Понятие и принципы правопорядка
Правопорядок – это состояние фактически складывающихся общественных отношений, урегулированных нормами права. Это процесс практического соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
Правопорядок – составная часть общественного порядка. Последний зависит не только от правовых предписаний. В его установлении имеют большое значение и иные социальные нормы. Общественный порядок – это определенное качество системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченной совокупности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов.
В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений, т.е. в нормативных правовых актах. От него следует отличать реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка.
В правопорядке выделяются три основных компонента: правопорядок в сфере правотворчества, правопорядок в сфере деятельности исполнительной власти и правосудия и правопорядок в сфере частного права.
Правопорядок в сфере правотворческой деятельности государства закладывает основы правопорядка в обществе. Не может быть порядка там, где правотворчество осуществляется произвольно, без возведения этой важнейшей деятельности в строго установленных процессуальных рамках. Неукоснительное следование нормам, изданным с нарушением порядка их принятия, никогда не повлечет за собой правопорядка. Только изначальное соответствие правотворчества требованиям, предъявляемым законом, будет способствовать установлению правопорядка.
Правопорядок в сфере правотворческой деятельности образуют отношения в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов, соответствующих конституции и законам и исключающих подмену норм права государственным произволом.
Правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и суда представляет собой систему общественных отношений, которая складывается в процессе исполнения названными органами законов и иных нормативных правовых актов. За пределами правопорядка остаются отношения, которые не соответствуют нормам права, в т.ч. 1) отношения, которые официально признаны правонарушениями; 2) отношения, результаты которых в виде действий и решений признаны не соответствующими закону и отменены.
Правопорядок в данной сфере может состоять только из отношений, правомерных как по содержанию, так и по форме. Отношения по содержанию являются правовыми, если поведение субъектов данного отношения соответствует правам и обязанностям, предусмотренным нормой права. По форме отношения является правовым, если оно развивается в соответствии с установленной законом процедурой (уголовный, гражданский процесс и т.д.).
Правопорядок важен не сам по себе. Его ценность проявляется в получении социально-полезных результатов человеком, обществом, государством при реализации своих прав и свобод. Поэтому особое внимание должно уделяться правопорядку в частной сфере, т.е. правоотношениям, складывающимся на основе норм частного права. В этот правопорядок не могут входить 1) преступления и иные правонарушения, посягающие на права и свободы граждан; 2) действия, которые формально соответствуют требованиям норм права, но совершаются с целью, противной праву и законодательству; 3) отношения, совершаемые лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия; 4) отношения, совершаемые с целью прикрыть другие отношения; 5) отношения, возникновение которых стало возможным вследствие заблуждения, обмана, насилия, угрозы его применения или стечения тяжких обстоятельств.
Принципы правопорядка:
1) полнота правового регулирования. Правопорядок в полном объеме может быть установлен лишь там, где правом урегулированы все общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации;
2) своевременность правового регулирования. Отношения, являющиеся составной частью правопорядка, должны вовремя подвергаться правовому регулированию со стороны законодателя;
3) точность, ясность, доходчивость правового регулирования. Нормативные правовые акты создаются для их реализации в поведении людей. От того насколько точно, ясно и доходчиво будут изложены в нем нормы, зависит качество правопорядка.