Политика, как профессиональная трудовая деятельность
Труд — деятельность, направленная на производство общественно полезных продуктов, в которых нуждается общество, все люди. Имея в виду вступление человечества в информационный век, предсказываемый учеными и материализующийся на наших глазах в глобальное превосходство информационного обеспечения над материальным, нужно расширить список общественно полезных продуктов, создаваемых трудом. В этот список необходимо внести не только информацию, но организационные и управленческие «продукты», создаваемые в области политической деятельности
а, б, в — элементы классической структуры производительных сил (в скобках — психологическое содержание этих элементов для случая политического труда).
1, 2, 3 — сопряжения элементов структуры политических сил, производящих продукт политического труда.
* Все уточнения, за исключением понятий «люди», «предмет труда», «средства труда», «содержание труда», «характер труда», — введены для описания частного случая трудовой деятельности — политической деятельности
Результат политической деятельности обладает всеми признаками «продукта труда»:
— Он имеет потребительную стоимость в своеобразной, неисчисляемой экономическими методами форме. Плодом политической деятельности является нечто, в чем жизненно нуждается общество. Потребительная стоимость этого «нечто», создаваемого политикой, легко обнаруживается в непосредственно осязаемой, вещественной и телесной форме. Например, повсеместные физические столкновения населения с представителями власти из-за цен, доступности питания и других благ, разорение одних городов и расцвет других в результате экономических решений парламента — факты, показывающие заинтересованность населения — потребителей продуктов труда политиков в качестве их работы. Продукт труда в политике создается не для удовлетворения личных нужд политиков, а для потребления его населением государства. Судьба многих депутатов политиков разных стран подтверждает, что в большинстве случаев они действовали на пользу обществу, но во вред себе лично. Хотя, конечно, есть и обратные примеры. Политическая деятельность, как производительная деятельность, имеет свою цель, осуществляется определенными операциями, имеет собственный предмет, средства и результаты. Такое понимание работы в политике вносит ясность в то, что делают, иногда доходя до полного изнеможения, политики, что они создают своими усилиями, какова стоимость их усилий, по каким критериям судить о качестве и производительности их работы. Вернее всего это делать по критериям трудовой деятельности.
— Продукт политической деятельности имеет стоимость, хотя ее мера и не зафиксирована в промышленной системе нормирования труда. Как во всяком труде, в политической работе происходит огромное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера. Это расходование рабочей силы осуществляется часто на запредельном уровне возможностей человека, приводя к стрессам, срывам, депрессиям. Нередко расходование рабочей силы в политике приобретает крайние формы. Даже среди тех, кто занят на самых опасных — взрывных и горных работах, нет такого высокого удельного веса смертельных случаев, как среди политиков. Списки ведущих лидеров Февральской и Октябрьской революций в России наглядно показывают стоимость продукта труда в политической деятельности: 95% из них умерли насильственной смертью. Опыт Франции, имена Дантона, Марата, Робеспьера, массовое уничтожение жирондистов, эбертистов, дантонистов, робеспьеристов, монтаньяров подтверждают родство судеб политических деятелей. По классическим канонам формой проявления стоимости является способность продукта обмениваться на другие продукты в определенной пропорции. Широкая известность, популярность политиков, любовь и ненависть, которую они вызывают, комфортные условия, которыми обставляется их работа, являются своеобразной формой обмена и признания исключительно высокой стоимости их труда.
- Предметом политической деятельности является состояние народа в психологическом, экономическом, социальном, демографическом смысле. Его исследуют в экономических терминах— обсуждая соотношения цен и заработной платы населения, рост инфляции и состояние безработицы; в демографических категориях — анализируя продолжительность жизни людей, уровень рождаемости и смертности, соотношение браков и разводов; в социальных — констатируя проявления недовольства граждан в форме гражданского неповиновения, изучают их мнения с помощью социологических опросов и др. Состояние народа изучают методами искусства, литературы, фиксируя типичные высказывания, мысли, чувства, манеру одеваться, общаться, характерные мимику и пантомимику. Общество может в большей или меньшей мере принимать практические действия, следующие из продукта деятельности политиков, сформированных ими законодательных актов. Иногда их встречают с одобрением, часто с возмущением, протестом, сопротивлением. Для примера можно использовать шкалы трехмерной теории эмоций В. Вундта, который считал, что существует трехмерное пространство психического состояния (по современной терминологии), оси которого составляют: удовольствие— неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение— разрешение. Значения переживаний по этим трем осям дают точку психического состояния, определяющего поведение человека, а в нашем случае — общества. Конечно, дело обстоит не так просто, но иллюстрирует сущность предмета труда политиков с точки зрения психического состояния общества, в котором им необходимо быть профессионально компетентными.
