Агитация, пропаганда и реклама в избирательных кампаниях
Предвыборная агитация, пропаганда и реклама являются средством воздействия на людей с целью убедить их проголосовать за кандидата или партию на выборах. Мало добиться хорошей организации кампании. Необходимо, чтобы лозунги и призывы затронули сердца избирателей и побудили их проголосовать за кандидата.
Для того, чтобы более эффективно выстраивать политическую рекламу и агитацию целесообразно представить избирательную кампанию как процесс передачи информации от политика к избирателям.
Действительно, избирательная кампания - это, прежде всего, информационный процесс. Основное содержание этого процесса состоит в доставке информационного сигнала - агитационного сообщения от кандидата к избирателю - то есть человеку, который имеет по закону право на участие в выборах.
К избирательной кампании применимы основные понятия и принципы теории передачи информации: информационное сообщение, кодирование и дешифровка сообщения, канал передачи сообщения, получатель сообщения, информационные шумы и т д
Эффективность передачи информационного сообщения зависит от качества этих составляющих и от правильного сочетания и использования возможностей выделенных элементов.
При этом под эффективностью понимается как доставка информационного сообщения до нужного адресата без искажения, так и стоимость такой доставки применительно к целям всей кампании или ее отдельных сегментов.
Информационное сообщение, которое передает кандидат избирателям, призвано убедить избирателя в том, что именно этот кандидат является самым предпочтительным из всех других для должности, на которую претендует. Эффективность такого сообщения зависит как от мастерства людей его формирующих, так и от правильности выбранной цели.
Действительно, люди не похожи друг на друга и аргументы, способные убедить одного человека, могут оказать прямо противоположное влияние на другого.
Например, содержание сообщения для твердых сторонников кандидата и нейтральных избирателей, мужчин и женщин, молодежи
и стариков должно различаться. Именно поэтому так важно правильно выбрать цель - получателя агитационного сообщения -того и только того избирателя, для которого оно предназначено.
При этом используются различные каналы информации, способные дифференцировать сообщения для получателей по содержанию и по форме
Так, для обращения ко всем избирателям сразу - можно и нужно использовать средства массовой информации, прежде всего, телевидение
Если же надо обратиться к какой-либо более узкой страте электората, например, людям определенного возраста, национальности, рода занятий - то нужны более узконаправленные и точные методы доставки - прямая именная рассылка по почте, кампания «От двери к двери», «от человека к человеку» и т. д.
Приведенная ниже таблица содержит основные составляющие технологического обеспечения избирательных кампаний любого уровня. По сути дела, все известные выборные технологии представляют собой только сочетание перечисленных в таблице элементов
Таблица 30 Информационная модель политической рекламы и агитации
Содержание сообщения | Кодировка сообщения | Средство коммуникации | Дешифровка сообщения | Получатели сообщения |
1.Происхождение, биография, здоровье, друзья, родственники, опыт, знакомства исвязи, Прошлые Дела, 2. Внешность, одежда, поведение 3. Психологические качества, харизма, Мотивация, | 1Имидж кандидата 2 Месседж кандидата 3 Легенда кандидата 4 Идеология 5 Программа 6 Независимая информация 7 Реклама, пропаганда, PR 8 Конкретные действия | 1 СМИ информагентства радио, пресса, телевидение, Интернет, мобильная связь 2 Публичные выступления кандидата и доверенных лиц 3 Персонифицирующие кампании «От двери к двери», «От человека к человеку», «Снежный ком», прямая рассылка 4 Листовочная кампания 5 Телефонная агитация 6 Рекламно-сувенирная продукция 7 Наружная и уличная реклама 8 Массовые акции | 1 Заметил -не заметил 2 Свой - не свой 3 Нравится -не нравится 4 Самостоятельный -зависимый 5 Интересно - не интересно 6 Верю - не верю 7 Понятно -не понятно 8 Полезно для меня -не полезно | 1 Жители 2 Избиратели 3 Демографические группы 4 Электоральные, демографические, социальные, профессиональные, конфессиональные, территориальные группы |
Содержа- I а I I Дешиф- I Получа-