Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.Возникновение государственности у восточных славян. Объединение восточнославянских: княжеств в единое Киевское государство. Различные теории происхождения древнерусского государства. Характеристика норманской и антинорманской теорий. Характеристика их наиболее ярких представителей и их аргументов.

Киевское государство — раннефеодальная монархия. Правовые формы раннефеодальных отношений. Рабовладельческий уклад и его правовые формы в древнерусском государстве. Характеристика правового статуса основных групп населения (феодалов, посадского населения, крестьянства, зависимого населения и челяди – рабов).

Государственный строй, его характеристика с точки зрения трех элементов формы государства. Государственное устройство как раннефеодальная федерация, основанная на отношениях сюзеренитета- вассалитета. Форма правления – раннефеодальная монархия: способы передачи власти (принцип физического старшинства, наследование от отца к сыну, захват). Правовая природа власти князя. :Административные и правовые реформы первых князей и становление княжеской администрации. Феодальные съезды, вече, старшая дружина. Десятичная и дворцово-вотчинная системы управления. Основные принципы и особенности этих двух уровней управления.

2. Крещение Руси: восприятие из Византии христианской религии и канонического права. Роль церкви в русском феодальном государстве и церковная юрисдикция. Формирование древнерусской народности - родоначальницы возникших позже русского, украинского и белорусского народов. Роль христианской (православной) религии в формировании единой древ­нерусской народности.

3. Становление древнерусского права. Источники права: обычное право. Закон русский, договоры Руси с Византией. Княжеские уставы. Церковные уставы. Русская правда как памятник права - ее возникновение, ре­дакции. Право собственности, наследования, обязательственное право, уголовно-правовые институты, судебный процесс.

Семинар 1. РУССКАЯ ПРАВДА

4 часа

1. Русская Правда – памятник древнерусского права.

2. Регулирование гражданско-правовых отношений в русском праве.

3. Преступление и наказание по Русской Правде.

4. Суд и процесс по древнерусскому праву.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды. Анализ этого памятника позволяет студентам познакомиться с основными положениями и институтами древнерусского права, выявить относительно высокий уровень правового регулирования общественных отношений Киевской Руси, установить последующую преемственность в развитии отечественного законодательства.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо охарактеризовать источники Русской Правды, проследить эволюцию этого памятника права через характеристику ее редакций: Краткой, Пространной и Сокращенной. Каждая из этих редакций отражала новый этап в развитии феодального права. При этом следует обратить внимание на то, что Русская Правда – светский судебник. Она создана светской, государственной властью и охватывает дела, подведомственные государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси. Русская Правда содержит нормы различных отраслей права и характеризуется такими чертами как казуальность, формализм, сословное неравенство, отсутствие системности.

Рассматривая второй вопрос, преподаватель должен обратить внимание на то, что субъектами права выступали физические (все свободное население и иностранцы) и юридические лица (государство, церкви и монастыри, община). Кроме того, нужно обратить внимание на такие понятия как правоспособность и дееспособность, обозначить круг лиц с ограниченной дееспособностью.

Объектами гражданско-правового регулирования выступали вещи и действия лиц. Русская Правда еще не знает деление имущества на движимое и недвижимое. Следует обратить внимание, что вещное право включало в себя право владения, право пользования и право собственности. Студентам необходимо знать основные формы собственности, существовавшие в изучаемый период, и основания приобретения частной собственности (наследование, договор, захват, находка до истребования законным владельцем).

Большое значение для изучения второго вопроса имеет анализ обязательственного права. Студенты должны уяснить, что обязательства возникают из договоров и из причинения вреда. В этой связи, следует обратить их внимание, что в данный период практически единственной формой заключения договоров была устная. Общие требования к договорам включали: 1) дееспособность участников; 2) наличие предмета договора; 3) наличие свидетелей; 4) добровольный характер договора. Преподавателю необходимо обратить внимание студентов на систему договоров и особенности регулирования договора найма, поклажи (ст.49) и займа (ст.50 – 53), в том числе закупничества (ст.56 – 62, 64), комиссии (ст.54).

Большое значение для изучения второго вопроса имеет раскрытие института наследования. Особое внимание при этом следует уделить характеристике сословного характера наследования по закону (ст.90 – 91, 98), отметить зачаточное состояние завещательного права, особенности очередности наследования (ст. 92 – 95, 99 – 106).

Изучая вопрос о преступлении и наказании, студенты должны обратить особое внимание на специфику уголовно-правового регулирования. Под преступлением понималась «обида», т.е. нанесение вреда личности и имуществу, субъектом преступления выступали только физические лица из свободного населения, формы вины еще не получили развития. Объективная сторона характеризуется покушением и законченным деянием. Объектом преступления выступает только личность и имущество, что означало отсутствие государственных, должностных и иных групп преступлений. Студентам следует также усвоить отдельные виды преступлений и те уголовные институты, которые раскрывались в Русской Правде применительно к отдельным деяниям.

Целью наказания выступало возмещение вреда и возмездие. Система наказаний не отличалась сложностью и включала «поток и разграбление», «виру», «продажу». До второй половины XI века допускалась кровная месть. Наказание носило сословный характер, не было индивидуализированным и строилось по принципу композиции.

Раскрывая вопрос о суде и процессе, студентов следует ориентировать на отсутствие специальных судебных органов. Судебные функции выполняли князь и его должностные лица, существовал церковный суд, суд общины. Судебный процесс имел состязательный (обвинительный) характер. Он характеризовался следующими основными чертами: начинался по инициативе частного лица; стороны обладали равными правами; роль государства была незначительна и основным двигателем процесса выступали сами стороны; судопроизводство носило устный характер, было гласным (публичным); отсутствовало деление на уголовный и гражданский процесс. Тем не менее, Русская Правда знает такие процессуальные действия (стадии), которые присущи только уголовному процессу. К ним относятся «гонение следа» (ст.77), «заклич» (ст.32) и «свод» (ст.35,36, 39). Раскрытие регламентации этих стадий выступает важной составляющей общей характеристики процесса.

Особое внимание необходимо уделить характеристике системы доказательств. Здесь необходимо отметить какие виды доказательств знает Русская Правда, как регламентировались свидетельские показания «видоков» и «послухов» и особенно такие формальные доказательства, как «рота» и «ордалии» (ст.22).

Следует обратить внимание, что решение суда носило окончательный характер и, следовательно, не существовало обжалования ни в кассационном, ни апелляционном порядке.

Для закрепления знаний после рассмотрения каждого вопроса следует дать возможность студентам решить соответствующую задачу.

Наши рекомендации