Сұрақ 2. Мемлекеттік басқарудағы демократия және бюрократия

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) - под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей правительственной власти.

В теории государственного управления термин «бюрократия» чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе с увеличением размеров организаций, как государственных, так и частных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сферах государственной политики.

Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат.

Бюрократизм - власть оторванного от народа аппарата. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Существуют 4 подхода к определению бюрократии. В зависимости от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как:

форма существования и характер власти;

сложная, иерархически построенная структура организации, позволяющая повысить управленческую эффективность и в государственной сфере, и в частном секторе;

часть правительства, не входящая в политическую или выборную его структуры и осуществляющая повседневное управление государственной машиной;

негативная оценка действий государственных чиновников, присущая управленческому аппарату социальная болезнь с характерной для него воло­китой и неэффективностью.

Бюрократия может быть охарактеризована и как:

– организация - специфическая форма политической или иной организации, в которой абсолютизированы административные процедуры.

– социальная группа - профессиональное сообщество лиц, занятых в сфере государственного управления и получающих за это зарплату.

Функция бюрократии необходима любой политической системе, по­скольку ни одно общество не может обойтись без аппарата управления.

Итак, бюрократизм означает:

– в политическом смысле - освобождение административного аппарата государства от контроля со стороны выборных органов власти;

– в социальном - расширении слоя чиновников, корпоративные интересы которых начинают выходить за рамки их собственных профессиональных обязанностей;

– в организационном - абсолютизацию формальных правил и рост аппа­рата организаций, окладов их работников без реального увеличения отдачи.

Признаки бюрократии.

1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия: пирамида - большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления.

4. Обезличенность взаимоотношений. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Наши рекомендации