Кризис французского абсолютизма

После смер­ти Лю­до­ви­ка XIV прес­тол пе­ре­шел к его пя­ти­лет­не­му прав­ну­ку Лю­до­ви­ку XV (1715- 1774). Ре­ген­том при нем стал гер­цог Фи­липп Ор­ле­ан­с­кий­, пра­вив­ший 8 лет. Глав­ной за­да­чей но­во­го пра­ви­тель­с­т­ва бы­ло вы­вес­ти стра­ну из эко­но­ми­чес­ко­го кри­зи­са. Ге­не­раль­ным кон­т­ро­ле­ром был наз­на­чен шот­лан­дец Джон Лоу, ко­то­рый при­вел Фран­цию к фи­нан­со­во­му кри­зи­су, вы­пус­тив ог­ром­ное ко­ли­чес­т­во ни­чем не обес­пе­чен­ных де­неж­ных бан­к­нот.

В 40-60-е го­ды XVI­II в. Фран­ция учас­т­во­ва­ла в вой­нах, ко­то­рые ос­лож­ни­ли ее и без то­го тя­же­лое эко­но­ми­чес­кое сос­то­яние. Фран­ция выс­ту­пи­ла на сто­ро­не Прус­сии в вой­не про­тив Ав­с­т­рии (1740-1748), а в Се­ми­лет­ней вой­не (1756-1763) - про­тив Ан­г­лии. В ре­зуль­та­те пос­лед­ней вой­ны она по­те­ря­ла все свои ко­ло­нии в Но­вом Све­те и в Ин­дии.

Финансовый кри­зис дво­ра уси­ли­вал­ся ог­ром­ны­ми тра­та­ми на его изощ­рен­ную рос­кошь, со­дер­жа­ние па­ра­зи­ти­чес­кой прид­вор­ной арис­ток­ра­тии. Ко­роль пос­вя­щал вре­мя охо­те, фа­во­рит­кам (мар­ки­за де Пом­па­дур, гра­фи­ня Дю­бар­ри). Ес­ли Лю­до­ви­ку XIV при­пи­сы­ва­ли сло­ва: «Го­су­дар­с­т­во - это я»,- то Лю­до­ви­ку XV: «Пос­ле нас хоть по­топ».

В се­ре­ди­не XVI­II в. ус­ко­ри­лось раз­ви­тие про­мыш­лен­нос­ти, тор­гов­ли и сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва. На­се­ле­ние Фран­ции воз­рос­ло, дос­тиг­нув в 1790 г. 26 млн. жи­те­лей­, из ко­то­рых 84% ос­та­ва­лись сель­с­ки­ми жи­те­ля­ми. Про­цесс внед­ре­ния ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го ук­ла­да в аг­рар­ные от­но­ше­ния про­те­кал бо­лее ин­тен­сив­но. Уси­ли­лась со­ци­аль­ная диф­фе­рен­ци­ация крес­ть­ян­с­т­ва. В не­ко­то­рых рай­онах Фран­ции часть дво­рян-зем­лев­ла­дель­цев пе­ре­хо­ди­ла на ка­пи­та­лис­ти­чес­кий путь ве­де­ния хо­зяй­ст­ва. Крес­ть­янам при­над­ле­жа­ло при­мер­но 40% зем­ли в фор­ме цен­зи­вы (веч­но­нас­лед­с­т­вен­но­го дер­жа­ния). Крес­ть­янин не мог уй­ти, а вла­де­лец (обыч­но сень­ор) не мог его сог­нать и ли­шить зем­ли. Око­ло 90% крес­ть­ян бы­ли лич­но сво­бод­ны­ми, но все же кое-где еще сох­ра­ня­лась и лич­ная за­ви­си­мость крес­ть­ян (т. е. сер­важ). Крес­ть­яне - и лич­но сво­бод­ные, и лич­но за­ви­си­мые - бы­ли свя­за­ны мно­жес­т­вом ста­рин­ных обы­ча­ев. Поч­ти до са­мой ре­во­лю­ции сох­ра­нял­ся обы­чай «мер­т­вой ру­ки», т. е. пла­та при пе­ре­да­че нас­лед­с­т­ва, за вы­печ­ку хле­ба и по­мол зер­на во вла­де­ни­ях сень­ора и т. д., хо­тя дав­ным-дав­но уже не бы­ло ни пе­чей­, ни мель­ни­цы, да и са­ми сень­оры уже не жи­ли в сво­их по­мес­ть­ях. Сох­ра­ня­лись не толь­ко цен­зи­ва, но и шам­пар (на­ту­раль­ный на­лог), де­ся­ти­на в поль­зу цер­к­ви, все­воз­мож­ные до­рож­ные, мос­то­вые и дру­гие пош­ли­ны.

