Медицина в Византийской империи (395 – 1453)

Византийская империя возникла в IV веке, на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. В правление императора Константина (306-337) христианство стало государственной религией, а столица империи из Рима была перенесена в город Визáнтий и переименована в Константинополь. В 395 г. восточная часть империи окончательно отделяется от западной и провозглашается самостоятельной Восточной Римской (или Византийской) империей. В еë состав вошли Греция, Центральные и Восточные Балканы, Малая Азия, Сирия Палестина и Северная Африка. Своего наивысшего могущества и расцвета Византийская империя достигла во времена правления императора Юстиниана I (527-565). Величайшим достижением византийской культуры является изобретение в IX веке славянской азбуки – кириллицы, положившей начало славянской письменности. Вплоть до XII в. Византия – самое просвещëнное государство Европы. В 1453 г. Византийская империя прекратила своë существование в результате захвата Константинополя турками, но влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих веков. Особенно большое религиозное и культурное влияние Византия оказала на славянские народы, принявшие христианство.

Византия во многом сумела сохранить древнюю культуру античного мира и передать еë другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе.

Медицина в Византийской империи является преемницей и продолжением медицины Древней Греции и Древнего Рима.

При строительстве и благоустройстве городов и прежде всего Константинополя учитывался многовековой опыт древнего Рима. Сооружались акведуки (водопроводы), позволяющие пополнять запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах. Повсеместно строились бани, которые со временем утратили одну из форм времяпрепровождения, как это имело место в древнем Риме. Бани по-прежнему оставались местом врачевания. Врачи предписывали больным посещение бани 1 – 2 раза в неделю в зависимости от заболевания.

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Она не только объединила и сохранила культурное наследие многих населявших еë народов: греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, фракийцев, славян, арабов и других, но и преумножила его. Особое внимание уделялось таким отраслям знаний, как медицина, сельское хозяйство, строительство, мореплавание. В основу всех наук была положена не философия античности, а теология – учение о боге. Христианство в Византии постепенно вытесняло языческую религию греков, поэтому эти две религии достаточно долгое время существовали вместе. Из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из трудов Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.), которые многократно комментировались византийскими авторами, чтобы сделать их более доступными для чтения.

Своеобразными энциклопедиями естественнонаучных знаний являлись «Шестодневы», в которых приводились библейские воззрения о сотворении мира в шесть дней, а также излагалось христианское учение о строении Вселенной и опровергались физические теории античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого (ок. 330-379) и Георгия Писиды (до 600-ок. 631).

Главными источниками медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и научные труды Галена, извлечения (выписки) из которых служили основой для составления сочинений, соответствующих идеологии христианства.

Описания лечебных свойств отдельных растений, данные врачами древности, уточнялись византийскими учёными при своих собственных наблюдениях в области практического использования лекарств растительного происхождения. Огромный интерес к лекарственным растениям позволил ботанике превратиться в практическую область медицины, занимающуюся лишь изучением целебных свойств растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды грека Теофраста (372-287 до н.э.) и римского военного врача Диоскорида (ок. 40-90), грека по происхождению. Его труд «О врачебной материи» («De material medica») на протяжении шестнадцати столетий неоднократно переписывался, в него добавлялись иллюстрации, а также комментарии из арабских и индийских источников, посвящённых ботанике. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом.

В эпоху средневековья химии как науки ещë не существовало. Накапливались количественные и качественные сведения о свойствах разнообразных веществ, прежде всего красителей и лекарств.

Алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века, способствовала накоплению и расширению знаний о химических процессах и методах их изучения.

Врачи-учëные Византии создали многотомные энциклопедические труды («своды»), в которых они собрали и систематизировали богатое научное наследие медицины древности. В эти труды были также включены научные изыскания и практический опыт византийских врачей.

