Тема 25 СССР в середине 1960- середине 1980х гг.

25.1. Социально-экономическое развитие в середине 1960- начале 1980-х гг.

Хозяйственная реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период и была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности работников в результатах труда. Менялись плановые показатели, допускалось самостоятельное планирование предприятий. Главными показателями эффективности работы становился объем реализованной продукции, т.е. прибыль, часть из которой оставалась у предприятий и расходовалась на премирование работников и решения социальных вопросов.

Тема 25 СССР в середине 1960- середине 1980х гг. - student2.ru

Хозяйственная реформа положительно сказалась на развитии экономики. Объемы производства в промышленности выросли на 50% в сельском хозяйстве на 21%, национальный доход вырос на 45%. Однако реформу не удалось довести до конца, обнаружив успехи в экономическом развитии руководство пришло к выводу о достаточности проведенных мер. Кроме того реформа оказалась несовместимой с административно – командным стилем руководства. Министерства и ведомства постоянно вмешивались в деятельность предприятий, сковывая инициативу и самостоятельность. В таких условиях предприятия, вместо того чтобы работать над снижением себестоимости выпускаемой продукции, пошли по наиболее легкому пути искусственно повышая оптовые цены, так как рыночные механизмы их регулирования отсутствовали. Директивная (командно-административная) экономика не заинтересовывала производителей во внедрении новейших достижений научно-технического прогресса, так как отсутствовала конкуренция между предприятиями. Экономика по-прежнему носила экстенсивный, а не интенсивный характер, оставалась затратной, а не ресурсосберегающей.

Производительность труда значительно уступала соответствующим западным показателям из-за низкого уровня оплаты труда, недостаточной квалификации, слабой технической оснащенности и других факторов. Открытие западносибирской нефти и газа позволило советскому руководству в 70-е гг. получить сотни миллиардов «нефтедолларов» за счет высоких мировых цен на энергоносители. Полученная валюта шла главным образом не на модернизацию сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, а на закупки зерна и другой аграрной продукции за границей и на укрепление военно-промышленного комплекса. Военные расходы СССР, борьба за паритет (равенство) с США в области ракетно-ядерных вооружений тяжелым бременем легли на советскую экономику и ее возможности удовлетворять реальные потребности народа. В условиях громоздкой, неповоротливой, негибкой директивной системы хозяйствования получило широкое распространение такое явление, как «теневая экономика». Она включала в себя запрещенные виды индивидуальной трудовой деятельности, приписки и махинации в отчетности, сокрытие с последующей полулегальной реализацией неучтенной или разворованной продукции, формирование дельцов подпольного бизнеса и т. п. Разрыв между заявлениями, партийных идеологов и реалиями жизни было главной особенностью духовной жизни общества в эти годы. Они были столь велики, что люди уже со второй половины 60-х гг. перестали доверять официальной пропаганде.

Политическое развитие этого периода характеризуется всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства и распределении благ еще больше возросла. Прежде всего, новое руководство предприняло меры по сохранению высшего руководящего состава. Система номенклатуры со своими правами и привилегиями стала замкнутой и закрытой. Отсутствие гласности и контроля за властью со стороны гражданского общества породили развитие коррупции и разложение части партийно-государственного аппарата.

Наиболее яркой чертой политической жизни общества в брежневские годы стала интенсивная законотворческая работа, коснувшаяся практически всех сторон общественных отношений. Многие решения стремились предотвратить ухудшающуюся ситуацию в обществе нормотворческим путем. Это относилось, прежде всего, к законодательству о правах местных Советов, охране воздушной среды, статусе депутатов. Большинство же законов носило декларативный характер и было призвано нейтрализовать распространявшийся правовой нигилизм в значительной части населения. Венцом такого рода деятельности и стала Конституция, принятая 7 октября 1977 г. В преамбуле указывалось о построении в СССР развитого социалистического общества, так что новый Основной Закон получил даже статус Конституции развитого социализма. В отличие от предыдущей, новая Конституция расширяла социальную базу советского строя, допуская в нее еще и народную интеллигенцию. Развитой социализм стали понимать как общество без кризисов и противоречий, как общенародное государство и общенародную партию. Так впервые было сформировано понятие «советский народ». Советы депутатов трудящихся переименовывались в этой связи в Советы народных депутатов. Статья 6 законодательно закрепила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Ранее партия рассматривалась как высший тип общественной организации. Конституция 1977 г. впервые утвердила положение о всеобщем среднем образовании и праве человека на жилье.

