Цивилизационный оптимум
Универсализм, положенный де-факто в основу реформаторской практики в России, представляет собой идеологическое прикрытие западного экспансионизма. Под видом реформ осуществляется проводимый в рамках глобализационного процесса экспорт организационной модели Запада.
Политологии известен ряд «чистых» или «идеальных моделей». В основе каждой из них лежит парадигма полярности образа. Естественно, что ни одно из реальных исторических государств не имело абсолютного соответствия критериям идеальных моделей. Каждое из них включало в себя в той или иной мере иносистемные компоненты. Так, за ширмой командно-административной системы СССР действовали элементы рыночных механизмов. Американский же капитализм никогда не исключал государственного регулирования экономикой и этатизации общественной жизни. Но развитие общественных систем может быть направлено как в сторону соответствия модели, так и в сторону отступления от нее.
Чистому идеологическому моделированию авторами противопоставляется реалистичность цивилизационной реконструкции. Логике полярного системообразования противопоставляется путь оптимизационного конструирования. Императивному доктринерскому управлению противопоставляется класс задач на оптимизацию публично и осознанно заявленных критериев цели, носящих ценностный характер.
В этом отношении цивилизационно-вариативный подход принципиально отличается от любых идеологий предшествующих эпох. Идеологемы прошлого ориентировались на выстраивание дихотомических альтернатив. Основу данного взгляда составляет одномерность (в лучшем случае – двумерность) мировосприятия. Необходимость системного моделирования, так или иначе, подталкивала идеологов к утверждению метафизических идеалов формирующихся систем. Сопоставление «идеалов» с реальностью исторического развития того или иного социума как правило оборачивалось кризисом, вызванным несоответствием идеальной модели. Выходом традиционно являлся выбор между идеологической ревизией и искусственным приведением реального бытия в соответствие с идеалом. Как следствие такой схемы – исторически репродуцируемое насилие. «Мы рождены, чтобф сказку сделать былью!» Но сказка никогда былью стать не может, для этого она не должна быть сказкой. Былью, повторим, может стать только насилие.
Совершенно иную природу имеет генезис цивизаций. Будучи живыми (а не «сказочными») органическими образованиями, они основываются не на идеальных конструкциях (что не означает, впрочем, отсутствие идеалов), а на неком оптимуме цивилизационного существования. Цивилизационноориентированной политикой в этой связи является политика оптимизации. Она принципиально отличается от иных политических линий – реформ, революций, консервации. Главная ее задача заключается в нахождении оптимального сочетания модернистской и традиционалистской составляющих. Практически это выражается в определении меры по каждому из конструирующих конкретную государственность и развитие параметров.