Выдающимся врачом Византии был Орибасий из Пергама (лат. Oribasius, IV век), грек по происхождению, жил в Константинополе. Орибасий был не только придворным врачом императора Юлиана Отступника, но и его другом. По поручению императора он составил свой главный энциклопедический труд «Врачебное собрание» (лат. «Collecta medicinalia») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нëм автор обобщил и систематизировал врачебное наследие Гиппократа, Геродота, Диоскорида, Диокла, Галена и других античных авторов. Помимо этого, Орибасий составил сокращëнный вариант своего обширного свода под названием «Обозрение» (лат. «Synopsis») в 9 книгах. Другим известным трудом врача-учëного является сборник простых рецептов и легко приготовляемых лекарств – «Общедоступные лекарства» (лат. «Euporista»).

Видным врачом Византии является Павел с острова Эгина (лат. Paulus Aegineta, 625-690). Он учился медицине и работал в Александрии, был прекрасным акушером, хирургом и преподавателем. Павел - автор труда о женских болезнях, который, к сожалению, утрачен, и «Медицинского сборника в 7-ми книгах» («Compendii medici libri septem»). Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения, посвященная вопросам малой хирургии, учению о переломах, вывихах и ампутациях, пластической хирургии.

Среди выдающихся энциклопедистов-медиков Византии следует отметить Аэция из Амиды (лат. Aetius Amidenus, 502-572), который учился в Александрии, затем служил лейб-медиком при дворе императора Юстиниана. Аэций – автор «Четверокнижия» («Tetrabiblos»), медицинского труда в 16-ти книгах, содержащего выдержки из сочинений Орибасия, Сорана, Галена и других учёных, а также рецепты египетской и эфиопской медицины.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525-605). Он написал трактат в 12-ти томах о патологии и лечении внутренних болезней. Этот труд был переведëн на латинский язык («Libri duodecim de re medica»), а также сирийский, арабский и еврейский. Большая врачебная практика и личный опыт позволяли Александру не соглашаться с некоторыми учениями своих предшественников, например с Галеном. Главной задачей врача Александр считал профилактику, а не лечение заболеваний.

Византийские врачи, составляя обширные энциклопедические труды, обращались не только к античному наследию, но также использовали опыт арабоязычной медицины. Например, на греческий язык переводились арабские прописи лекарственных средств.

С историей Византии тесно связано как возникновение, так и развитие монастырских больниц и больничного дела.

Первый монастырь был основан в начале IV века в Египте. Затем монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других провинциях Византийской империи.

Со временем монахи монастырей, ушедшие от мирской жизни для служения богу и исполнения церковных обрядов, стали принимать участие в общественных заботах. Прежде всего, в годы лишений и войн монастыри стали принимать под свою опеку стариков и детей, раненых и больных. Так возникли приюты для калек и больных путников – прообразы будущих монастырских больниц. Постепенно в монастырях, помимо прочих дел, стал проводиться отбор церковной и светской литературы, которую комментировали, переписывали и сохраняли для будущих поколений.

Первые монастырские больницы для бедных, калек, немощных и чужестранцев были основаны в IV веке в Кесарии, Севастии и других провинциях Византийской империи. Уставы монастырей, в которых были больницы, предусматривали порядок наблюдения и лечения больных, содержали подробное описание хозяйственного распорядка, элементы обучения медицинскому делу и прочее.

Монастырские больницы Византии послужили прототипом для создания подобных лечебных заведений в странах Востока и Запада в эпоху средневековья.

Образование в Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, которые славились медицинскими школами, Афины – известной риторской и философской школами, Бейрут являлся центром юридического образования. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями. В высших школах богословие не преподавалось, оно изучалось в семьях и в христианских храмах.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.

Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Она изучалась по сочинениям великих медиков античности. При этом особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

Таким образом, Византия оказала глубокое воздействие на культурное развитие многих народов мира. Наиболее сильное влияние византийские культурные традиции проявились в странах, где утвердилось православие, а именно: Болгарии, Руси, Сербии, Армении, Грузии и др. В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество.

Медицина в Западной Европе (V-XV века)

В эпоху средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. В середине XI века произошëл раскол христианской церкви на западную (или католическую) и восточную (или православную). Каждая церковь обособилась и стала независимой друг от друга.

