Система республиканских органов гос-го управления
Основными видами республиканских органов управления, выполняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на территории всей республики, являются министерства, государственные комитеты и иные специальные ведомства (комитеты, главные управления, управления, инспекции, комиссии, советы и др.).
Все республиканские органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными). Они подчинены непосредственно Совету Министров и действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их деятельности служат также специальные положения. Положение о каждом из республиканских органов управления утверждается Президентом Республики Беларусь или, по его поручению, Советом Министров.
Министерство Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления. Министерство образует, реорганизует и упраздняет Президент. Он также назначает и освобождает от должности министров.
Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями. В министерствах имеются совещательные органы - коллегии.Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председателем коллегии является министр. Все решения коллегии проводятся в жизнь его приказами. Если министр не согласен с решением принятым коллегией, он проводит в жизнь свое решение, а коллегия может апеллировать в Совет Министров.
Государственный комитет— это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществляющий в большинстве случаев межотраслевое управление). Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Во главе госкомитета находится председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента и по должности входит в состав Совета Министров.
Государственные комитеты выполняют две группы задач:
а) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой. Это главная задача, ради которой орган и был создан;
б) линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление.
Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе. Важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета в виде постановлений. Членами комитета являются руководящие работники госкомитета, представители других ведомств, ведущие ученые.
Оперативное руководство межотраслевой деятельностью и внутриведомственное управление осуществляется председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями.
В структуре министерств, государственных комитетов по решению Президента могут создаваться департаменты, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета.
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь— это республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Он образуется указом Президента. Руководители комитетов не входят в состав Правительства.
Комитеты при Совете Министров отличаются от министерств и государственных комитетов тем, что у комитетов более низкий правовой статус; меньший объем задач; большинство из них осуществляют специальные функции, а предлог «при» указывает на подчинение Совету Министров, т.е. вспомогательное их назначение.
59. АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА- ПРАВОВОЙ СТАТУС
Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий создана Администрация Президента Республики Беларусь.
Администрация Президента Республики Беларусь:
— является республиканским органом государственного управления;
— обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;
— координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов;
— обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;
— осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
В структуру Администрации Президента Республики Беларусь, которая утверждена Указом Президента №97 от 23 января 1997 г., входят: Глава Администрации; три заместителя, в том числе первый; помощники Президента; пресс-секретарь; главные инспекторы по областям; канцелярия; секретариат Главы Администрации; пресс-служба.
В целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти указом Президента Республики Беларусь №19 от 4 августа 1994 г. создано Управление делами Президента Республики Беларусь. Оно подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.
15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ГАРАНТИИ
Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.
В качестве важнейших свойств государственного суверенитета выделяют верховенство и независимость государственной власти. Верховенство как свойство суверенитета означает высшую власть государства на своей территории. При этом все иные политические структуры (политические партии, иные общественные объединения) должны признавать власть государства.
Такое свойство государственного суверенитета как независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Наряду с понятием «государственный суверенитет», в науке конституционного права выделяют понятие «народный суверенитет» или «суверенитет народа». Он означает, что именно народ является основой государственной власти, формирует ее выборные органы в период проведения избирательных кампаний и осуществляет контроль над ее деятельностью. Суверенная воля народа является определяющей для государства.
Государственный суверенитет Республики Беларусь был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года.
Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.
В качестве неотъемлемых признаков (свойств) государственного суверенитета выступают следующие положения:
1) гражданство;
2) право на владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами, другими природными ресурсами;
3) право на создание собственной денежной системы;
4) право на создание собственных вооруженных сил, органов государственной и общественной безопасности, правоохранительных органов;
5) право проведения самостоятельной внешней политики путем заключения соответствующих договоров
Основные положения Декларации о государственном суверенитете получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в преамбуле Основного закона записано, что народ Республики Беларусь, от имени которого и во имя которого принимается Конституция, осознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и исходит из своего неотъемлемого права на самоопределение.
В наиболее цельном виде идея государственного суверенитета закреплена в статье 1 Конституции. В части второй этой статьи предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
По результатам ноябрьского 1996 года референдума День государственной независимости Беларуси был перенесен на 3 июля – День освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и стал называться Днем Республики. По данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов за такое решение проголосовало 88,18 % избирателей (см.: газета «Звязда», 1996, 27 ноября).