Форма государственного устройства
Сущность государства и его функции.
Форма государственного правления
Форма государственного устройства
4. Понятия «правового» и «социального» государства
Государство – это основной институт политической системы.
В широком смысле государство – это политическое образование, характеризующееся следующими признаками:
- наличие единой территории с определенными границами;
- население, проживающее на данной территории;
- суверенная власть.
Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М. Вебер:
Современное государство – есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства.
То есть, он выводит понятие «государство» из отношений господства людей на людьми, которое опирается на легитимное насилие.
Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом при помощи специального аппарата.
Государство в силу своей социальной природы и назначения в обществе призвано выполнять ряд функций, которые в соответствии с местом их осуществления делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
политическая,
правовая,
экономическая,
социальная,
культурно-образовательная,
поддержание общественного порядка.
Внешние функции:
внешнеполитическая (дипломатическая),
оборонительная,
внешнеэкономическая
и другие.
Государство – явление историческое. Происхождение государства и его эволюция в истории занимает важное место в политической науке.
Существует нeсколько теоретических подходов, объясняющих возникновение государства:
естественная,
теологическая,
договорная,
марксистская
и другие.
Форма правления – способ фоpмирования и функционирования высших органов государственной власти, организации государственных институтов власти, а также распределение полномочий между ними, их отношения между собой и с гражданами
На основе формального источника власти выделяют две формы правления:
Монархия (в переводе с греческого – «единовластие») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному человеку (царю, королю, императору, герцогу, султану, хану, шаху, эмиру и т.п.) и передаётся по наследству.
Республика – это форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется выборными органами, избираемыми народом или государственными учреждениями на определённый срок.
Монархии и республики, в свою очередь, также могут иметь различные виды, а именно:
Виды монархий:
- абсолютная монархия – такой тип монархии, при котором власть монарха формально ничем не ограничена, он возглавляет одновременно и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. Частным случаем абсолютной монархии является теократическая монархия (когда монарху принадлежит и религиозная власть). В настоящее время сохранилось шесть таких монархий – Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней, Свазиленд и Ватикан.
- конституционная монархия – такой тип монархии, при котором полномочия монарха ограничены конституцией, или другими законами, в которых прописаны его привилегии, права и обязанности. В зависимости от круга полномочий монарха, конституционная монархия может быть «дуалистической» или «парламентской». Дуалистическая монархия – такой тип монархии, при котором монарх наделён преимущественно исполнительной властью и в незначительной степени законодательной. Имеет место в Монако, Лихтенштейне, Марокко, Иордании и др. Парламентарная монархия – такой тип монархии, при котором монарх обладает преимущественно представительскими функциями, но формально считается главой государства и наделён правом вето на решения парламента. Имеет место в Швеции, Дании, Великобритании (в которой конституции хотя и нет, но власть монарха ограничена законом) и др.
Виды Республик:
- парламентская республика– такой тип республики, при котором имеет место перевес полномочий в пользу парламента, правительство формируется из представителей победившей на выборах партии и подотчётно парламенту, а не президенту, который также избирается парламентом. Имеет место в большинстве стран Центральной и Южной Европы – Германии, Австрии, Италии, Греции, Португалии и др.
- президентская республика– такой тип республики, при котором значительна роль избранного народом президента в системе государственных органов, в руках которого соединены полномочия и главы государства, и главы правительства. Имеет место в США и почти во всех странах Латинской Америки.
- смешанная (и президент, и парламент избираются всенародно, правительство формирует президент, но парламент имеет право вынести правительству вотум недоверия, президент вправе не согласиться и распустить парламент, объявив новые выборы, предусмотрена также процедура отрешения президента от власти, которая может быть инициирована парламентом). Имеет место в России, Франции, Финляндии и ряде других стран.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, обусловленный принципами административно-территориального деления, полномочиями центральных и местных органов власти, взаимоотношением отдельных частей государства с центром и друг с другом.
Формы государственного устройства также могут быть двух видов:
Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеющими элементов собственной государственности.
Унитарными государствами является большинство стран Азии и Африки, все (кроме России) бывшие республики СССР, часть стран Латинской Америки, большинство стран Европы.
Федеративное государство (федерация)– это форма государственного устройства, при которой отдельные части государства (субъекты федерации) обладают некоторой политической самостоятельностью, определённой юридическими рамками (конституцией, законами).
Федерациями являются страны Северной Америки (США, Канада, Мексика), крупнейшие страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла), Индия, Австралия, Россия, несколько стран Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Босния). Различают два вида федераций – симметричные (когда все субъекты имеют равные права) и асимметричные (когда права разных субъектов различны).
Иногда в качестве третьей формы государственного устройства называют
конфедерацию – устойчивый союз суверенных государств, созданный ради общих целей.
Но это неверно, так как конфедерация – не государство, а союз государств, каждое из которых полностью сохраняет свой суверенитет, передавая в компетенцию союзных органов решение ограниченного круга проблем (например, вопросы обороны и охраны границ, вопросы транспорта, связи и т.д.).
Правовое и социальное государства.
Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти граждан, всех общественных субъектов действующему праву.
Признаки правового государства:
- самоограничение государства законом и, прежде всего, конституцией;
- равенство всех перед законом;
- взаимная ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством;
- стабильная конституция и устойчивая система законодательства;
- наличие гражданского общества и эффективного механизма соотношения и взаимодействия правового государства с гражданским обществом.
Социальное государство – современный тип государства, провозгласившее и реализующее в качестве цели и приоритетных задач социальную политику, направленную на обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, реализации гражданских прав и свобод, принципа социальной справедливости.