Согласно христианским догмам, всякое знание имеет два уровня. Первый уровень – «сверхъестественное» знание, содержащееся в текстах «Библии», сопровождаемых авторитетными комментариями отцов церкви. Второй уровень – «естественное» знание, которое человеческий разум может отыскать в философских трудах Платона, Аристотеля и других античных авторов, признанных или канонизированных христианской церковью. Следовательно, задача учëных – подтверждение этих текстов новыми данными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (греч. scholasticós – школьный, учëный) – религиозная философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Для схоластики характерны три черты:

1) все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных «авторитетов», следовательно, необходимо стремиться во всех вопросах науки держаться только этих «авторитетов»;

2) наука состоит в умении выводить все низшие понятия из высших посредством аргументов, черпаемых в трудах «авторитетов», и посредством приёмов формальной логики;

3) полное и сознательное пренебрежение к опыту.

Следовательно, «Библия» является основным источником знаний. В ней, а также в творениях авторитетных отцов церкви даны человеку все возможные знания в готовом виде. Кроме того источники знаний – произведения учёных древности, разрешённые церковью к изучению. Например, в области географии и астрономии были разрешены труды Птолемея, а в области медицины – Галена, Гиппократа и Авиценны. Их сочинения, отобранные и тщательно отрецензированные служителями церкви, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, а его теоретические представления о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах были возведены в неопровержимую догму. Так возник галенизм – искажëнное, одностороннее толкование учения Галена.

Роджер Бэкон (Roger Bacon, ок. 1214 – после 1294) – английский философ и естествоиспытатель, одним из первых выступил с критикой схоластики и провозгласил опыт единственным критерием знания. Только посредством опыта, как утверждал Р. Бэкон, возможно познание окружающей природы.

Деятельность Р. Бэкона тесно связана с развитием средневековой алхимии, которую подразделял на теоретическую (умозрительную) и практическую. Первая изучает состав, происхождение металлов и минералов. Вторая занимается вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. В понятие «алхимия» он также включал изучение растений, почв, животных, а также медицину.

Истоки алхимии следует искать в Древнем Египте. Так, древнеегипетские жрецы владели искусством изготовления сплавов различных металлов, в состав которых входило и золото. В папирусах содержатся сведения о получении различных химических веществ.

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в XI веке, способствовал бурному развитию алхимии в Западной Европе. В результате чего западноевропейские алхимики в XII-XVI веках открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и еë соединения, освоили способы получения бумаги и пороха. Они разработали множество химических методов и создали соответствующую своему времени теорию вещества.

Однако пагубное влияние схоластики сказалось и на алхимии, а вместе с ней – на фармации. Главной целью средневековой алхимии в Западной Европе стало получение золота и серебра из других металлов (например, свинца), что возможно было сделать при помощи «философского камня». Поэтому усилия многих поколений алхимиков были направлены на поиски и открытие «философского камня». Более того, «философскому камню» приписывались свойства исцеления от всех болезней и возвращение молодости.

В периоды раннего и развитого средневековья алхимия и медицина тесно соприкасались друг с другом: врачи и фармацевты были также и алхимиками.

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая из них – Салернская медицинская школа, основанная в IX веке. Эта школа имела светский характер, продолжала лучшие традиции античной медицины и являлась научным центром, распространявшим прогрессивные идеи, далëкие от схоластики. В начале XIII века Салернская школа была преобразована в университет.

В стенах Салернской медицинской школы учëным, врачом и химиком Арнольдом из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235-1311) была написана поэма «Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Salernitanum»). Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней, а также содержит некоторые сведения о строении человеческого тела.

В первоначальном виде университеты (лат. universitas – совокупность) представляли собой объединения (корпорации) преподавателей и учеников, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, что соответствовало цеховому делению общества средневековой Европы.

Становление университетов в средневековой Западной Европе обусловлено ростом городов, развитием ремëсел и торговли, насущными потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В XII-XIII веках статус университетов получили высшие школы в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Париже, Падуе, Лиссабоне, Праге, Вене, Кëльне и др.

