Вопрос: Так ли необходим гуру? В некоторых духовных традициях говорится, что без него не обойтись
Ответ:У каждого уже есть гуру — «Я». Присутствие Бога вездесуще. Благодатью Божией Святой Дух становится тем
аспектом Божественного сознания, который доступен всем. Из-за того, что эго человека блокирует внутреннее осознание «Я». оно связывается с Истиной через контакт с духовным учителем, аватаром или духовными учениями.
У мудреца благодаря большему духовному развитию более тесный контакт и идентификация с «Я», и поэтому он способен говорить, учить, помогать и вести. Истории духовного опыта вдохновляют людей. Любой духовный рост происходит благодаря согласию свободной воли человека. Истинный учитель не навязывает свою волю другим, но делает так, чтобы его понимание стало доступно всем. Просветленный учитель не берет платы за информацию, потому что полученное в дар даром и отдается. Разделенное учение калибруется выше и само по себе обладает способностью катализатора для духовного роста. Само прослушивание великого учения приносит духовные результаты. А следование ему приносит еще больше духовной пользы.
Будде приписывают такие слова: «Во Вселенной редко удается родиться человеком; еще реже — услышать о дхарме; еще реже — принять учение; еще реже — действовать согласно учению; и еще реже — осознать истину учения». Даже услышать о просветлении — уже редчайший дар. Любой, кто когда-либо слышал о просветлении, никогда не удовлетворится ничем другим.
Таким образом, информация сама по себе становится учителем, но требует оценки духовной воли человека, чтобы заработать. Учитель, достигший духовной зрелости, помнит, что посвященные часто полны энтузиазма, но наивны. Наивных учеников легко могут увести с пути ложные учителя или учения в привлекательной упаковке. Поэтому функция проводника — это еще одна функция гуру, который направляет ученика прочь от завлекательных ловушек духовного соблазнения и чар. Его задача — вдохновлять, наставлять, подтверждать лично истинность учений, и поощрять учеников во время столкновения с трудностями на пути.
Другая прекрасная услуга, которую предоставляет учитель — объяснение и уточнение. Многие древние учения верны, но представляют собой всего лишь «скелет», а этого недостаточно; так возникают неверные толкования. Учитель нужен не только для того, чтобы говорить об истине и освещать путь ученика, но и чтобы объяснять. Истинный учитель благодаря просветлению уже завершен и целен, и у него нет потребностей, которые должны удовлетворять ученики, или выгод, которые он может получить от последователей. Истинный учитель не испытывает желания контролировать других, ему не нужны власть или символы. Вся помпа, богатство и украшения бессмысленны, и мудреца не привлекают мирские безделушки, как и все иллюзорное и преходящее.
Для учителя тело имеет значение только в той степени, в которой оно служит общению с другими в обыденном мире. Поэтому оно служит средством коммуникации. Учитель во все времена является невидимым «Я». У него нет «личности», и потому «Я» лишено антропоморфных черт. В учителе остаются признаки личности — набора социальных навыков, которые способствуют взаимодействию и вербализации в обыденном мире. Нет ни притяжения, ни отталкивания от мира и его смыслов или ценностей.
Зрелый учитель превосходит ограничивающую фазу первоначального блаженства и существует в сфере бесконечного покоя. Это неэмоциональное состояние радости, которая состоит из всезнания и уверенности в завершенности абсолюта. Задача учителя — перевести невыразимое в понятное, бесформенное в форму, постараться предвосхитить возможное непонимание. Хотя учитель больше не «думает» мирскими понятиями, знание о том, как переводить бесконечно субъективное в значимую терминологию — его дар и функция Святого Духа.
Мудрец служит последователям и другим, невербальным способом: просветленное сознание передает свою вибрационную частоту человеческому мыслительному полю сознания и осознания. Таковы действие и последствия осознания. Учить ему — выбор и результат согласия.