги, — их переписывали в монастырских скрипториях.Грамотные и образов люди в течение длит времени требовались только в церк практике, лишь изредка привлекаясь и к решению мирских задач. Практика светского образования для внецерковных нужд дает о себе знать только к XII в. Хотя далеко не всегда сакрализация процессов обучения и познания в целом оказывалась плодотворной, церковь не позволила Европе утратить последние крупицы античной системы образования и одичать окончательно. Особенность средневекового христианства определило монашеское движение. Зародившись в Африке и на Востоке в IV в., Как самодостаточные общины, монастыр обзаводились земел и иными владениями и становились все более замет субъектами. Они нередко брали на себя соци эконом фу-ции городов, выступая как хоз центры округи, обрастающие соответствующей инфр-рой.
Важную роль сыграли также монаш ордена. Первый из них создан в 529 г. Бенедиктом Нурсийским в монастыре Монте-Кассино — он получил название бенедиктинского. По его образцу и уставу жило большинство монастырей в период раннего Среднев.Опору церкви составляли принадлеж ей земли, постоянно пополнявшиеся .Увел монаст и еписк владений, а в перспективе — и непосредственно папы римского — обеспечивало надежную основу их фин и мат благополучия. Так, при Карле Великом в имперских землях (т.е.во всей Зап Европе) была официально узаконена церковная десятина .К концу раннего Средн церковь превратилась в наиболее состоятельный субъект Европы. Кризисы и потрясения, как правило, заметно укрепляли ее положение: максимум подаренных и завещанных ей территорий пришелся на ожидание конца света в 1000 г. и на первый этап крестовых походов — рубеж ХI-XII в. (+СВ)
Церковь 12-13 в.
12в - рим. церк. создаёт теократ. монархию с общеевроп. фин. базой, суд. сис.,бюрократ.,дипломатией. Зенит могущ-ва пап – при Инннок. III(1198-1216). 3 государя - герм., англ., фр.,- были отлучены от церкви, а на их страны был наложен интердикт.
Иннокентий III добился от монархов Западной Европы признания главенства папской власти, укрепил Папское государство. При нем была осуществлена реформа канонического права и все папские послания и постановления собраны воедино в корпус «декреталий», приобретший характер универсального правового документа. Были также предприняты меры для превращения папской курии в высшую судебную и апелляционную инстанцию всего христианского мира.
Политику Иннокентия III продолжили его преемники. При Иннокентии IV (1243—1254) был отлучен от церкви германский император Фридрих II. Первый Лионский собор 1245 г. окончательно установил порядок избрания пап коллегией кардиналов, находившихся в этот момент в полной изоляции от внешнего мира, «под ключом», отсюда ее наименование «конклав». Эта и другие меры были предприняты для ограничения нередко затягивающихся сроков выборов. Тот же Собор отметил угрозу для Европы со стороны монголо-татар. Однако папство, поглощенное борьбой за власть с германскими императорами, не предприняло никаких шагов для ее реального отражения. Четвёртый Латеранский собор- 1215 г. На этом соборе было принято решение, что члены церкви должны в обязательном порядке раз в год исповедоваться. Тот, кто хотя бы раз в год не являлся на исповедь к священнику, изгонялся из церкви, и ему отказывали в праве быть похороненным по христианскому обряду. Были официально утверждены папой Иннокентием III монашеские ордена доминиканцев и францисканцев с целью борьбы с ересями Также были приняты решения об осуждении альбигойцев, вальденсов и санкционирована инквизиция. Также был принят запрет для духовенства участвовать в судебных ордалиях (в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой). Фактически это привело к исчезновению ордалий из практики судопроизводства. (+СВ)
№31. Монашество и монашеские ордена. (дополнить)
12-13 вв – золотые века в истории католич монаш-ва. В авнгарде духовной жизни общ-ва – монастыри. Создаются нов мон-ри.
12 в – возникли монашеские конгрегации. Напр. вокр Клюни. У Клюни куча дочерних монастырей + куча от неё отпочковавшихся. У них бенедиктинский устав.
Процесс складывания конгрегаций перерос в форм. орденов. На тер Бургундии и Лотарингии – Цистерцианцы и Картезианцы. Кон 11 в появились цистерцианцы - 1-ое аббатство в г Сито (отсюда название). Св Бернар Клервосский – придал ордену четкую духовную основу деятельности (поэтому ц-ов иногда назв бернардцами) – баланс созерцательной и деятельной (хозяйственной) жизни. Поэтому они в авангарде колонизации Прибалтики. Активная работа в агрокультуре. Бернар Клервосский – борец с ересями, влохновитель крестового движения, создания ордена тамплиеров, «отец европейского рыцарства» - в его проповедях образец верующего дворянина, христианского витязя.