Каждый университет имел четыре факультета (лат. facultas – способность, умение, талант): подготовительный и три основных – богословский медицинский и юридический. После завершения обучения в университете студенту (лат. studere – воспринимать, учиться) присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета. Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Набор студентов на одну специальность редко превышал 10 человек и проводился из числа богатых людей с весьма высоким положением в обществе. Для руководства ими из состава студентов избирался староста десятки – декан (лат. decanus, первоначально – начальник десяти человек). Возглавлял университет ректор (лат. rector – управитель). Эти должности занимали лица, имевшие высокий духовный сан.

С 1600 года в средневековых университетах Европы (впервые в Оксфордском университете) появляется звание профессор (лат. professor – преподаватель), заимствованное из древнего Рима. Профессорами стали называть преподавателей – магистров (лат. magister – начальник, наставник, учитель) и докторов (лат. doctores – учитель, учëный).

У средневековых университетов была автономия: они управлялись собственными законами, имели свой суд и полицию.

Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке и носило догматический (схоластический) характер. Студенты заучивали наизусть труды Гиппократа, Галена, Авиценны и сочинения арабских авторов, а также комментарии к ним. Преподаватель средневекового университета читал фразу за фразой из сочинения «классика» древности, которые комментировал фразами отцов церкви.

Опытов и экспериментов не проводилось.

Примерное расписание лекций по медицине в университетах средневековья, начиная с XIII века, было следующим. В течение трёх лет в утренние часы читалась теоретическая медицина. В первый год читался «Канон врачебной науки» Авиценны; во второй год – труды Галена; в третий год – «Афоризмы» Гиппократа. С часу дня читалась «практическая» медицина, также в течение трёх лет. В первый год – хирургия Ар-Рази, во второй и третий годы – лихорадки и общая терапия Авиценны. С трёх часов читались доцентские курсы. Один раз в год или в два года производилась секция животных, по традиции установленной Галеном вскрывали свинью или собаку.

Книги были большой редкостью и стоили очень дорого.

Церковь запрещала вскрытие человеческих трупов, поэтому знания студентов о строении человека были поверхностными.

Первые вскрытия умерших стали проводиться в XIII-XIV веках в наиболее передовых университетах Западной Европы (Салерно и Монпелье) при наличии особого разрешения монархов.

В 1316 году магистр Болонского университета Мондино деи Луцци (Mondino dei Luzzi, 1275-1326) составил руководство по анатомии. Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, и многие данные по анатомии были заимствованы из труда Галена «О назначении частей человеческого тела». Более двух веков книга Мондино деи Луцци являлась основным и единственным учебником по анатомии в университетах Западной Европы.

Для вскрытия трупов и изучения анатомии человека при университетах стали строиться анатомические театры. Первый анатомический театр был построен в 1490 году в Падуе анатомом Александром Бенедетти(Allexandro Benedetti, 1460-1525).

Хирургия в университетах не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Вместе с тем она развивалась как отрасль практической медицины в связи с многочисленными войнами, бушевавшими в средневековой Европе. Хирургией занимались банщики, цирюльники и хирурги без университетского образования, и врачами их не признавали. Обучали хирургии в госпиталях непосредственно у постели больного по принципу ремесленного ученичества. Хирурги объединялись в сословно-цеховые сообщества (гильдии), что являлось отражением общего сословно-цехового деления общества средних веков.

Так, во Франции существовала гильдия парикмахеров (брадобреев), которые оказывали хирургическую помощь. Впоследствии гильдия брадобреев разделилась на две группы. В первую группу вошли лица, владевшие достаточно большими знаниями по хирургии, за что они получили название «хирурги длинной мантии». Второй группе лиц дали название «хирурги короткой мантии». За ними осталось прежнее звание «парикмахер-хирург» и сохранились основные функции брадобреев. Следует отметить, что во Франции было введено высшее звание Мастер Брадобрей-Хирург. Известный хирург и акушер, один из основоположников современной хирургии – Амбруаз Паре был удостоен этого звания.

В Англии в 1368 году была создана гильдия хирургов, а в 1462 году – гильдия брадобреев, которой было дано звание название «Mystery of the Barbers of London» («Мистерия парикмахеров Лондона»). Хирурги и брадобреи долгое время конфликтовали между собой до особого указа короля Генриха VIII Тюдора (1491-1547), которым он повелел объединить обе гильдии в «Королевскую общину Брадобреев-Хирургов» («Royal Commonalty of Barbers-Surgeons»). При этом функции хирургов и брадобреев были разделены, и им вменялось выполнять главное условие: Хирурги «не брили», а брадобреи «не оперировали».

