Первые монастыри Руси
Искусство и ремесло.
С принятием христианства на Руси в конце X в. Началось каменное строительство. Первые сооружения были возведены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов княжеской казны. Это была грандиозная для современников постройка площадью 900 кв. м, увенчанная 25 «верхами» — главами. Ее разрушили войска Батыя в 1240 г.
В первой половине XI в. в годы правления Ярослава Мудрого
(ок. 978—1054) в Киеве были построены 13-главый собор Киевской Софии, призванный утвердить равенство Руси с Византией, и каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.
Выдающимся произведением национального зодчества стал
Софийский собор в Новгороде (1045—1050). В его интерьере не было ярких мозаик, как в киевском, а только фрески и изобилие орнаментальных украшений с явно проглядывающим рисунком узелкового характера. Внешне он был строже Софии Киевской, имел пять симметрично расположенных куполов, поражал простотой и мощностью.
Домонгольская Русь была страной высокоразвитого ремесла.
В X в. начинает использоваться гончарный круг. Русские кованые мечи встречаются в археологических раскопках Скандинавии, Прибалтики, Финляндии. Ювелирное искусство было представлено сугубо русской техникой перегородчатой эмали, особенно славившейся за границей, а также украшениями в технике зерни и скани.
Большого совершенства добились русские мастера в области мозаики и фрески, позаимствовав их из Византии. Великолепными образцами мозаичного искусства являются интерьеры Софии Киевской. Особенно знаменито изображение Богоматери Оранты (Молящейся). Кисть отечественных мастеров проглядывает во фресковой живописи Киева и Новгорода. Киевляне наряду со строгими сюжетами из Священного Писания на стенах Софийского собора изобразили семью Ярослава Мудрого, скоморошьи пляски, бытовые сцены. Новгородские фрески Софийского собора погибли в годы Великой Отечественной войны.
Первые монастыри Руси
В середине XI в. греческими монахами Антонием и Феодосиеми Печерскими был основан первый христианский монастырь в Киеве — Киево-Печерская лавра. Печеры, или пещеры,— это места, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых позже возникало поселение, превращавшееся в монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове. По преданию он был основан в толще Болдиной горы в 1069 г. тем же Антонием. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета преподобного Антония. По-другому его называют исихией — молчальничеством, или умным деланием. Это путь крайней аскетической духовной практики. Подземные монастыри были очагами исихии на Руси. Другой тип монастырей — общежительные, связывают с именем Феодосия. Жизнь в них не была такой строгой. Люди, уходившие в монастырь, могли продолжать выполнять многие мирские обязанности. Игумены-наставники нередко выступали наравне с епископами в роли посредников, дипломатов, судей. Такие монастыри становились рассадниками христианской учености, центрами летописания. В них формировались иконописные школы и традиции.
Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи занимает «Слово о полку Игореве», написанное, как предполагают ученые, в Киеве около 1185 г. Судьба его рукописи не менее трагична, чем Велесовой книги. Произведение было найдено в Ярославле в 1792 г., изучалось Н.М. Карамзиным и другими историками, но в дни наполеоновского пожара в Москве сгорело на Разгуляе. Вскоре появились сомнения в его подлинности. Аргументом выдвигался непризнававшийся в ту пору высокий уровень литературного достоинства «Слова», так что его даже окрестили «кустом роз на ржаном поле». Однако анализ языка поэмы и имеющихся в ней половецких слов доказал истинную принадлежность ее XII в. Дело в том, что мертвый половецкий язык стал известен ученым только в середине XIX в., после гибели рукописи, благодаря находке латино-половецко-персидского словаря в библиотеке итальянского поэта Петрарки. «Слово о полку Игореве» — отзыв на разгром войск северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г. Поэма обращена против «неодиначества» русских князей перед лицом общей опасности. «Слово»—образец мастерства метафоры и ритмической прозы. К лучшим страницам лирической символики в отечественной словесности относится плач Ярославны по своему мужу князю Игорю.
Среди других замечательных произведений эпохи выделяется
«Слово Даниила Заточника» (1197), «Молением Даниила Заточника -» (12..) «Слово о погибели земли Русской». Это отрывок не дошедшего до нас вступления к «Сказанию о житии Александра Невского». «Повесть о разорении Рязани Батыем»