Хотя Фран­ция ос­та­ва­лась сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ной стра­ной­, про­мыш­лен­ность иг­ра­ла уже зна­чи­тель­ную роль в ее эко­но­ми­ке. Для фран­цуз­с­кой про­мыш­лен­нос­ти бы­ло ха­рак­тер­но ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние руч­но­го про­из­вод­с­т­ва, но ма­ну­фак­ту­ра дос­тиг­ла вы­со­кой сте­пе­ни раз­ви­тия. Уве­ли­чи­лось чис­ло круп­ных цен­т­ра­ли­зо­ван­ных ма­ну­фак­тур, на них на­чи­на­ют при­ме­нять­ся ма­ши­ны. Ус­ко­ря­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние об­щеф­ран­цуз­с­ко­го рын­ка, раз­ви­ва­ет­ся внут­рен­няя и внеш­няя тор­гов­ля.

Вместе с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний воз­рас­та­ет роль тор­го­во-про­мыш­лен­ных кру­гов, уси­ли­ва­ет­ся их эко­но­ми­чес­кая и со­ци­аль­ная зна­чи­мость. Од­на­ко даль­ней­ше­му раз­ви­тию тор­гов­ли и про­мыш­лен­нос­ти во Фран­ции ме­шал аб­со­лю­тизм. Раз­ви­тие ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний тре­бо­ва­ло унич­то­же­ния су­щес­т­ву­юще­го строя, сох­ра­няв­ше­го­ся в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве, а так­же це­хо­вой сис­те­мы и мо­но­поль­ных при­ви­ле­гий­, пре­дос­тав­ля­емых от­дель­ным при­ви­ле­ги­ро­ван­ным ком­па­ни­ям и вла­дель­цам «ко­ро­лев­с­ких ма­ну­фак­тур». Скла­ды­ва­нию об­щеф­ран­цуз­с­ко­го рын­ка ме­ша­ли ос­тат­ки фе­одаль­ной раз­д­роб­лен­нос­ти: от­сут­с­т­вие еди­ной сис­те­мы мер и ве­сов, внут­рен­ние та­мож­ни и т. п.

Недовольство вы­зы­ва­ла сис­те­ма граж­дан­с­ко­го не­ра­вен­с­т­ва и сос­лов­ных при­ви­ле­гий­, ко­то­ры­ми об­ла­да­ли дво­рян­с­т­во и ду­хо­вен­с­т­во. Они, нап­ри­мер, бы­ли ос­во­бож­де­ны от уп­ла­ты ос­нов­ных на­ло­гов, мог­ли за­ни­мать выс­шие дол­ж­нос­ти в ад­ми­нис­т­ра­ции, су­де, ар­мии. Во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. про­тив аб­со­лю­тиз­ма под­ни­ма­ет­ся мощ­ная вол­на оп­по­зи­ции. Про­мыш­лен­ни­ки, ко­то­рые уже не нуж­да­лись в опе­ке аб­со­лю­тиз­ма, бы­ли во гла­ве этой оп­по­зи­ции. По­тен­ци­аль­ным ее со­юз­ни­ком ста­ли на­род­ные мас­сы и преж­де все­го крес­ть­ян­с­т­во. К со­юзу с бур­жу­ази­ей скло­ня­лась и часть обур­жу­азив­ше­го­ся дво­рян­с­т­ва. В оп­по­зи­ции к аб­со­лю­тиз­му на­хо­ди­лись пар­ла­мен­ты во гла­ве с па­риж­с­ким. Они тре­бо­ва­ли ог­ра­ни­че­ния аб­со­лю­тиз­ма в поль­зу при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сос­ло­вий. Это бы­ла арис­ток­ра­ти­чес­кая оп­по­зи­ция аб­со­лю­тиз­му.