В 1363 годуфранцузский врач и один из крупнейших хирургов средневековья Ги де Шолиак (Guy de Chauliac, ок. 1300-1368) составил большое руководство по хирургии. Его компилятивный труд «Обозрение хирургического искусства медицины» (лат. Collectorium artis chirurgicalis medicinae») до XVII века был учебным пособием по хирургии в Западной Европе.

Среди хирургов были не только невежды и шарлатаны, но и добросовестные практики, которые могли оказывать необходимую хирургическую помощь. Особенно сказывалось преимущество хирургов на полях сражений, где академическая медицина с её схоластическим методом лечения оказывалась бесполезной. На основе огромной хирургической практики впоследствии выросла хирургическая наука.

Средние века в Западной Европе характеризуются крупными эпидемиями(пандемиями) инфекционных (повальных) болезней, которые имели название «мор». В понятие «мор» включались такие заболевания, как чума, тифы, оспа, дизентерия и другие, за исключением холеры. Это заболевание появилось в Европе лишь в 1817 году.

Распространению эпидемий способствовал ряд причин: возникновение и рост городов, большая скученность городского населения, отсутствие санитарно-гигиенических сооружений (водопроводов, водоотводов, канализации, мостовых). Распространению многих инфекционных болезней способствовали также крестовые походы на Восток во имя спасения «гроба Господня».

Во времена крестовых походов широкое распространение имела проказа(или лепра), которая считалась неизлечимой и особо заразной болезнью. Больного проказой изгоняли из общества, лишали прав и помещали в приют для прокажëнных (лепрозорий). Следует отметить, что ещë в VI в. в Западной Европе возникла идея изоляции прокажëнных от общества. Так, монахи ордена святого Лазаря (Италия) взяли на себя обязанность ухода за прокажëнными. Отсюда и убежища для прокажëнных получили название лазаретов.

Больного лепрой обязывали носить специальную, заметную одежду и иметь при себе трещотку (или колокольчик), звуки которого предупреждали окружающих о приближении прокажëнного.

В истории Западной Европы средних веков среди многих эпидемий повальных болезней наиболее опустошительной была пандемия чумы середины XIV века, получившая название «чëрная смерть». Эта пандемия унесла огромное число человеческих жизней. Так, в Кессарии вымерло всë население, в Генуе умер каждый второй житель, а в Лондоне погибло девять десятых населения.

Для предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями в крупных портовых городах средневековой Европы (Венеция, Генуя, Неаполь и др.) стали создаваться противоэпидемические учреждения – карантины (итал. quarantena от quaranta gironi – сорок дней). В них в течение сорока дней содержали людей, которые прибыли из заморских стран, где могли быть опасные инфекционные заболевания. Первые карантины появились в портовых городах Италии в середине XIV века.

Городскими властями были учреждены должности портовых надзирателей – «попечителей здоровья», позднее – «городских врачей», или «городских физиков», которые занимались в основном противоэпидемическими мероприятиями.

В ряде крупных городов (Лондон, Нюрнберг, Париж) были опубликованы специальные правила – «регламенты», предназначавшиеся для предотвращения заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.

Одной из мер общесанитарного характера по борьбе с распространением инфекционных заболеваний является обеспечение городов чистой питьевой водой.

По примеру арабоязычных халифатов в городах Западной Европы стали строиться светские больницы, до этого больницы, как и в Византийской империи, создавались при монастырях.

Таким образом, наиболее характерными чертами развития медицины в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья являются следующие:

- влияние церкви на все сферы жизни общества и господство схоластики в науке;

- впервые появляются высшие школы, впоследствии преобразованные в университеты;

- хирургия в университетах не преподавалась и развивалась как отрасль практической медицины;

- возникновение крупных эпидемий инфекционных болезней и организация первых противоэпидемических мероприятий.

Иванов А. Г.

Наши рекомендации