Использование телевидения в избирательных кампаниях.

С развитием информационных технологий все большую роль в агитационной кампании играет телевидение. Первым президентом который использовал телевидение был Рузвельт, это произошло еще в 1936 году. В 1996 году, президентские выборы в США продемонстрировали полный триумф телевидения, и торжество американских технологий – когда менялся не сам кандидат, а его образ на телеэкране. В рамках одного из социологических опросов проведенного в Америке, выяснялось, откуда избиратели черпают информацию о политиках? В результате были получены следующие ответы:- из теледебатов (60%);- из ток-шоу (45%);- партийные съезды, служили источником информации у 25%.Во время выборов телевидение используется для: размещения скрытой политической рекламы, теледебатов, телеобращений, участия в ток-шоу. Во всех странах, где есть государственные каналы, правящие партии имеют на них режим наибольшего благоприятствования.Существует несколько моментов проведения избирательной рекламной кампании с использованием СМИ, которые необходимо учитывать:а) реклама в СМИ требует больших финансовых, временных, человеческих, интеллектуальных и энергетических затрат;б) несмотря на большую эффективность рекламы в СМИ, строить только на ней всю избирательную кампанию нельзя;в) все современные СМИ представляют лишь прекрасную возможность донести образы и идеи кандидатов до электората и частота появления кандидата в СМИ не является при этом самоцелью.Реклама в СМИ в большинстве кампаний выполняет основную пропагандистскую и агитационную функцию. К сожалению, реклама в СМИ стоит очень дорого, поэтому необходимо тщательно выбирать направления и время ее использования. Необходимо закупать время на ТВ и полосы в газетах как можно раньше.В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.Перед выборами 1995 года в России такие партии, как КПРФ, КРО, «Власть – народу» вели избирательную кампанию на общефедеральном уровне в основном путем проведения пресс-конференций и выступлений лидеров на собраниях избирателей. На региональном уровне КПРФ сполна использовала свой козырь в виде огромного количества организованных в партийные ячейки активистов, готовых работать за идею, сделав упор на проведении так называемых, акций «от двери к двери», применяла подворный, поквартирный обход, за каждым активистом было закреплено от 5 до10 домов. Большая членская база делала затраты на проведение этих акций (в иных случаях очень дорогостоящих) минимальными.Избирательная кампания КПРФ нарочито советская по форме - митинги, пропаганда чисто идеологического характера партии, традиционные, знакомые с детства людям лозунги, внешний вид листовок, сереньких, плохо отпечатанных, красные флаги.Даже с учетом некоторых ошибок, избирательная кампания КПРФ была близка к западной модели, за ее действиями в период выборов ощущалась серьезная подготовка. КПРФ вела себя как классическая, сформировавшаяся партия, грамотно работающая на свой электорат и заботящаяся о его приращении, силами своих региональных отделений распространяла собственную прессу и интенсивно проводила встречи своих кандидатов с избирателями, позаботилась о грамотной организации наблюдения в день выборов.НДР переняла опыт: от КПСС подход к кадровой политике, управление организацией, повседневной работы. Западный опыт: стратегия социальной адресный рекламы, создание привлекательного имиджа лидера, использование популярных деятелей современной отечественной культуры, оснащение техническими средствами, ведение мониторинга, анализ кампаний конкурентов и своей.С другой стороны, было достаточно откровенных провалов - Мартин Шакум (кандидат по одномандатному округу) пример бездарной избирательной кампании.Затратив гигантские средства на центральное телевидение, заклеив округ шикарными плакатами – вызвал неприязнь избирателей и в итоге провалился на выборах.