— Средством труда в политической деятельности являются различные варианты воздействия на общество и государство. К средствам труда в политике относятся: 1. интеллектуальная экспансия, 2. принятие законов, 3. экономическое принуждение и 4. физическое подавление. Политик волен выбирать между ними, потому что других средств нет. Между обществом и политиком помещаются или его слова в выступлениях перед народом и в печати; или деньги, заставляющие действовать так, как он того желает; или сила оружия, разгоняющая оппонентов; или мысли, взывающие к разуму и совести. Избирая различные средства труда—от интеллектуального, морального, правового до экономического или физического средства воздействия, политический деятель рискует, как ни в одном другом виде трудовой деятельности. От ответственности его освобождает только успех, победа, получение таких реакций на систему используемых стимулов, которая прогнозировалась в его программе. В случае поражения его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дискредитация в средствах массовой 'информации и исторической литературе (моральная смерть). Выбор средств труда сопряжен с тяжелыми моральными переживаниями, с исключительно трудными решениями.
— Содержание труда в политической деятельности составляет сопряжение предмета труда (психического, экономического, социального состояния народа) с идеей того или иного варианта переустройства общества, выработанного политической партией, изменением общественного строя, захватом рынков сбыта и источников сырья и пр. Осуществление такого сопряжения требует фундаментальных знаний, умений и навыков. Образование в области этого сопряжения необходимо для того, чтобы в процессе преобразования власти не дестабилизировать, не ухудшить состояние общества по различным его параметрам. Следовательно, политик должен владеть всей возможной совокупностью операций, которые разрешены Конституцией, и знать, какие из них запрещены ею. Политик выполняет сопряжение своей программы с общественным мнением таким образом, чтобы это мнение изменилось. Процесс взаимодействия политических идей и того, что называется человеческой природой, покоится на сложных психологических закономерностях. Восприятие населением предлагаемых политиками идей парадоксально, зачастую плохо прогнозируется с позиций здравого смысла, не объясняется формальной логикой. Иногда население с восторгом поддерживает заведомо опасные для него, вредные политические проекты и отвергает самые насущные для жизни людей преобразования. Закономерности реагирования общества на политические программы сложны, их постижение — суть политики, их воплощение — залог успеха. Но если не происходит сопряжения идеологии, например, распределения людей по социальным слоям, профессиям, доходу с представлениями об этом в обществе, то политика терпит крах. Ее носители уходят в отставку, свергаются. Это и есть показатель качества способа труда, создающего потребительную стоимость того, в чем люди нуждаются, того, за что они готовы платить, и согласны страдать.
- Характер труда в политической деятельности заключается в обеспечении сопряжения населения со средствами труда политики, в качестве которых выступают интеллектуальная экспансия, правовое регулирование, экономическое принуждение и физическое подавление. Отношение к средствам политического труда, масштабам, интенсивности, формам их применения зависит от специфики региона, времени, климатических и иных обстоятельств. Политик должен помимо владения средствами глубоко понимать специфику этих отношений, которые могут привести к успеху за счет применения небольших объемов каких-либо средств, а могут закончится неудачей при самых интенсивных воздействиях. Способы могут быть весьма щепетильными, а могут быть грубыми. Могут быть доказательными, а могут обеспечиваться только эмоциональным прикрытием. Доказательство может проводиться с помощью грубой силы, а может быть совершенно академическим. Характер труда в парламенте строится на специфической подготовке, готовящей политика к выполнению политической роли на конкретной территории, адаптированного к национальным традициям. Простое знание этой специфики восприятия правовых актов обществом мало что дает. Проблема характера труда, адекватного обстоятельствам, — проблема воспитания политика, его культуры. Критерием же удачи в выборе адекватного характера труда является стоимость — объем расходования человеческих сил и человеческого материала для достижения поставленной цели. Это — историческая цена, которую платит общество за реализацию политики: сопряжения принятой идеи и избранного метода воздействия.
— Технология сопряжения средств и предметов труда –это проблема сопряжения людей и средств политики, которыми занимаются политтехнологи. Часто именно политтехнологии принимаются за политику, и бывает, что лидеры ограничиваются знанием только этой ее области. Иначе говоря, это психологическая технология сопряжения психологических характеристик общества и психологических параметров средств воздействия (за счет информации, права, экономики и силы).
— Люди — это и есть лидеры, за спиной которых стоят общественно-политические движения, партии. Далее – речь только о лидерах, тем, кто должен быть готов к политическим изменениям, которые предвосхищаются с помощью научного анализа текущих событий.