В настоящее время активно используется термин «правовые нормативные акты». Разграничьте понятия нормативные правовые акты» и «ненормативные правовые акты»

Кафедра правовых дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право»

студентки1 курса

группы1024 (заочное второе высшее)

Специальности «Правоведение»

Белой Веры Ивановны

Тема: «Вариант № 7»

№ зачетной книжки: 1038047
Домашний адрес: 247760 Гомельская область, г. Мозырь, бульвар Дружбы 19/61

8-0236-355849
тел.+37529 7376871

Проверил преподаватель:

доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси

ШАБАЙЛОВ Виктор Иванович

Минск 2011 Содержание

Вопрос № 1 3-4

Вопрос № 2 4-5

Вопрос № 3 5-6

Вопрос № 4 6-7

Вопрос № 5 7-8

Вопрос № 6 8-10

Вопрос № 7 10-12

Вопрос № 8 12

Вопрос № 9 12

Вопрос № 10 13-14

Вопрос № 11 14

Список использованных источников и литературы 15

Вопрос № 1

В настоящее время активно используется термин «правовые нормативные акты». Разграничьте понятия нормативные правовые акты» и «ненормативные правовые акты».

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” в соответствии со статьёй 2 указано, что видами нормативных правовых актов являются:

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений и др. Все нормативные правовые акты перечислены в данной статье настоящего Законы Республики Беларусь.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты Главы государства - Президента (указы, декреты) и нормативные акты Правительства - Совета Министров Республики Беларусь (постановления). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы.

Регламенты палат Парламента Республики Беларусь как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренние структуры.

Решения органов местного самоуправления (например, решения местных Советов депутатов того или иного уровня) являются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

Международные договоры служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” в соответствии со статьёй 3 указаны какие существуют правовые акты, не являющиеся нормативными.

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;

иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Правовые акты, перечисленные в частях второй, седьмой–двенадцатой, семнадцатой и восемнадцатой статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”, могут иметь ненормативный характер. [4].

Вопрос № 2

Статья 11 Конституции гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

Определите:

а) характер данной нормы;

б) субъектов правоотношения;

в) объект правоотношения;

г) содержание правоотношения.

Ответ:

Конституция Республики Беларусь – это Основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношения с общество и гражданами.

а) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

Учредительная основа конституции проявляется и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными;

б) особенность субъекта, принимающего конституционные нормы, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции – её учредительный характер.

Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.

Субъект – государство.

в) Всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяется.

Объект – иностранные граждане и лица без гражданства.

г) Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами государства.


Вопрос № 3

Гражданин И. Иванов решил создать собственную партию. Какое своё конституционное право тем самым реализует И. Иванов? Опишите алгоритм его последующих действий по законодательству. Какие существуют ограничения при создании и деятельности партий?

В соответствии со статьёй 36. Конституции «Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.», т.е реализует право на свободу объединений.

В статье 41 Конституции указано, что «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда» - реализует право на труд.

Существуют различные виды общественных объединений. Среди них особое место занимают политические партии и про­фессиональные союзы.

Конституцией и законодательством установлены ограничения. На создание общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью на­сильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и рисовой вражды (ст. 5 Конституции). В законе об общественных объединениях помимо этого указано также на недопустимость создания общественных объединений, деятельность которых на­правлена на свержение конституционного строя, нарушение цело­стности и безопасности государства, пропаганду насилия. Однако, несмотря на эти разночтения, мы полагаем, что приведенные нормы закона об общественных объединениях не выходят за рамки конституционных формулировок.

Допустимо создание международных, республиканских и ме­стных общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее десяти граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать моло­дежные и детские общественные объединения.

Что касается членства в общественных объединениях, то в нем могут состоять граждане, достигшие возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставами общественных объединений, их членами могут быть лица, не достигшие этого возраста, при условии, что они имеют соответствующее письменное разрешение своих законных представителей.

Порядок создания и деятельности политических организаций определяется специальным Законом "О политических партиях" от 5 октября 1994 г. Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1).

Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо недопущения исполнения им установленных законом обязанностей. Изъятия из этого правила касаются отдельных категорий лиц.

Так, Президент Республики Беларусь должен приостановить членство в политических партиях на весь срок полномочий. Не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие. Только на этих лиц распространяется обязательное требование об указании в официальных документах на членство в той или иной политической партии. [1].

Вопрос № 4

Наши рекомендации