Реформы в области народного образования.
ЦЕЛИ:
· Увеличение числа грамотных
· Расширение сети специальных учебных заведений
В период правления Александра II значительно увеличилось число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей.
14 июня 1864 г. утверждено Положение о начальных народных училищах. Школы могли открыть частные лица и общественные организации (под контролем губернатора); появились государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы. Это привело к созданию начальных школ со сроком обучения в 3 года. В программе – чтение, письмо, закон божий, церковное пение, 4 правила арифметики.
С 1874 г. – новое Положение усилило наблюдение за советами.
19 ноября 1864 г. – новый устав гимназий вводил буржуазный принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий (но плата за обучение высокая) – реорганизация среднего образования.
Основным типом учебного заведения средней ступени стали гимназии: реальные и классические, платные. Появились женские гимназии.
Классические гимназии | реальные |
Изучали латынь, греческий, готовили к поступлению в универ без экзаменов, 7 лет обучения. С 1871 г. – обучение 8 лет, внедрялась зубрежка, поощрялись доносы, наушничество. | Изучали математику, естествознание, технические предметы. Можно поступить только в технические вузы, 7 лет обучения. С 1872 г. – 6 лет обучения, преобразованы в реальные училища, повышена плата за обучение, сокращены программы. |
1871 г. – реформа среднего школьного образования сводилась к ликвидации реальных гимназий и введению нового типа классических гимназий, в которых исключалось естествознание и в большом объеме вводились древние языки. Воспитательная система строилась на жесточайшей дисциплине, повиновении. 6-летние реальные училища давали узкие технические знания, не готовили учащихся в вузы.
10 ноября 1862 г. – Устав женских гимназий, 3 года обучения, программа сокращенная.
Начало развиваться высшее женское образование:
1869 г. – в Москве открылись Лубянские женские высшие курсы
1870 г. – Владимирские курсы; систематические публичные курсы по естественным наукам в Киеве
1872 г. – при Николаевском госпитале в Питере высшие медицинские курсы; в Москве историко-филологические курсы В. И. Герве.
1878 г. – Бестужевские курсы с физико-математическим и историко-филологическим факультетами
Курсы существовали за счет частных пожертвований и платы за обучение.
К концу 19 в. Население оставалось неграмотным.
18 июня 1864 г. утвержден новый устав для университетов, который восстанавливал автономию: право совета университета самостоятельно решать все научные, учебные, административно-финансовые вопросы, выборность ректора, деканов. Устав действовал на 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский, с 1862 г. Новороссийский в Одессе. Устав разрешал 5 факультетов: физико-математический, медицинский, юридический, историко-филологический, факультет восточных языков.
К концу 19 в. В России – 10 университетов:
1869 г. – Варшавский
Г. – Сибирский в Томске.
Реформа печати.
1857 г. – подготовка по проекту Д. А. Оболенского.
6 апреля 1865 г. – правило о цензуре:отменялась предварительная цензура, но на провинциальную печать и массовую литературу цензура полностью сохранялась.
Апрель 1866 г. – уволили либерального министра народного просвещения А. В. Головина, назначен Д. А. Толстой.
Законы 1868, 1872 гг. предоставили министру внутренних дел право запрещать розничную продажу газет.
Закон 1863 г. запрещал редакторам газет и журналов под страхом закрытия касаться острых политических вопросов.
Значение реформ.
Буржуазные реформы 1864-1874 гг. были половинчатыми и непоследовательными, сохранили бесправное положение податных сословий.
Многие новшества, появившиеся в России в результате реформ вступали в противоречия с принципами самодержавного строя и требовали изменений в политической системе. Проведение реформ изменило образ власти в глазах населения. Реформы показали, что добиваться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху.
Монолог власти, характерный для эпохи Николая 1, сменился диалогом власти, который создал возможности компромисса различных взглядов на мир: между позицией самодержавия и либералов в вопросах власти; западным типом мышления и правосознания образованных слоев и традиционным менталитетом крестьянства и купечества.
Реформы открыли путь мирной модернизации российского общества.
Пиком реформ стал приход к власти в 1880 г. М. Т. Лорис-Меликова (1825-1888),выступавший за претворение реформ в жизнь, которые уже начаты. Первостепенная задача: борьба с революционным движением.
12 февраля – 6 августа 1880 г. – «диктатура сердца»:
· Репрессивные органы государства сосредоточил в министерстве внутренних дел
· Ослабил цензуру
· Содействовал появлению новых изданий
· Не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению вопросов политики
· Приступил к смене некоторых высших чиновников (настоял на увольнении министра народного просвещения Д. А. Толстого)
· В июле 1880 г. предложил императору закрыть Верховную распорядительную комиссию из-за ненадобности
· 28 февраля 1881 г. представил императору проект своей «конституции»: для разработки законов надо создать 2 временные комиссии из представителей земств и городов – административно-хозяйственную и финансовую. Состав определит император. Их проект передать для обсуждения в общую комиссию, потом в Государственный совет, на заседании которого участвовало бы 10-15 выборных из общей комиссии. Это не конституция и политическая система оставалась неизменной, но это могло стать началом формирования основ конституционной монархии.
· 1 марта 1881 г. проект одобрен императором; на 4 марта назначено заседание Совета министров.
Реформы оказали огромное влияние на развитие России: способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности, развитию гражданского самосознания населения, улучшению качества жизни.
Судебная реформа устанавливала гласность суда. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. А. Кони,заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов.
Даже при постоянной нехватке денежных средств земства успешно решали сложнейшие задачи. Земские работники и их семьи образовали слой разночинной русской интеллигенции. Земские врачи и фельдшеры улучшили медицинское и ветеринарное обслуживание, санитарные условия в провинции. Вошли в практику прививки от оспы. Земские школы на селе стали лучшими в стране начальными учебными заведениями. Агрономы заботились о повышении плодородия почв, вводили технические новшества. Создавалась система мелкого сельскохозяйственного кредита, развивалось страховое дело. При поддержке земств ширилось строительство местных железных и шоссейных дорог. Лучшей в мире была земская статистика, положившая начало современной социологии. В работе земств участвовали видные литераторы, мыслители, ученые – писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А. И. Кошелев, Б. Н. Чичерин.
Военные реформы были стимулом для развития промышленности, в армии появились современные образцы нарезного стрелкового и артиллерийского оружия. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала действенность новой военной системы и образцов оружия.