20) Разработка финансового плана кампании





Организаторов избирательной кампании в первую очередь волнует вопрос о способах сбора средств на ее проведение. Для этого необходимо определить структуру бюджета кампании, расходы, которые должны содержаться в смете:- на покупку «информационного пространства» в СМИ;- на публикацию предвыборных материалов (программ, листовок, плакатов);- на организацию митингов, собраний избирателей;- на почтовые расходы;- на оплату услуг внешних экспертов и консультантов и работу собственной команды кандидата;- на арендную плату за помещение штаб-квартиры, охрану, транспорт;- на поездки кандидата и его представителей по округу;- на проведение благотворительных акций;- на конкретные процедуры работы с электоратом и т.д.Список расходов должен быть как можно более подробным, чтобы не оказалось, что не хватает средств на какие-либо важные мероприятия. Закон требует вести учет как всех поступлений в избирательный фонд, так и расходования его средств. Поэтому крайне важно составлять скрупулезный бухгалтерский отчет поступлений и расходов по форме, которую можно получить в окружной избирательной комиссии.Экспертная оценка российских избирательных кампаний показывает, что обычно кандидаты-победители тратят на кампанию на порядок значительно больше средств, чем проходит через избирательный фонд кандидата и, конечно же, значительно больше, чем выделяют избирательные комиссии на эти цели.Реальная стоимость кампании партиями и кандидатами держится в тайне. Однако подсчеты расходов, связанные с выборами в России ведутся давно. И здесь уже созданы свои мифы.Например, обратимся к мнению журналиста Натальи Тимаковой, которая считает, что стоимость консультантов, разрабатывающих стратегию и тактику кампании обходится кандидату от 50 до 150 долларов в час. Два месяца работа двух консультантов обойдется кандидату в 72 000 долларов. 500 тысяч штук простого карманного календаря стоит примерно 100 000 долларов, 300 тысяч черно-белых листовок также 100 000 долларов. Стоимость четверти полосы в одном печатном издании 2 раза в неделю за два месяца стоит 160 000 долларов.10-минутный репортаж по радио тянет на 2 000 долларов. Стоимость рекламного ролика - 30 000 долларов.Общая сумма расходов на рекламу партии в выборах федерального уровня, по оценке журналистки, составляет более трех миллионов долларов.Понятно, что без достаточного финансирования не может идти речи о качественном проведении избирательной кампании. Этому элементу кампании за рубежом уделяется особое внимание, что нашло свое выражение в разработке составной части избирательного маркетинга, направленной на сбор средств и получившей название – «фаунд рейзинг». По "фаунд рейзинг" существует огромное количество пособий, но не всегда эти рекомендации применимы к российским условиям. Основное направление в России в последние годы - это поддержание постоянной связи с потенциальными спонсорами, которым регулярно высылаются все публикации о кандидате, его программы, пресс-релизы, - даритель как бы ставится на информационное обслуживание, становится сопричастным к делам кандидата. Крупных спонсоров приглашают на съезды партии, встречи групп поддержки кандидата.Так в начале своей деятельности ЛДПР разослала крупным и средним бизнесменам письма со своей программой и предложением жертвовать деньги на партийное строительство. Определенный взнос давал возможность спонсору присутствовать на съезде партии, встретиться с В.Жириновским и т.д.«Демократический выбор России» перед выборами в Госдуму-95 разработал шкалу, в соответствии с которой та или иная сумма взноса давала спонсорам возможность: получения информации о работе партии, получить приглашение на съезд и другие партийные мероприятия, принимать участие в политсовете.Богатые люди жертвуют на политику исходя из разных побуждений. Но в России присутствуют два основных мотива: страх и желание получить прибыль. Очень часто поэтому крупные спонсоры жертвуют в кампании кандидатов и партий, придерживающихся противоположных идеологических воззрений.Западные рекомендации, работающие в том числе и на российской почве, можно свести к следующим принципам:1. Для того, чтобы получить деньги, вы должны просить их.2. Вы получите только то, что просите, или даже меньше, но никак не больше.3. Кандидат является наилучшей фигурой для проведения мероприятий по сбору денежных средств. Кандидат, который не просит денег, обычно проигрывает кампанию.4. Запрашивайте сумму в 2 раза больше, чем вы ожидаете получить. В этом случае вы получите ожидаемое или даже больше.5. Сбор денежных средств - это постоянное занятие. Денег никогда не бывает слишком много. Сбор денег надо ставить на профессиональную основу. Это особая сфера деятельности.6. Людям нравится, когда к ним обращаются за деньгами. Это льстит их тщеславию.7. Кандидат баллотируется и этим уже оказывает каждому большую услугу. Люди уже в долгу перед ним. Собирайте причитающиеся «долги».8. Деньги, вложенные в политическую кампанию кандидатов, могут принести прибыль. Кроме того, речь идет о политической власти, которую не оценить никакими деньгами.9. Люди могут дать деньги на популярное дело. Начните кампанию с привлечения денежных средств от наиболее известных лиц, затем добейтесь, чтобы они привлекли к этому других жертвователей из числа единомышленников.10. Всегда просите, чтобы жертвователь рекомендовал 2 или 3 кандидатуры, к кому еще можно обратиться. Всегда благодарите как в устной форме, так и благодарственным письмом.11. Просите деньги на конкретное дело: выпуск телеролика, изготовление плакатов, проведение собрания. Люди хотят знать, куда пойдут их деньги.

