Структура конст. статуса личности

1. Гражданство;

2. Правосубъектность, включ. правоспособность и дееспособность;

3. Осн. права, свободы, законные интересы и обязанности;

4. Правовые принципы;

5. Гарантии прав. статуса, в числе кот. особое значение имеет юр. ответственность.

ПРИНЦИПЫ КОНСТ. СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:

1. Равноправие;

2. Неотчуждаемость прав и свобод;

3. Непосредственное, т.е. прямое действие прав и свобод;

4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей;

5. Признание общепризнанных принципов и норм междунар. права и договоров РБ составной частью его правовой системы;

6. Запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

7. Запрещение незаконнного ограничения конституционных прав и свобод.

Правовой статус личности, закрепленный в Конст.РБ, основан на новой концепции прав чел-ка (гр-н вовлечен в устойчивую политико-прав. связь с гос-м, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в кач-ве достойного члена общ-ва) и базируется на международно-прав. документах, кот. устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности.

ПОДХОДЫ К ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ПРАВ ЧЕЛ-КА в истории обществ. мысли и юр. лит-ре:

1. Естественно-правовой подход

Права чел-ка и гр-на – его естественные и прирожденные сво-ва, независящие от признания их гос-м, т.е. неотчуждаемые и в то же время гарантированные гос-м.

2. Позитивистский подход

Права чел-ка производны от гос-ва, кот. по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их чел-ку и гр-ну.

ПРИЧИНЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСН. ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ РБ:

1. Значимость этих прав и свобод для человека и общество;

2. Изначальный, прирождённый и неотчуждаемый хар-р принадлежащих чел-ку прав и свобод;

3. Верховенство осн. прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной жизни (трудовые, соц. и др.) производными;

4. Принадлежность осн. прав и свобод каждому чел-ку и гр-ну либо каждому гр-ну;

5. Всеобщность осн. прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения;

6. Осн. права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гр-на;

7. Они действуют на всей территории государства.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВ И СВОБОД:

• Первобытное общество: возникновение норм права, построенных на насилии и принуждении;

• Рабовладельческое общество: зарождение идей прав челов. в 5-6 в. до н.э. в Афинах и Риме;

• Феодальное общество: права и свободы крайне ограничены;

• 1215 – Великая Хартия Вольностей (1-я попытка ограничения власти и прав монарха, направлена на обуздание произвола корол. чиновников, недопущ. назнач. на должности лиц, кот. не желали исп. з-ны);

• 1628 – Петиция о праве (возлагала на короля обязанности по защите подданных от произвола корол. администрации);

• 1679 – Хабеас Корпус Акт (устанавливал процессуальные права гр-н, гарантии неприкоснов. лич-ти и др.);

• 1689 – Билль о правах чел-ка (огранич. власти короля, право обращен. подданых с петициями к королю и др.);

• 1776 – Декларация прав Вирджинии (впервые на гос. ур-не закреплено определ. права чел-ка);

• 4 июля 1776 – Декларация Независимости США ()

• 1789 – Декларация прав чел-ка и гр-на («люди рожд. и остаются свободными и равноправными»);

• 1948 – Всеобщая декларация прав человека (содержит универсальный набор прав и свобод чел-ка);

• 2\2 XIX в. – признание естественно-прав. доктрины прав и свобод в сочетании с «соц.» доктриной;

• 1966 – Международный пакт о гражданских и политических правах;

• 1966 – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

• 1966 – Факультативный протокол о гражд. и политических правах;

3 ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛ-КА(К.Васак):

1. Первое поколение: сформулированы в ходе бурж. револ. XVII-XVIII вв. (право на жизнь, свободу, безопасность, свободу мысли, совести и др.). Они получили название «негативных», т.к. гос-во не вмеш. в их осуществлении отдельными индивидами.

2. Второе поколение: сформулир. в процессе борьбы народа разл. стран за улучшение эк. благосостояния (право на соц. страхование, труд, свободный выбор работы, отдых и досуг и др.) Они получили название «позитивных» , т.к. для их осущ. необходимо опред. усилие гос-ва.

