Феминистская политическая теория
Одним из наиболее оригинальных и перспективных направлений в развитии политической теории за последнюю четверть века стала феминистская политическая теория. Ее сторонники политизируют социальное начало, ставя под вопрос дихотомию личного и общественного и предлагая в связи с этим отнести проблемы семейных, гендерных отношений и сексуальности, которые проявляются на улице, в школе и на рабочем месте, к числу проблем политических.
Отведенное для данной главы место не позволяет детально рассмотреть все разнообразие мнений представителей феминистской политической теории. Одной из стержневых тем их работ является разрушение дихотомии личного и общественного, свойственной как традиционной, так и современной политической мысли. Сфера публичной политики может выглядеть столь рациональной, благородной и универсальной лишь потому, что существуют люди, которые берут на себя всю грязную работу по поддержанию жизни, заботу о хлебе насущном, решение имущественных проблем, хлопоты, связанные с рождением и смертью. Мужчины, стоящие во главе семейств, получают возможность воевать, писать законы или философствовать лишь благодаря тому, что в частной жизни на них работают другие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что понятие благородства они моделируют исходя из своего опыта. Однако политическая теория, претендующая на осмысление реалий сегодняшнего дня, не может не признать, что успех и признание в публичной сфере диалектически связаны с эксплуатацией и угнетением в частной жизни и предполагают наличие людей, которые, дабы иметь возможность заботиться о нуждах своих ближних, вынуждены ограничивать свою активность частной сферой. Развивая эти идеи, сторонники феминистской политической теории приходят к выводу о том, что вXX в. политика должна заново осмыслить суть и практическое значение этой дихотомии (Okin, 1979; dark, Lange, 1979; Elshtain, 1981; Nicholson, 1986; Young, 1987; Landes, 1988; Shanley, Pateman, 1991).
Многие сторонники феминистской политической теории рассматривают маскулинность в качестве некой всеобщей причины, которая порождает ненависть к созиданию и страсть к убийству, а также возвеличивает риск, угрожающий жизни человека (Hartsock, 1983; Brown, 1988). Еще в античности храбрость занимала первое место в перечне гражданских достоинств, представляя воина образцом гражданственности. Н. Макиавелли считается основоположником как современной realpolitik, так и идеалов республиканства, поскольку созданный им яркий образ «политического человека» исполнен страсти к риску и опасностям, стремления к победам и соперничеству как в спортивных состязаниях, так и на полях сражений. В посвященной Макиавел-
ли блестящей работе Ханны Питкин, основанной на принципах феминистского психоанализа и изобилующей критическими замечаниями в адрес принципа дихотомии публичного и частного, вскрываются истоки маскулинной гражданственности, трактуемые как психологическое противопоставление «я — другие» (Pitkin, 1984).
Многие сторонники феминистских концепций при осмыслении различных представлений о человеческой природе, о действиях и оценках, присущих мужскому мировосприятию, исходят из идеи общественного договора. По их мнению, эта идея порождает односторонние представления о политической жизни и политических процессах. Некоторые из них обращают внимание на такие характеристики, структурирующие образ рационального гражданина в современной политической мысли, как индивидуализм, атомизированная автономия и независимость. Кэрол Пейтман пишет о том, что индивидуализм, на котором основывается концепция общественного договора, на деле представляет собой манифестацию андрогенного начала, поскольку предполагает независимость индивида от забот об удовлетворении физических потребностей, возможную лишь в том случае, когда их берет на себя кто-то другой (Pateman, 1988). Сторонники феминизма доказывают, что понятие рационального автономного индивидуализма, присущее теории общественного договора, ассоциируется с представлением о личности, абсолютно ни от кого не зависящей, о человеке, создавшем себя самостоятельно, а не рожденном женщиной. И если бы подобное представление возобладало над убеждением в изначальной зависимости всех людей от своих близких, то тогда все здание общественных отношений, понимаемых как добровольные договоренности, немедленно рухнуло бы. Некоторые авторы уделяли особое внимание изучению альтернативных оснований концепции общества и политической жизни, исходящих не из идеи автономии и независимости, а из принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости (Held, 1987).
Феминизм подверг серьезному анализу многие важные понятия, которыми оперирует политическая наука, в том числе такие, как власть, властные полномочия, политические обязательства, гражданство, частная жизнь, демократия и справедливость (Hartsock, 1983; Jones, 1993; Hirschmann, 1992; Dietz, 1985; Stiehm, 1984; Bock, James, 1992; Alien, 1988; Phillips, 1991; Okin, 1989).
