Процесс организации выставки

Процесс организации выставки начинается задолго до ее праздничного явления посетителям и представляет собой комплекс организационных, договорных, выставочных и профессиональных мероприятий с соответствующей инфраструктурой и системой рекламно-информационного сопровождения.

Процесс организации и подготовки выставки включает следующие основные этапы:

1. Подготовительный этап. Основными на этом этапе являются следующие мероприятия:

1.1.Маркетинговый анализ отраслевого рынка, включающий в себя: определение потенциального количества участников выставки; тенденции рынка и выставочные ниши; субъекты рынка; приоритеты и стратегии, характерные для продвижения товаров данного рынка; механизмы паблик рилейшнз на рынке, значимые референтные группы; анализ СМИ.

1.2.Анализ конкурентной выставочной среды. Главная цель анализа– избежать пересечений в тематике, номенклатуре, времени и месте проведения выставок по одноименной теме.

1.3.Определение места и времени проведения выставки.

1.4.Анализ сильных и слабых сторон выставочного проекта, его перспектив и угроз.

1.5.Концепция выставочного проекта. В концепции выставки обычно отражены:

· обоснование "содержательной" состоятельности проекта для рынка (в случае запуска нового проекта);

· описание рынка (статистика, обычаи, инновационный цикл и др.);

· программы государственной поддержки;

· потенциальные стратегические партнеры;

· выводы анализа конкурентной среды;

· зона охвата, значение, время и место проведения выставки;

· уникальные стороны проекта;

· тематико-экспозиционный план выставки, принципы организации экспозиции, характеристика целевых групп экспонентов;

· структура экспонентов выставки (ведущие компании, предполагаемое количество экспонентов, предполагаемая величина выставочной площади);

· мероприятия деловой программы выставки (протокольные мероприятия, конференции, секции, семинары, "круглые столы");

· подпрограммы и сопутствующие мероприятия;

· конкурсная и презентационная программа;

· структура продвижения выставочного проекта, рекламное обеспечение;

· инфраструктурное обеспечение.

1.6. Составление сметной документации. На основе концепции выставки составляется смета расходов по организации выставки, которая включает в себя следующие крупные блоки статей расходов:

· аренда павильона (для арендаторов выставочной площади), застройка и оформление павильона;

· организационные, сервисные, транспортные расходы;

· расходы на рекламу и продвижение выставки;

· расходы на реализацию деловой, конкурсной программы, социологических исследований.

Для выездных (региональных и международных) выставочных проектов дополнительно в смету включаются расходы на транспортировку экспонатуры, проезд и проживание сотрудников, таможенное оформление грузов, услуги переводчиков.

2. Официальное объявление о проведении выставки и прием заявок на участие в выставке. На этом этапе большая роль отводится информационным материалам для работы с потенциальными экспонентами и участниками мероприятий выставки. Среди важнейших информационных материалов можно выделить:

· Информационное письмо. Информационное письмо о выставке предназначается для приглашения участников и содержит: точное название выставки, время и место ее проведения, перечень товарных групп, реквизиты организаторов, срок подачи заявки, стоимость участия. Объем письма – не более двух страниц.

· Заявочная документация. Заявочная документация представляет собой бланк заявки – договора на участие в выставке, который служит основанием для выставления счета – фактуры экспоненту. Содержит условия участия в выставке, схему оплаты, размер и тип арендуемой площади, перечень дополнительного оборудования и услуг, предоставляемых организатором.

К информационным материалам выставки можно отнести также приложения, раскрывающие состав рабочих органов по подготовке выставки, программы конференций, семинаров, положения о конкурсах, проводимых в рамках выставки и др.

3. Формирование деловой программы выставки. Можно условно выделить несколько типов мероприятий, которые в различной конфигурации проходят в рамках деловой программы выставки:

· конгрессные мероприятия: форумы, конференции, семинары, симпозиумы, презентации и т. д.

· образовательные мероприятия: тренинги и консультационные пункты.

· тематические экскурсии.

4. Организация выставочного пространства. Организация выставочного пространства – совокупность конструкторских, технических, навигационных, функциональных, информационных и дизайнерских решений, которые создают неповторимый облик выставки, включая выставочное пространство в общую философию выставочного проекта. Организация выставочного пространства включает:

4.1. Планирование экспозиции и строительство стендов.

