Сельское хозяйство и промыслы
Сельское хозяйство было руководящим в древнерусской экономике и достигло высокого уровня развития.
Земледелие. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были рожь, просо, ячмень, пшеница и овес. Лес вырубался и сжигался, таким образом, освобождались посевные площади и одновременно удобрялся грунт. В лесостепных и степных районах наиболее распространенной системой земледелия была переложная, по которой плодородие земли восстанавливалось естественным путем.
В Киевской Руси был большой набор ручных земледельческих орудий — заступы, мотыги, серпы, селезенки. Их довольно часто находят во время археологических раскопок. Для обмолота зерна использовался цеп. Земледелие на Руси было на таком агротехническом уровне, который давал возможность обеспечить высокие для своего времени урожайность и производительность работы.
Скотоводство. В летописях и других памятках письменности постоянно упоминаются разные домашние животные и продукция животноводства. Большими стадами коров и коз, табунами коней, отарами овец владели князья и богатые бояре. Скот выпасали с весны до осени на лугах, в лесах, на переложных землях и в степях. На зиму для кормления животных запасали сено, зерно.
Охота и рыболовство. Охота на лесных и степных животных и птиц обеспечивало мясом, а продажа кож куниц, лисиц, бобров, белок давал добрые доходы. Ценный мех был одной из главных статей древнерусского экспорта, расходясь в много стран Европы и Востока. Немалую роль среди промыслов отыгрывали бортничество и пчеловодство. Мед и воск имели спрос на Руси и за ее пределами. Князья и бояре были особенно заинтересованы в поддержании постоянного уровня производства меда и воска, как и в добывании меха. Эти товары продавались на рынках Византии, стран Ближнего Востока и Западной Европы. Вместо того они получали возможность покупать там украшения, дорогие ткани и одежду, вино, фрукты, оружие и т.п.
Ремесло. Значительного распространения и высокого уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его областью была металлургия, что вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Обработка железа, что добывалось из болотной руды, велась как в сельских, так и в городских кузницах. Кузнецы пользовались большим набором инструментов и владели значительным количеством технических приемов обработки металла, производя вещи высокого качества и совершенные функционально, а в лучших образцах — и художественно завершенные.
Чрезвычайно высокого уровня мастерства достигли русские ювелиры. Непревзойденными до сих пор шедеврами ювелирного дела на Руси является драгоценные изделия с покрытыми эмалями иконки, крестики, княжеские курительные трубки. Производство высоко художественных и ценных украшений с эмалью сосредоточивалось в Киеве, откуда они расходились по Руси и за ее границы. Слава о русских ювелирах разнеслась средневековой Европой.
Наиболее массовыми видами ремесла были изготовления керамической посуды, обработка кожи, дерева и кости. Ремесленники, которые занимались этим, обычно селились вместе, образовывая в больших городах отдельные кварталы. Все более и более широкого применения приобретало оконное стекло. Распространенными были домашние ремесла: прядение, ткачество, изготовление повседневной одежды и посуды, а также продуктов питания, прежде всего переработка зерна.
Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разные жилье, сводить церкви и дворцы. Простейшим жильем были получесночницы, в которых прислонялась бедность. В наземных срубленных домах жили представители средних прослоек населения. Украшением и вместе с тем архитектурными доминантами городов и сел Руси были многочисленные церкви, преимущественно деревянные. В больших городах высились каменные храмы. В древнерусское время в Киеве было возведено свыше тысячи каменных церквей. Много их построено в Чернигове, Переяславе.
Города, как известно, в VI—VIII веках в восточнославянском обществе возникали протогорода — укрепленные поселения, которые в зародыше имели признаки будущих городов: ремесленное производство, сердцевина власти, культовая центр и т.п. Однако не каждое протогород мог перерасти в город: для того должны были сложиться особенно благоприятные социальные, политическое и экономическое условия. Древнейшим протогородом Южной Руси был «град Кия», что возник в конце V — в первой половине VI веков. На протяжении следующих столетий этот град перерос в большой город, в котором в XI — первой трети XIII веков насчитывалось близко 50 тыс. жителей. Для своего времени это было очень большое количество горожан.
Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась в городах. Подавляющее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей, которые объединялись в корпорации наподобие западноевропейских цехов. Многие горожане занимались торговлей. Городские рынки представляли собой вместе с тем главные площади, на которых бурлила жизнь. Там собирались веча горожан, которые, начиная с середины XII века, играли значительную роль в социальной и политической жизни своего города, а то и земли в целом, как это бывало в Киеве, Галиче, Чернигове, Новгороде Большом, Владимире на Клязьме и т.п.
Древнерусские города были культурными сердцевинами. В них действовали школы и книжно-писанные мастерские, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства. В городах, прежде всего Киеве, Новгороде, Владимире на Клязьме, составлялись летописи, создавались памятки агиографии и художественной литературы.
Торговля.
Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который содействовал обеспечению продуктами питания, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, в которых они не производились. Города и большие торговые села имели рынки. В значительных городских центрах они действовали постоянно, а в Киеве, Новгороде Большом, Чернигове, Галиче, Смоленске, Владимире на Клязьме и др. собирались, чуть ли не каждый день.
Главным направлением древнерусской внешней торговли был восточный. Греческий путь вел к Византии, а завозный путь — к странам Кавказа и Арабского Востока. Большая торговля велась также со странами Поволжья: Хозарским каганатом и Волжской Болгарией. Постоянными были торговые контакты Руси с Германией, Венгрией, Чехией, Польшей. Главной сердцевиной торговли со странами Юга и Запада был Киев.
Из Византии на Русь довозили золотое и серебряное изделия, посуда, дорогие ткани, масло, вино, фрукты, разные ремесленные изделия. Русь поставляла на рынки своих близких и далеких соседей меха, мед, воск, кожаное и металлическое изделия, украшения из золота и серебра, а также рабов.
Главными платежными средствами внутренней и внешней торговли Руси IX—XI веков были иностранные монеты — преимущественно арабские серебряные куфичные дирхемы. Использовались, хотя и в меньшем количестве, византийские милиарные, западноевропейские динары.
Несколько раз делались попытки ввести в Древнерусском государстве собственную монету. Но чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем, они назначались не столько для торговли, сколько правили за своеобразные визитные карточки названных выше князей, пропагандируя Древнерусское христианское государство и его властителей.
- Экономическая жизнь Украины в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI—Первая половина XVII ст.)
Внутренняя и внешняя политика киевских князей дохристианской эпохи. |
·
Княжение Олега (879 - 912).Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Он захватил второй крупный древнерусский город Киев, сделал его главным городом своего княжества. К своим владениям он присоединил земли смоленских кривичей и киевских полян. Так Киев стал первой столицей нового складывающегося государства, а Олег первым великим князем. Олег стал стремиться к завоеванию других славянских племен. В Новгород, Смоленск, Любеч он посылает своих наместников - мужей. В 883 г. он подчиняет своей власти древлян, обложив их данью по черной курице. В 884 г. он присоединяет северян, обложив небольшой данью. В 885 г. были присоединены радимичи, их дань была равна шлягу - серебряной монете. К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена - чудь и меря. Управление территориями осуществлялось через наместников великого князя. Олег со своими дружинниками регулярно объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме), наказывал виновных, охранял свои владения от посягательств соседей. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Чтобы обеспечить возможность сбыта дани, Олег задумал большой поход на Византию. В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счёт греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своём приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи её на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, что стояли в разных русских городах. Княжение Игоря (912 - 945).После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. После смерти Олега от Киева сразу же отошел племенной союз древлян. В 913 г. Игорь совершил поход на древлян, обложил их данью, но своего наместника не посадил. Править древлянами он стал через древлянского князя Мала и его знать Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвёрждён договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчинённым народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд в 922 и 942 гг. собирал с древлян дань выше установленной нормы. Древляне были этим недовольны и отказывали Игорю в военной поддержке, в частности, не принимали участия в военных походах Игоря против Византии. Игорь решил наказать их, и в 945 г. собрал у них богатую дань. Дружина Игоря, завидуя Свенельду, постоянно собиравшему богатую дань с древлян, заставили его вновь вернуться к древлянам, заявив: "Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам". Игорь вернулся с небольшой частью дружины. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Есть предание, будто бы они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним Игоря, потом отпустили их. Киевский князь был разорван на две части. Древлянская земля вновь отложилась от Киева. Правление Ольги (945 - 957). Дела правления взяла в свои руки жена Игоря - Ольга. Она жестоко отомстила за смерть великого князя. Столица древлян Искоростень (сейчас город Коростень) запылал. Ольга упорядочила сбор дани в княжестве. Она ввела "полюдье" - определнный размер дани для древлян и новгородцев, а затем по всему государству организовала погосты - места сбора дани. Правление Святослава (957 - 972). Сын Игоря и Ольги Святослав вошёл в историю как талантливый полководец. В 964 г. Святослав отправился в поход на восток. Разгром Хазарского Каганата - 965г. В 966 г. совершил молниеносный поход против вятичей, заставив их платить дань. В 968 г. он разгромил болгар. В 968 г. Святослав примчался с частью дружины в Киев и разгромил печенегов. Укрепление Святослава на Дунае также представляло опасность для Византии. Иоанн решил изгнать Святослава из Болгарии и присоединить ее к Византии. У Святослава начался конфликт с Византией из-за дунайских владений. В одном из сражений он был окружён 100 - тыс. византийским войском. Святослав едва спасся от плена. Ему удалось укрыться в крепости Доростол, где, терпя холод, голод и болезни, он провел три месяца. Осада крепости византийцами была снята, после того, как Святослав подписал мир, отказавшись от всех завоеванных территорий в Болгарии. |
Принятие христианства
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.