Политическая реклама

Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование. Коммуникативная сущность политической рекламы заключается в том, что она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия и адекватную ему знаковую систему. Политическая реклама – это своего рода проводник идей, ретранслятор образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, – оповещение, ознакомление аудитории с партией, кандидатом, их взглядами, акциями, предложениями, их преимуществами перед конкурентами. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект из числа других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов. Предмет политической рекламы – партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д. Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу). Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов. Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства. Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Его характерные признаки: упрощенность по сравнению с прообразом; демонстрация специфичности и уникальности Рекламируемого объекта; конкретность, подвижность, трансформируемость; частичное, идеализированное соответствие рекламируемому объекту. К основным понятиям политической рекламы относятся также характеристики кандидата, качество кандидата, внешняя среда предвыборного маркетинга, внутренняя среда предвыборного маркетинга, рынок кандидатов, конкурентоспособность кандидата, предложение, спрос, «цена» кандидата, позиционирование. Политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга (включающий также организацию общественного мнения, «личную продажу», «стимулирование сбыта», пропаганду) и работает вместе с другими его элементами на основе вариативной дополнительности всех элементов. Специфика политической рекламы заключается, прежде всего, в четкой определенности ее задач и предмета, в активном, «силовом» характере ее коммуникативного воздействия. Политическая реклама – своего рода аккумулятор стратегических идей и разработок рекламной кампании, регулятор электорального поведения. Политический выбор, волеизъявление избирателя несвободны даже в обществах с наиболее развитыми демократическими институтами. Его решение голосовать тем или иным образом зависит от подспудного действия различных закономерных и случайных факторов. Это идеологические установки и политическая культура избирателя, его интерес к политике, социальный статус, характер трудовой деятельности и материальный уровень, пол и возраст, окружающая обстановка. Таким образом, модель поведения избирателя зависит от: социальных характеристик индивида, его биографии, личностных качеств, культурно образовательного уровня, условий жизни, возраста, влияния среды; его политических позиций – типа политической культуры, настроений и забот текущего дня, мнения о тех или иных проблемах, отношения к «лагерю» кандидата; предлагаемого политического выбора, привычек голо сования. Особое значение все вышеназванные факторы приобретают в тех случаях, когда идеологические и политические взгляды избирателей неустойчивы, а их социальное самосознание недостаточно развито. Проявляясь в момент голосования, эта неустойчивость и неразвитость предопределяют бесчисленное множество оттенков электорального поведения. Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации. Она способна интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии данной партии или кандидата. Политическая реклама выступает в качестве своего рода вектора, собирающего воедино возможные поведенческие реакции электората и задающего им то единственно верное направление, которое может принести успех на выборах. Содержательное наполнение политической рекламы определяется потребностями электората. Основная ее коммуникативная задача заключается в «увязывании» запроса объекта и предложения субъекта. Система факторов, формирующих политический выбор, – сложное, многоуровневое, но достаточно гибкое образование. Управляя этими факторами по отдельности, комплексно или используя различного рода комбинации, можно варьировать как нюансы выбора, так и общее его направление. Этой цели и служат различные варианты рекламного воздействия. Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий. В качестве посредника между лидером и массой в политической коммуникации выступает имидж политика. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения. Основные функции имиджа: номинативная – имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность политика в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства; эстетическая – имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику лидером; адресная – имидж связывает политика и целевую аудиторию, отвечая на запрос электората; коммуникативная. В рамках концепции данной работы, характеризующей имидж как коммуникативную единицу, особенно важно сделать акцент на коммуникативных свойствах имиджа как рекламной компоненты, обеспечивающей эффективность информации, облегчающей ее восприятие аудиторией, обеспечивающей «режим наибольшего благоприятствования» этому восприятию и подготавливающей почву для формирования установки на выбор именно этого кандидата. Что касается классификации имиджей, мы можем отметить следующие их виды: объективный, или реальный (текущий, воспринимаемый) имидж – впечатление о кандидате (его образ), которое есть у избирателей; субъективный (зеркальный) имидж – представление кандидата и его «команды» о том, каков образ лидера в глазах избирателей; моделируемый имидж – образ, который пытаются создать «команда» и привлеченные специалисты; желаемый (самоимидж) – тот, который политическая организация или кандидат хотели бы иметь в глазах избиратели; требуемый (идеальный), – тот, которого ожидают избиратели. Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим. Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в своего рода блоки – персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы), социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности) и символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере). Можно вычленить следующие этапы конструирования рекламного политического имиджа: определение требований аудитории (ее сегментов), сравнение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, определение составляющих имиджа, пере вод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.). Как коммуникативная структура имидж должен обеспечить точность передачи информации, совпадение знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения. Он выступает своего рода дешифратором сообщения, переводя его на ряд других языков – на язык аудитории, событийный, визуальный язык. Имидж полнее, глубже воспринимается людьми, когда строго определены только основные его элементы и есть возможность додумать, довообразить его. Имидж как бы располагается между двумя полюсами – «божественным» и человеческим. Это категория амбивалентная, обладающая неким ритмом, постоянной сменяемостью заложенных в нем образов, динамикой. Очень важная коммуникативная составляющая имиджа – образ будущего, который включен в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя. Помимо собственно конструирования образа, существует следующий набор задач по работе с имиджем – позиционирование, отстройка от конкурентов, возвышение или (в отношении конкурентов) занижение имиджа, а также контрреклама.

Наши рекомендации