Можно определить в самых общих чертах несколько видов планировки экспозиции:

· классическая. Стенды группируются в острова, образуя «улицы» и «перекрестки». Обычно существует центральная улица, вдоль которой расположены стенды крупных компаний;

· ромбическая. Стенды расположены в виде открытых ромбов,
обеспечивая более легкий доступ к экспонатам;

· круговая. Стенды расположены по кругу экспозиционного зала
(используется в небольших залах, фойе и т. д.).

При планировании экспозиции особое внимание уделяют ширине и расположению проходов, так как они направляют потоки посетителей, а также обеспечивают эвакуационные маршруты в случае форс-мажорных обстоятельств. Согласно требованиям пожарных служб, ширина проходов должна быть не менее 2 м, они не должны быть тупиковыми.

В результате планирования экспозиции стенды к продаже могут быть нескольких типов:

· с одной открытой стороной или стенд в ряду;

· с двумя открытыми сторонами или угловые;

· с тремя открытыми сторонами («полуостров») или головной стенд;

· с четырьмя открытыми сторонами («остров») или блок-стенд или изолированный стенд.

Чем больше открытых сторон – тем более легок доступ к экспонатам, больше возможности для продуктивной работы на стенде. Поэтому открытые стенды больше ценятся, и иногда организаторы выставки выставляют за угловые стенды и «острова» дополнительные наценки к стоимости.

Организатор выставки предлагает участнику либо оборудованную выставочную площадь (стенд), либо необорудованную. В случае если участник выбирает необорудованную выставочную площадь, он строит стенд самостоятельно (так называемая индивидуальная застройка). Если участник выбирает оборудованную площадь, то в ее стоимость включена оплата стандартного набора конструкций и оборудования.

4.2. Элементы декоративного оформления выставочного пространства.

В организации выставочного пространства используются разнообразные элементы декоративного оформления: баннеры, постеры, флаги, воздушные объекты и т. п.

4.3. Организация системы навигации на выставке. Система навигации имеет важное значение в организации выставочного пространства. Существует множество способов решения этой проблемы, начиная от детализированного общего плана выставки на входе в павильон и заканчивая мелкими указателями в виде стрелок.

5. Церемония официального открытия выставки. Церемония официального открытия – это не только одно из главных официальных мероприятий выставки, это также очень мощный информационный повод для СМИ, особенно если в церемонии открытия принимают участие высокопоставленные чиновники и политики. Поэтому всегда на эти мероприятия отдельно приглашаются средства массовой информации.

6. Открытие выставки для посетителей. Обычно открытие выставки для посетителей происходит на следующий день после официального открытия.

7. Обеспечение деловой программы выставки.

8. Официальное закрытие выставки.

9. Демонтаж выставочной экспозиции. Распределение, или продажа, или безвозмездная передача экспонатов и оборудования, или их обратная транспортировка.

10. Подведение оргкомитетом итогов выставки включает сбор и анализ статистических данных выставки. Выставочная статистика состоит из количественных и качественных данных. К количественным данным относятся данные о посетителях и участниках, а также величина выставочных площадей. Их получают методом сбора и подсчета. Качественные данные дают более глубокий анализ количественных данных по различным основаниям исследования. Они собираются путем выборочных опросов.

По результатам выставки выставочная организация отвечает для себя на главные вопросы: достигнуты ли финансовые цели выставки; выполнены ли количественные цели выставки; реализованы ли маркетинговые задачи; какие меры необходимо предпринять в контексте стратегического развития проекта.

Все большее внимание уделяется выставкам в регионах России. Сеня они составляют почти четверть от всех выставок и других подобных мероприятий, проводимых в стране. Продолжается устойчивая тенденция – рост значения специализированных выставок. Их удельный вес – более 25 %.

В ногу со временем шагают и омские предприниматели. Известно, что в Омске существует международный выставочный центр «Интерсиб», девиз которого: «Выставки, ярмарки – фундамент будущего, построим его вместе!» В этих выставках принимают участие предприятия Украины, Белоруссии, 14 регионов дальнего зарубежья.

Наши рекомендации