3. Третье поколение: сформулир. после ВМВ (право на мир, благопр. окруж среду, устойчивое разв., общее наследие человечества, коммуникацию и др.). Они получили название «солидарных» , т.к. осущ. народом, нацией, ассоциациями, общностями, коллективом.

ФОРМАЛЬНОЕ ЮР. РАВ-ВО(учебник): рав-во прав; рав-во обязанностей; рав-во перед законом и судом.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛ-КА И ГР-НА:

► по носителю субъекта: • права и свободы чел-ка • права и свободы гр-на.

► по виду субъекта: • индивидуальные; • групповые (коллективные).

► по генезису: • естественные (прирожденные); • производные от них (сформул. в междунар. пактах).

►по хар-ру образования: • основные (конституционные); • дополнительные (конкретизирующие).

► по содержанию:

----- одни выделяют • личные: • политические; • социально-культурные; • экономические;

----- др. выделяют: • личные; • политические; • соц.-экономические.

ОСНОВНЫЕ ВСЕОБЩИЕ КОНСТ. ОБЯЗАННОСТИ в РБ:

1. соблюдение Конст. и законы РБ (ст. 2, 52);

2. платить установл. з-ном налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56);

3. охрана природы (ст.55);

4. обязанность и священный долг защиты РБ (ст.57).

ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ:

1. Право на жизнь (ст. 24);

2. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство (ст.25);

3. Неприкосновенность жилища и иных законных владений гр-н (ст. 29);

4. Защита от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст.28);

5. Право на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах РБ, прово беспрепятственно покидать ее и возвращаться обратно (ст.30);

6. Свобода совести (ст. 31) и т.д.

Обычно личные (гражданские) права условно подразделяются на:

• права и свободы, защищающие чел-ка от произвола со стороны др. лиц;

• права и свободы, защищающие чел-ка от произвола со стороны гос-ва.

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ (ЛИЧНЫХ) ПРАВ:

1. Являются неотчуждаемыми (естественными) правами и не связаными напрямую с принадлежностью к гражд-ву гос-ва;

2. Включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на гос-во и др. гр-н;

3. Они особо значимы и наибол. уязвимы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ:

1. Право на участие в решении гос. дел (ст 37);

2. Право свободно избирать и быть избранным (ст. 38);

3. Право непосредственного осуществления гр-ми полит. власти через референдум и выборы (ст. 64, 73);

4. Право петиций (ст.40);

5. Право на свободу объединений (ст.36);

6. Право на свободу собраний и манифестаций (ст. 35).

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД:

1. Связаны с обладанием гр-ва гос-ва; в отл. от личных прав, принадл. только гр-м;

2. Их реализация позвол. гр-м участвовать в полит. жизни общ-ва и в упр. гос-м;

3. Применительно к полит. правам, правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

Формы непосредственного осуществления гр-ми полит. власти(учебник):

- референдумы;

- всенародное голосование по вопр. гос. и местной жизни;

- все виды участия в вы выборах в представительные органы и органы местного самоупр.

Формы воздействия на пол. власть всех уровней(учебник):

- влияние избирателей на своих депутатов;

- выражение обществ. мнения по всем вопр. внутренней и внешн. пол-ки.

СОЦИАЛЬНО-ЭК. И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ:

• Право на предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 13);

• право на частную собственность (часть первая статьи 13 и статья 44);

• право на труд (ст. 41); • право на отдых (ст. 43);

• охрана семьи (ст. 32); • право социального обеспечения (статья 47);

• право на жилище (статья 48); • право на охрану здоровья (статья 45);

• право на благоприят. окружающую среду (ст.46); • право на образование (ст. 49);

• право на участие в культурной жизни (ст. 51).

Важнейший элементом в системе гарантий реализации прав и свобод че­л-ка и гр-на - эффективно функционирующий правозащитный механизм.

ГАРАНТИРОВАННОСТЬ ПРАВ И СВОБОД — своеобразный внешний механизм ограничения власти, кот. всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах общ. жизни.