Проблемы, поставленные в данных концептуальных работах, как и выводы авторов, чрезвычайно разнообразны, что же касается аргументации, то можно сказать, что эти труды распадаются на две большие группы. Во-первых, сторонники феминистского направления сходятся во мнении о том, что во всех теориях справедливости, власти, обязанностей и т.п. отражается маскулинный опыт, а потому эти теории следует пересмотреть с учетом жизненного опыта другой половины человечества. Нередко критицизм авторов принимает форму утверждения, что обобщающие выводы политологов на самом деле не могут претендовать на универсальность, поскольку не учитывают факта половых различий. Так, например, Сьюзен Оукин отмечает, что аргументация Уолзера, касающаяся проблемы справедливости, утрачивает смысл, если принять во внимание факт доминирования мужчин в обществе.
Во-вторых, подобного рода концептуальный анализ нередко выдвигает в адрес политической теории обвинение в том, что она имеет тенденцию к выхолащиванию смысла основополагающих политических понятий. Так, например, Нэнси Хартсок полагает, что в господствующих теориях власти подавляются характерные для детского мировосприятия отношения, основан-
ные на ощущении собственной уязвимости, а из-за присущей этим концепциям жесткой дихотомии «я — другие» власть сводится к конкуренции и контролю. Если бы политологи рассматривали власть с точки зрения возможности претворения в жизнь замыслов человека, то их внимание было бы сконцентрировано на власти как способности что-то сделать, а не что-то преодолеть (ср.: Wartenberg, 1990). Джоан Тронто разрабатывает подход к пониманию власти в контексте проблемы заботы о других и изучает следствия, которые он влечет за собой для политической теории и практики (Tronto, 1993). Большое внимание сторонники феминистских концепций уделяют проблеме равенства. В частности, они поставили вопрос о том, означает ли требование равного уважения к мужчинам и женщинам призыв относиться к ним одинаково. Ведь женщины несут тяготы беременности и родов, и они более уязвимы в сексистском обществе (Scott, 1987; Bacchi, 1991).
Феминистский подход к оценке индивидуализма, противопоставления частной и общественной жизни, теории общественного договора и тех предубеждений, которыми проникнуты распространенные на Западе идеи разумности и универсальности, оказали определенное влияние на некоторые работы политологов-мужчин, занимающихся разработкой современных проблем политической науки (Green, 1985; Smith, 1989). Вместе с тем во многих областях политической теории продолжают господствовать традиционные представления, поскольку политологи не пытаются ни пересматривать их в свете феминистской критики, ни аргументирование дискутировать с выдвинутыми феминизмом положениями.
Постмодернизм
В связи с темой политизации социального есть смысл поговорить о постмодернизме, причем по крайней мере по двум причинам. Во-первых, как и некоторые из вышеупомянутых авторов, разделяющих феминистскую точку зрения, многие политологи постмодернистского направления уделяют большое внимание проблеме распределения власти между различными социальными силами, а также вопросам о том, какое воздействие общественная власть оказывает на политические институты и возникающие конфликты и как они, в свою очередь, влияют на нее. Во-вторых, многие теоретики постмодернизма настаивают на том, что действия политических акторов становятся более понятными, если рассматривать их как порождение социальных процессов, хотя и не вытекающее из них с жесткой необходимостью, а не в качестве возможных результатов функционирования отношений сотрудничества и соперничества.
Пожалуй, наиболее весомым вкладом в развитие политической теории с позиций постмодернизма является работа М. Фуко, хотя она и подрывает многие традиционные постулаты этого направления. Фуко полагает, что политическая теория и анализ имеют дело с парадигмой власти, сформированной на основе опыта, характерного для домодернистской эпохи. В то же время начиная с XVIII в. складывается новая структура власти. В традиционной парадигме власть рассматривалась как суверенитет: то, что разрешено, и то, что запрещено, определяется репрессивными правящими силами. Новый же режим власти действует не столько через прямые распоряжения, сколько посредством дисциплинарных норм. В системе современного правления король и
его представители не стремятся контролировать неповинующихся подданных из центра, держа их в страхе. Вместо этого институты управления распространяют свое влияние на местах, проникая во все капилляры общества, и это оказывает дисциплинирующее воздействие на все уровни общественной структуры, заставляя их считаться с нормами здравого смысла, порядка и хорошего вкуса. Власть, таким образом, распространяется на дисциплинарные институты, которые организуют деятельность людей и руководят ею в сложных условиях современного разделения труда: в больницах и поликлиниках, школах, тюрьмах, организациях помощи безработным, полицейских участках (Foucault, 1979; 1980; Burchell et ai, 1991).