В 12 в. – приниципиально новые ордена – Доминиканцы и Францисканцы.
Св. Доминик (1170-1221) – род в сев. Испании, в отрогах пиренейских гор (?). Рукоположен в священники. Участвовал в дипломатической миссии кастильского короля в северную Европу – проезжая по Юж Франции ужаснулся размахам ереси (альбигойцы). Посвятил себя борьбе с ересями. 1207 г – на юге Фр. – 1-ое общежитие еретиков вернувшихся в Лоно Римской церкви, под окормлением Доминика.
Деят-ть Доминика – бедность, смирение, проповедь. Доминик бьет ересь её же оружием.
1216 – После долгих и сложных переговоров, Римская курия согласилась на основание нового ордена, с оговоркой что он должен следовать правилам св. Бенедикта и св. Августина. – появление ордена Доминиканцев. Носят белую альюу и черный плащ с капюшоном.
Св. Франциск Ассизский – из Италии. дворянин участвовал в междуусобной распри – получил ранение – стал читать Евангелие – 1208 – Джованни Бернарди (его имя в миру) ушел в пустынь в окрестностях Ассизы, собирает вокр себя послушников. Мдеал Франциска – «апостолическая бедность». Служит Христу бедностью и проповедью. Папа осторожен. Франциск в 1223 добился узаконения своего братсва и придания ему орденского устава - появился орден Францисканцев. – черные одеяния, красные пояса Францисканцы = минориты (младшие братья).
а)В отличие от традиционных монаш орденов (бенедик-цы, цистер-цы, картез-цы), фр-цы и доминик-цы – это городские монашеские ордена.
б) В отл от трад ордено – это нищенствующие ордена.
→Нет никакой собст-ти, никакой земли, живут милостыней, пдаянием за проповедь. Сельхозом не занимаются. Нет надобности выстраивать большие монастырские ансамбли.
в) монахи вступают не в монастырь (мон-рей нет по сути), а в мон. общину, в конвент – персональное объединенине монахов. Для создания конвента достаточно 2-3 чел-а в городе. В конвенте не живут, а ночуют.
г) Организация – 4 монаха образуют приорат – избирают представителя в провинциальный приорат (на 3 года) – избирают представителя в общую ассамблею Ордена – избирает генерала. Генерал Ордена – пожизненный и конфирмируется папой.
Именно фр-цы и дом-цы – гл кадры для европейский университетов . Фр-цы – вся ведущая профессура и академическая элита. Европейские средневек. университеты – часть церковной орг-ции.
- Церковь в эпоху «авиньонского пленения».
1) Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым (спор о прерогативах духовных и светских властей), переехал в Авиньон (принадлеж неаполитан. королю, но нах .на фракийской.террит.). Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.
А. плен. пап было проявлением упадка папской власти, подтачиваемой крепнущими феод, монархиями. Папство в период А. п. п. находилось в полной зависимости от франц. королей (в частности, подчинявшийся воле Филиппа IV Климент V распустил в 1312 орден тамплиеров). При авиньонских папах ещё более усилился фискальный гнёт рим. курии (продажа церк. должностей, торговля индульгенциями, сбор крестоносной десятины, аннатов - единовременный сбор в пользу папской казны с лиц, получивших вакантный церковный бенефицийи - право на доход с церковной должности др.). Находясь во Франции, папы не прекращали борьбы за подчинение Италии (неудачно пытались использовать с этой целью восстание Кола ди Риенцо 1347) и продолжали поддерживать с ней тесные экономические связи.
2) К Авиньонскому периоду относится правление римских пап:
Климент V: 1305—1314
Иоанн XXII: 1316—1334
Бенедикт XII: 1334—1342
Климент VI: 1342—1352
Иннокентий VI: 1352—1362
Урбан V: 1362—1370
Григорий XI: 1370—1378
3) Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, французское большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королевском дворе. Папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли.
4)К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный финансовый орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократического аппарата своей курии папы контролировали все сферы церковной жизни.
5) Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен.
6) В 1377 Григорий XI вернулся в Рим (воспользовавшись затруднениями франции во время столет. войны). На этом закончилось «Авиньонское пленение пап», но не история папства в Авиньоне. После кончины Григория в 1378 г. кардиналы, недовольные его преемником Урбаном VI, избрали антипапу Климента VII, который вернулся в Авиньон. Так уже через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол, когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. Преемником Климента VII был Бенедикт XIII, низложенный и отлучённый Констанцским собором в 1417, после чего бежал в родную Испанию. Он и был последним авиньонским папой.