ст. 2 Конст. РБ прямо сказано, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод чел-ка и гр-на — высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в ст.21 Конст.: «Гос-во гарантирует права и свободы гр-н Б., закреплённые в Конст., законах и предусмотр.междунар. обязательствами гос-ва».

ст. 79 Конст.: гарант прав и свобод чел-ка и гр-на - Президент РБ.

Функцию гаранта Пре­зидент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направл. на защиту прав. положения каждой личности и отдел. групп насел.

Защита прав и свобод человека осуществляется Правительством, кот. в соотв. со ст. 107 Конст.РБ

обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод гр-н, что оно делает в первую очередь через правоохранительные органы.

ст. 60 Конст. РБ: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в опред. законом сроки».

ст. 61 Конст. РБ: каждый вправе в соответствии с международно-прав. актами, ратифицированны­ми РБ, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригос. ср-ва прав. защиты.

в ст. 62 Конст. РБ:«Каждый имеет право на юр. помощь для осуществ. и защиты прав и свобод, в т.ч. право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и др. своих представителей в суде

ст. 27 Конст.РБ: Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказ-ва, полученные с нарушением закона, не имеют юр. силы.

ст. 60 Конст. РБ: С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства гр-не в соответствии с законом вправе взыскать в суд. порядке как имущ. вред, так и материальное возмещение морал. вреда.

Лекция № 8 СУВЕРЕНИТЕТ

1. Происхождение и развитие теории суверенитета 2. Сущность и юр. природа гос. суверенитета 3. Национальный суверенитет 4. Гарантии суверенность РБ

СУВЕРЕНИТЕТ – не зависящее от каких-л. сил, обстоятельств и лиц верховенство; верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Термин «суверенитет» получил распространение в XIX в. вместе с понятием «гос-во».

Ж. Боден: классическое определение суверенитета - «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданином и подданными в политическом сообществе». Дано в 1576.

В России впервые идея суверенитета гос. власти сформулирована волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 г.

Идеи суверенитета развиты в трудах Ж.-Ж.Руссо, Альтрузи и др.

Наиболее полно обосновал идею нар.суверенитета в России А.Н.Радищев.

СУБЪЕКТЫ СУВЕРЕНИТЕТА: народ, нация и государство.

В КП выделяют 3 РАЗНОВИДНОСТИ СУВЕРЕНИТА:

• суверенитет народа, • суверенитет гос-ва, • национальный суверенитет.

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ – принадлежность народу всей полноты власти в данной стране; возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через орг. гос. власти и орг. местного самоупр.

Суть концепции нар. сувер.: народ - носитель суверенитета и единств. источник и носитель гос. власти.

Понятие «суверенитет народа» первично по отн. к «суверенитет гос-ва»

Суверенная воля народа обязательна для исп. все­ми орг. гос. власти и местного самоупр., ОО и должн. лицами на тер. гос-ва.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ НАРОДА:

• гос. власть (осущ. народом непосредственно или через сформир. органы);

• обществ. власть (осущ. объединения и группы гр-н);

• власть местного самоупр. (осущ. на тер. соотв. террит. образований насел. или орг. местного самоупр.)

Сущность гос. власти: принятие актов (совершении действий), имеющих гос.-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом гос-ва, организац. мерами, принуждением со стороны орг. гос-ва.

Гос. власть в РБ осущ. Президент, Парламент, Правительство — Совет Министров и суды. В областях, городах, районах, сельсоветах действуют Советы депутатов как предста­вительные органы и исп. комитеты, как органы исп. власти.

ГОС.СУВЕРЕНИТЕТ – верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешнеполит. отн.

Гос. суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти гос-во.