Политической теории еще предстоит в полной степени осмыслить и принять подобное понимание власти как продуктивного процесса распространения влияния дисциплинарных институтов. Основную роль в осмыслении положений концепции Фуко, бросающей вызов некритической зависимости политической теории от идей эпохи Просвещения, сыграла работа У. Коннолли (Connolly, 1987). Он пишет о том, что любые нормы неизбежно отличаются противоречивостью и двойственностью, и поэтому следует всячески противодействовать стремлению бюрократии подвергнуть их произвольному толкованию. Некоторые теоретики рассматривали концепцию власти в свете идей Фуко (Smart, 1983; Wartenberg, 1990; Spivak, 1992; Hometh, 1991). Более подробная разработка данной проблематики потребует переосмысления концепций государства, закона, органов власти, обязанностей, свободы, а также прав человека.
Критическая сила концепции Фуко очевидна. Однако его теория страдает отсутствием нормативных идеалов свободы и справедливости, с помощью которых можно было бы оценивать институты и практические действия различных политических сил. Некоторые политологи небезосновательно полагают, что взгляды Фуко внутренне противоречивы, поскольку он не уделяет внимания этим позитивным идеалам (Taylor, 1984; Fraser, 1989, ch. 1; Habermas, 1990, ch. 9, 10).
Весомый вклад в развитие политической теории внесли также выступающие с позиций постмодернизма французские ученые, в число которых входят Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар и И. Кристева. Я остановлюсь лишь на некоторых из рассматриваемых ими тем, имеющих особенно важное значение для развития политической теории.
Сторонники постмодернизма ставят под сомнение тезис о том, что первичной ячейкой общества и носителем политического действия являются объединенные единичные субъекты. Субъективность порождается языком и общением, а не наоборот, поэтому субъекты внутренне многозначны и противоречивы, как и социальная среда, в которой они живут. Этот онтологический тезис ставит перед политической теорией серьезные вопросы о значении морали и политической деятельности. Опираясь на идеи Мерло-Понти и других упомянутых выше ученых, Ф. Далмайр предлагает такую схему политического процесса, при которой стремление к контролю пропадает (Dallmayr, 1981).
В работах ряда авторов, развивающих критические положения теории Дерриды о метафизике присутствия (Derrida, 1974), утверждается, что стремление человека к ясным и определенным принципам политического регулирования приводит к подавлению и преследованию всех иных, отличающихся от данных принципов, представлений как у него самого, так и у всех, кто его окружает (White, 1991). В своей работе «Идентичность и различие» У. Конопли
переиначивает этот тезис, заявляя, что такого рода унификация политической практики приводит к разочарованию в ней слишком быстро для того, чтобы найти виноватого, и слишком неявно для того, чтобы определить, в чем состоит ее двусмысленность (Connolly, 1991). Бонни Хёниг применяет подобные аргументы в критике работ таких мыслителей, как И. Кант, Дж. Роулз и М. Сандел. Она доказывает, что их тяга к унификации политической теории объясняется стремлением подавить и «отлучить от науки» всех ученых, не согласных с их представлениями о рациональном гражданине и обществе (Honig, 1993).
На наш взгляд, наиболее важным следствием постмодернистской критики унифицирующего мышления является переосмысление концепции демократического плюрализма. Демократическая политика представляет собой такую область, в которой постоянно меняются отношения отдельных личностей и групп людей, взаимодействующих друг с другом (Yeatman, 1994). Именно эта мысль проходит красной нитью в работе Э. Лакло и Ш. Муфф «Гегемония и социалистическая стратегия» (Laclau, Mouffe, 1985). Они пишут о том, что марксистская концепция революционной роли рабочего класса является метафизической фикцией, не соответствующей современной эпохе роста радикальных общественных движений, преследующих самые разные цели и представляющих самые разнообразные интересы. Проведенный К. Лефортом в русле идей Лиотара (Lyotard, 1984) анализ мифа о народе как субъекте исторического развития, свидетельствует о том, что современная политика, особенно в относительно свободных и демократичных обществах, исключает возможность легитимности объединенной «воли народа». Напротив, современная демократия представляет собой не что иное, как процесс соперничества требований, не имеющих обоснования ни в одном из объединенных субъектов (Lefort, 1986). Радикальную демократическую политику следует понимать как содействие объединению разнообразных общественных движений в гражданское общество с целью углубления демократии на практике — как в государстве, так и в обществе (ср.: Mouffe, 1993). Я от всего сердца поддерживаю политическую теорию, которая высоко ценит социальное многообразие и подозрительно относится к любым попыткам унификации (Young, 1990). Что же касается значительной части публикуемых работ, то их авторы, скорее всего, либо относятся к нормативным стандартам справедливости и свободы как к чему-то изначально сомнительному, либо вообще не затрагивают проблемы свободы и справедливости. Задача политической теории, выступающей против репрессивных последствий навешивания ярлыков и стремления всех стричь под одну гребенку, заключается в том, чтобы разрабатывать методы, посредством которых можно было бы призывать к справедливости, не давая оснований для изложенной выше критики.