Таким об­ра­зом, к кон­цу XVI­II в. во Фран­ции на­рас­та­ет об­щес­т­вен­ное не­до­воль­с­т­во про­мыш­лен­ни­ков, ли­бе­раль­но­го дво­рян­с­т­ва, крес­ть­ян и на­ем­ных ра­бо­чих.

Французское Просвещение

К се­ре­ди­не XVI­II в. про­изо­шел мощ­ный взлет фран­цуз­с­ко­го Прос­ве­ще­ния - ши­ро­ко­го идей­но­го те­че­ния, От­ра­жав­ше­го ан­ти­фе­одаль­ные стрем­ле­ния фран­цуз­с­кой бур­жу­азии и На­род­ных масс. Его твор­ца­ми ста­ла блес­тя­щая пле­яда вы­да­ющих­ся мыс­ли­те­лей­, пи­са­те­лей­, уче­ных. По­яви­лось мно­жес­т­во сло­ва­рей по мно­гим от­рас­лям на­уки (к се­ре­ди­не XVI­II в. их бы­ло уже бо­лее 600), мно­го­том­ные из­да­ния: «Естес­т­вен­ная ис­то­рия» Бюф­фо­на, «Энцик­ло­пе­дия на­ук и ре­ме­сел» Дид­ро и Д'Алам­бе­ра. Эн­цик­ло­пе­дия то раз­ре­ша­лась, то зап­ре­ща­лась - все­го ее выш­ло 28 то­мов; впер­вые в ней объ­яс­ня­лись та­кие сло­ва, как де­пу­тат, дес­по­тия, кон­с­ти­ту­ция, при­ви­ле­гия и др. Вы­хо­ди­ли и биб­ли­ог­ра­фи­чес­кие жур­на­лы; во Фран­ции ста­ли ши­ро­ко из­вес­т­ны кни­ги о пу­те­шес­т­ви­ях Ку­ка, Ла­пе-ру­за, Рей­на­ля и др. Ес­ли до XVI­II в. биб­ли­оте­ки со­би­ра­ли лишь мо­нас­ты­ри и арис­ток­ра­ты, то к се­ре­ди­не XVI­II в. биб­ли­оте­ки име­лись уже у пи­са­те­лей­, чи­нов­ни­ков, ап­те­ка­рей­, от­куп­щи­ков и т. д. Во мно­гих фран­цуз­с­ких го­ро­дах ус­т­ра­ива­лись книж­ные аук­ци­оны; кни­ги пе­ча­та­лись в Гол­лан­дии, Швей­ца­рии, а це­лые ар­мии кни­го­нош пе­реп­рав­ля­ли их во Фран­цию. Кни­ги пе­ре­во­зи­лись в че­мо­да­нах с двой­ным или трой­ным дном; кни­го­но­ши пе­реп­лы­ва­ли с ни­ми ре­ки; поч­ти во всех круп­ных го­ро­дах Фран­ции - Па­ри­же, Лил­ле, Ру­ане, Мар­се­ле и др.- в под­ва­лах, на заб­ро­шен­ных мель­ни­цах, ста­рых ко­нюш­нях сох­ра­ня­лась при­ве­зен­ная из-за гра­ни­цы не­ле­галь­ная ли­те­ра­ту­ра.