ПРИЗНАКИ ГОС. СУВЕРЕНИТЕТА:

Верховенство • народ осуществл. принадлежащую ему гос. власть сам в полном объёме непосредственно, а также через орг. гос. власти и орг. местного самоупр. • подчинение гос. власти всех гр-н и их объединений, должностных лиц, орг. местного самоупр., нах. на тер. гос-ва • гос. власть высту­пает в кач-ве осн. распорядителя материал. и дух. богатств общ-ва. • самостоятельное формир. высших орг. гос. власти, способных осуществл. независимую внешнюю и эф­фективную внутр. пол-ку.
независимость и самостоятельность •гос-во независимо, свободно и само­стоятельно в определ. прав. форм выбора, организации и деятельности орг. власти. • гос.власть явл. таковой и по отн. к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа
Единство • орг. гос-ва в совокупн. образуют единую власть, действующую от лица гос-ва. • к ведению РБ относится определение общих принципов организации законо­дат., исп. и суд. органов, предусмотренных Конст. РБ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ – возможность и право нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять хар-р своего бытия, самоопределяться в гос., эк. и соц.-дух. сферах без влияния извне решать внутр. и внешнеполит. вопр.

ГАРАНТИИ СУВЕРЕНИТЕТА- материальные, организаци­онные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существова­ние независимого государства.

Материальные • наличие определённой терри­тории • природных ресурсов • стабильно работающая экономика • профицитный бюджет
Организационные в суверенном гос-ве функционирует {орг. гос-ва, цель кот. - обеспече­ние суверенитета и охрана территор. целостности гос-ва. Эту задачу выполн. погран. войска, таможенные орг., орг. МВД, орг. гос. безопасности.
Юридические наличие нормат. прав. базы, регулир. данную сф. правоотн. (заключение между­нар. мирных договоров, отказ от пол-ки вмеш. в дела др. гос-в, нейтралитет, соблюдение норм междунар. права).

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЗНАКИ СУВЕРЕННОГО ГОС-ВА – гос.символы: флаг, гимн, герб.

Эталон Гос. флага РБ и эталон Гос. герба РБ хранятся в «Национальном архиве РБ».

Эталонная запись Гос. гимна РБь хранится в «Бел. гос. архиве кинофотофонодокументов».

ГОС. ФЛАГ РБ ПОДНИМАЕТСЯ ИЛИ УСТАНАВЛИВА­ЕТСЯ:

► на здании резиденции Президента РБ — постоянно, за искл. случаев, когда в соответствии с законодат. на здании резиденции Главы гос-ва поднимается дубликат штандарта (флага) Пре­зидента;

► на зданиях иных высших гос. органов — постоянно;

► на зданиях, в кот. проводятся заседания местных Советов депутатов, местных исп. и распорядит. орг. ► на время проведения заседаний;

► на зданиях и (или) территориях дипломатических представительств, консульских учрежде­ний, представительств РБ при междунар. организациях, а также спец. миссий РБ — в соответствии с нормами междунар. права, правилами дипломат. протокола, зак-ми, правилами и обычаями гос-ва пребывания;

► на др. объектах — в соответствии с законодат. актами РБ.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОС. ГЕРБА РБ ПОМЕЩАЕТСЯ:

1. на здании резиденции Президента РБ, на зданиях гос. орг., а также на зда­ниях местных Советов депутатов, местных исп. и распоряд. орг., на зданиях и в помещениях дипломат. представительств, консульских учрежде­ний, представительств РБ при междунар. организациях, а также спец.миссий РБ;

2. в служебных кабинетах Президента РБ, высших долж­ностных лиц гос. органов, руководителей иных гос. органов;

3. на печатях, угловых штампах и бланках документов Президента РБ, гос. орг.

4. на гос. ценных бумагах;

5. на паспортах гр-н РБ, а также на дипломат. и служебных паспортах, выдаваемых гр-м РБ;

6. на пограничных столбах, устанавливаемых на Гос. границе РБ, а также в пунктах пропуска через неё;

7. на штандарте (флаге) Президента РБ.

Кроме того, изображение Гос. герба РБ мо­жет помещаться:

8. на денежных знаках РБ;

9. на гос. наградах РБ и документах к ним;

10. на нагрудных знаках об окончании гос. учреждений, обеспе­ч. получение высшего образования;

11. на титульных листах гос. периодических изданий.

Государственный гимн РБ транслируется гос. телевизионными и радиовещательными компаниями: ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 часов и в 24 часа; в новогоднюю ночь — после боя часов в 24 часа.

Наши рекомендации