В целом усилия руководства страны к стабилизации в рамках существующего политического режима не имели успеха и привели страну к глубокому кризису. Советская экономика окончательно утратила динамизм, реальные доходы на душу населения падали с каждым годом. К середине 1980-х гг. все нагляднее стала проявляться неспособность советской политической системы обеспечить стабильность, не говоря уже об общественном прогрессе. В стране назрел системный кризис, а обществом овладело сознание необходимости перемен.

25.2. Перестройка М. Горбачева 1985 – 1991 гг.

В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев, с его именем связаны попытки радикальных реформ всех сфер общественной жизни названный «Перестройкой». Понимая сложность экономической ситуации в стране, Горбачев предпринимает первые шаги реформ именно в экономике. Была объявлена концепция «ускорения социально-экономического развития», которая предполагала увеличение объемов производства на основе внедрения научно-технических достижений в производство. Однако на это требовалось время и средства, а результаты необходимы были как можно быстрее. Поэтому Горбачев призвал использовать уже имеющиеся мощности в полной мере, организовав работу предприятий круглосуточно с тем, чтобы уже начать наращивание темпов роста экономики. Результатом этого решения стали массовые аварии на производстве, самой крупной из которых была авария на Чернобыльской АЭС.

Следующий шаг был сделан в 1987 г. Реформа, разработанная экономистами предполагала введение хозрасчета на предприятиях и постепенное возрождение частного сектора в экономике. В 1987 г. принят закон о государственном предприятии, вводивший помимо хозрасчета демократизацию управления и предполагавшего выборность руководителей предприятий. В 1988 г. разрешалась индивидуальная трудовая деятельность в форме кооперации. Руководство надеялось, что это позволит наполнить внутренний рынок товарами. Однако и эти меры не привели к стабилизации в экономике. Падение производства продолжалось.

Все экономические преобразования проходили на фоне демилитаризации экономики, когда предприятия ВПК, имеющие высоко технологическое производство переводились на выпуск мирной продукции, что делало производство нерентабельным, а бюджет не получал значительных средств. Кроме того, развернувшаяся борьба против алкоголизма сопровождалась сокращением производства алкогольной продукции, что так же сказалось на бюджетных поступлениях.

К концу 1980 гг. стало понятно, что необходим был переход к рыночной экономике, что противоречило принципам социалистической системы. Обсуждения программ по переходу к рынку проходили в условиях жестких дискуссий. Горбачеву было представлено два варианта перехода к рынку: программа Н. Рыжкова, которая рассчитана на длительный (около 15 лет) и постепенный переход экономики к рынку, и программа «500 дней», разработанная экономистами Явлинским и Шаталиным. Однако под давлением консерваторов отказался о реализации программ.

Реформы политической системы имели более благоприятное развитие. Первыми шагами реформ были демократизация и гласность, которые были призваны вскрыть «деформации социализма», помочь переосмыслить ошибки прошлого и настоящего, в полной мере осуществить конституционные права граждан на свободу слова.

В 1988 г. проведена реформа избирательной системы. Выборы становились альтернативными. В системе государственного устройства произошел возврат к практике созыва съездов народных депутатов. В 1990 г. был введен институт президентства. Впервые глава государства избирался, первого Президента СССР избирал Съезд народных депутатов. В рамках демократизации оформился политический плюрализм, была отменена монополия коммунистической партии, что вызвало процесс формирование политических партий. Таким образом, была восстановлена многопартийность.

За годы «перестройки» было сделано мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

Резко обострились отношения центра и союзных республик. 1990—1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.

В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.

Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.

Наши рекомендации