Во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. по всей стра­не су­щес­т­во­ва­ли тай­ные ти­пог­ра­фии и скла­ды с зап­ре­щен­ны­ми кни­га­ми. Зап­ре­щен­ную ли­те­ра­ту­ру при­суж­да­ли к сож­же­нию пар­ла­мен­ты, чи­нов­ни­ки и дру­гие офи­ци­аль­ные ли­ца, но в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев ли­те­ра­ту­ра не унич­то­жа­лась, сжи­га­лись же тю­ки с не­нуж­ны­ми бу­ма­га­ми. Зап­ре­щен­ные кни­ги про­да­ва­ли обыч­но по до­ро­гим це­нам, а пос­коль­ку гра­мот­ность сре­ди на­се­ле­ния зна­чи­тель­но вы­рос­ла, то их чи­та­ли да­же ку­че­ры, гор­нич­ные, а иног­да и вил­ла­ны. Рас­п­рос­т­ра­не­ние по­доб­ной ли­те­ра­ту­ры во Фран­ции ока­за­ло су­щес­т­вен­ное вли­яние на приб­ли­же­ние ре­во­лю­ци­он­но­го взры­ва: про­ис­хо­ди­ла как бы «ду­хов­ная се­ку­ля­ри­за­ция» - мас­со­вое выс­во­бож­де­ние от ду­хов­но­го гне­та.

Французские прос­ве­ти­те­ли - фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, эко­но­мис­ты, ис­то­ри­ки - убеж­ден­ные про­тив­ни­ки фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя под­вер­га­ли бес­по­щад­ной кри­ти­ке его иде­оло­ги­чес­кие ус­тои, выс­ту­па­ли за сво­бо­ду и граж­дан­с­кое ра­вен­с­т­во. Ду­хов­ны­ми вож­дя­ми это­го те­че­ния бы­ли Воль­тер, Мон­тес­кье, Рус­со, Дид­ро, Д'Алам­бер и дру­гие прос­ве­ти­те­ли. Их идеи зак­лю­ча­ли в се­бе ог­ром­ный ре­во­лю­ци­он­ный по­тен­ци­ал и сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ду­хов­ной куль­ту­ры Фран­ции XVI­II в., ока­зав боль­шое вли­яние на стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы, Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ки, Рос­сию и дру­гие стра­ны.

Канун революции

Кризис фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя во Фран­ции рез­ко обос­т­рил­ся в кон­це 80-х го­дов XVI­II в. В 1787-1789 гг. раз­вер­нул­ся тор­го­во-про­мыш­лен­ный кри­зис. Усу­гу­бил его до­го­вор с Ан­г­ли­ей в 1876 г., от­к­рыв­ший фран­цуз­с­кий ры­нок для бо­лее де­ше­вых ан­г­лий­ских из­де­лий. Упа­док и зас­той про­из­вод­с­т­ва, без­ра­бо­ти­ца ох­ва­ти­ли стра­ну. Из-за не­обы­чай­но су­ро­вой зи­мы в 1788 г. был по­лу­чен пло­хой уро­жай­, что при­ве­ло к нех­ват­ке зер­на, до­ро­го­виз­не про­до­воль­с­т­вия. Обос­т­ри­лись нуж­да и бед­с­т­вия на­род­ных масс. 68

Со всей оче­вид­нос­тью об­на­ру­жи­лась нес­по­соб­ность гос­под­с­т­ву­юще­го клас­са вый­ти из кри­зи­са. Го­су­дар­с­т­вен­ный долг с 1,5 млрд. вы­рос за 14 лет к 1789 г. ров­но в три ра­за. Мо­нар­хия ока­за­лась на по­ро­ге фи­нан­со­во­го бан­к­рот­с­т­ва. Ге­не­раль­ный кон­т­ро­лер Тюр­го пред­ло­жил воз­ло­жить часть на­ло­гов на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные сос­ло­вия. Был раз­ра­бо­тан про­ект бес­сос­лов­но­го по­зе­мель­но­го пря­мо­го на­ло­га.

В 1787 г., на­де­ясь по­лу­чить под­дер­ж­ку дво­рян­с­т­ва и ду­хо­вен­с­т­ва - двух при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сос­ло­вий­, мо­нар­хия соз­ва­ла соб­ра­ние «но­таб­лей­» - выб­ран­ных ко­ро­лем име­ни­тых пред­с­та­ви­те­лей этих сос­ло­вий. Од­на­ко они на­от­рез от­ка­за­лись одоб­рить пред­ло­жен­ные ре­фор­мы и пот­ре­бо­ва­ли соз­вать Ге­не­раль­ные шта­ты, рас­счи­ты­вая ог­ра­ни­чить ко­ро­лев­с­кую власть в сво­их ин­те­ре­сах. Ло­зунг со­зы­ва Ге­не­раль­ных шта­тов, ко­то­рые не со­би­ра­лись с 1614 г., был под­х­ва­чен ши­ро­ки­ми кру­га­ми треть­его сос­ло­вия, выд­ви­нув­ше­го свою по­ли­ти­чес­кую прог­рам­му. Со­зыв шта­тов был наз­на­чен на вес­ну 1789 г. В го­ро­дах и де­рев­нях вы­ра­ба­ты­ва­лись на­ка­зы де­пу­та­там, в ко­то­рых яс­но прос­ту­па­ли тре­бо­ва­ния и на­деж­ды сос­ло­вий. В боль­шин­с­т­ве крес­ть­ян­с­ких на­ка­зов по­ли­ти­чес­кие тре­бо­ва­ния не выд­ви­га­лись, за­то бы­ли тре­бо­ва­ния от­ме­ны «дур­ных обы­ча­ев», умень­ше­ния на­ло­гов и т. п. Ку­пе­чес­кие на­ка­зы со­дер­жа­ли тре­бо­ва­ния от­ме­ны сред­не­ве­ко­вой рег­ла­мен­та­ции про­мыш­лен­нос­ти, рав­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния всех сос­ло­вий и да­же не­ко­то­ро­го ог­ра­ни­че­ния ко­ро­лев­с­кой влас­ти. В обо­рот вош­ло да­же сло­во «кон­с­ти­ту­ция», ко­то­рую мно­гие жда­ли от Ге­не­раль­ных шта­тов. Лю­до­вик XVI (1774-1792) вы­нуж­ден был пой­ти на ус­туп­ки. На пост ге­не­раль­но­го кон­т­ро­ле­ра фи­нан­сов, про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли он приз­вал швей­цар­с­ко­го бан­ки­ра Нек­ке­ра - сто­рон­ни­ка уме­рен­ных ре­форм, по­пу­ляр­но­го в про­мыш­лен­ных и фи­нан­со­вых кру­гах.

Исходя из ко­ли­чес­т­ва вы­бор­щи­ков, чис­ло де­пу­та­тов треть­его сос­ло­вия уд­во­илось. Вы­би­рать мог­ли все муж­чи­ны на­чи­ная с 25 лет, имев­шие пос­то­ян­ное мес­то жи­тель­с­т­ва и вно­сив­шие на­лог. Го­ло­со­ва­ние пред­по­ла­га­лось, как и преж­де, по­сос­лов­ное (во Фран­ции де­ле­ние шло по сос­ло­ви­ям, т. е. не по иму­щес­т­вен­но­му сос­то­янию жи­те­лей­, а по при­ви­ле­ги­ям, ко­то­ры­ми они поль­зо­ва­лись), т. е. пер­вые два сос­ло­вия мог­ли иметь вдвое боль­ше мест, чем третье.

Наши рекомендации