Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея, композиция
Тема репортажа очерка или фильмаможет решаться в разном стилистическом и жанровом ключе.
Журналист в зависимости от поставленной задачи даже на одном и том же материалеможет сделать обзорный очерк, лирическую зарисовку, аналитическое расследование, публицистический репортаж или юмористическое эссе.
В своем историческом развитии композиция драмы узаконила следующие основные части:
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Использование драматургического композиционного построенияв журналистике приводит к уплотнению словесного текста, к концентрации действия. Это придает журналистскому произведению динамичность ,энергию, напряжение развития сюжета…
Современная журналистика стремится превратить электронную продукцию в шоу, в действо. Увеличивается количество игровых элементов в передачах, элементы импровизации сводятся к минимуму. Растет число передач прямого эфира, требующих от их создателей более четкой режиссуры.
Работа над композицией произведения начинается ещё до съёмок. На основе сценарного плана или сценария, режиссёр готовит режиссерский сценарий, являющийся подробной раскадровкой готовящегося к записи сюжета.
Основные функции режиссера:
- разработка(совместно с ведущим и редактором) общей концепции, пластического и звукового передачи или фильма;
- определение композиции произведенияи поиск режиссерских приёмов;
- определение темпоритма передачи;
- поиск необходимых материалов в фильмотеке и видеотеке;
- участие в художественном оформлении студиии в создании имиджа ведущего;
- работа над монтажом передачи, фильма, специального репортажа;
- участие в процессе выпускановостных программ в эфир.
21. Событийный репортаж на радио.
Основные жанровые признаки радиорепортажа - документальность, достоверность, оперативность - базируются на актуальной информации. А задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.
Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.).
Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж - рассказ очевидца, его задача - донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.
Итак, с одной стороны, в радиорепортаже есть факты, детали ситуации, определенные событием, каким-то действием. И они должны быть объективными, отражать самое яркое, характерное. С другой стороны - репортер с его способностью увидеть все это, отобрать из происходящего на его глазах самое значительное, интересное, оценить его, дать возможность другим участникам события высказать свое мнение о происходящем.
Перед газетчиком, готовящим репортаж, стоят те же задачи, но главное орудие труда - литературное слово, а значит, возможность, как и в интервью, уплотнить текст, используя выразительные средства письменной речи. Радиорепортер творит в момент записи. На его «вооружении» все средства радиожурналистики: звучащее слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой образ происходящего. И отбор этих средств, их использование должны воздействовать на воображение слушателя.
Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Образец такого событийного репортажа - радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются радиорепортажи, предварительно записанные на пленку. Встречаются и репортажи, смонтированные в студии. К ним обращаются чаще всего начинающие журналисты, так как прямой репортаж требует высокой квалификации, многих профессиональных качеств: способности легко, непринужденно, но в то же время кратко и емко говорить в микрофон на месте события, импровизировать, схватывать самое существенное и нестандартное - видеть, слышать, думать «монтажно», отбирая по ходу действия отдельные эпизоды из происходящего события.
В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.
Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Оператор у камеры, режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» – с тем, чтобы зритель, в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.
22. Событийный репортаж на ТВ.
Репортаж - самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж - это все-таки жанр субъективный.
Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора - репортера, то есть человека со своей точкой зрения.
Все эти качества, конечно, в равной степени присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.
Специфика телевизионного репортажа
Телерепортаж , в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены “рисовать” событие словами, то за журналиста – телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию – телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий “смотрибельности” репортажа. Это сказывается и на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает, что по этому поводу написать, а радиожурналист - что об этом можно рассказать, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.
Так как телерепортаж способен показать, что происходило в реальном времени, то зритель как бы становится очевидцем события. Поэтому журналисту нет необходимости описывать событие – эту функцию выполняет видеоряд, “картинка”. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Словом, говорит о неочевидном, но важном.
Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.
В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.
23. Обзор газет на радио: виды, форматы, стилистика.
Обзор печати на радио– это информационный материал, который преследует несколько целей: довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция, представить многообразие точек зрения на эти актуальные проблемы; обозначить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе, по возможности сопоставляя разные мнения с собственной позицией радиожурналиста и его редакции; проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в той или иной газете или журнале; и, наконец, выполнить откровенно рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному изданию.
Заметим, что обзоры бывают и чисто рекламного характера, когда в эфир идут лишь «завлекательные» заголовки и очень короткие аннотации к материалам с открытым призывом к аудитории: «...вы узнаете об этом, если прочитаете сегодняшний номер такой-то газеты или такого-то журнала».
Как правило, внимание обозревателя распределяется между несколькими изданиями, и в своем материале он опирается на публикации разных авторов, иногда объединяя их по тематическому или адресному признаку, а иногда, напротив, подчеркивая многообразие проблем, которым отданы страницы прессы. На многих радиостанциях существует традиция не включать «главную сенсацию прессы» или наиболее серьезную и значительную публикацию в обзор, который звучит в эфире утром. Этот материал выходит отдельно, как правило, под рубрикой, которая обычно носит название «Статья дня» или «Сенсация дня». Тем не менее, и в данном случае в обзоре надо упомянуть об этом материале, чтобы заранее привлечь к нему внимание.
При работе над обзором прессы перед журналистом часто возникает проблема иерархии материалов и изданий: какие публикации стоит выносить на первое место в обзоре? какие требуют подробного разбора, а какие – только упоминания? Эти вопросы очень непросты, ибо обозреватель легко может попасть впросак, выделив печатные материалы, которые конфликтно соотносятся с позицией радиостанции по тем же проблемам.
В этом случае целесообразно не только изложить или процитировать опубликованный материал, но и прокомментировать его, даже вступив в открытую полемику с корреспондентом газеты или журнала. Эта полемика может прозвучать серьезно или иронично, но, безусловно, уважительно по отношению к коллеге и уж, конечно, с упоминанием его имени и фамилии. Комментарий резко сатирического характера тоже возможен, но его трудно "уложить" в общий контекст многотемного обзора. Если проблема серьезная и противник достойный, то правомерно вынести этот комментарий за рамки обзора прессы и найти ему отдельное время в эфире.
При подготовке обзора печати его автору полезно просмотреть содержание новостных программ и актуальных комментариев своей станции. Это поможет ему, во-первых, избежать повторов, а во-вторых, обратить внимание аудитории на материалы, дополняющие и расширяющие тематику вещания.
Цели на радио:
-донести до ауд проблемы, о которых говорят сми. Иностранные газеты. наши, мнение экспертов и тд
- предоставить многообразие точек зрения. Анализировать несколько СМИ, мнения экспертов, доводы, аргументы, сопоставление этих точек зрения с собственной позицией (аргументированной)
- рассказ о сенсационных материалов
- возможна реклама издания (ля-ля, а подробнее в газете КП)
- самую яркую новость на радио не включают в анонс – ее выносят в отдельный блок. Самая большая сенсация на потом.
Проблема на радио:
Иерархия изданий, материалов, что важно, что нет, как преподнести, чтобы было понятно на слух
На радио необходим комментарий и личное мнение.
Избегать повторов, чтобы эту новость до тебя не рассматривали в эфире.
Материал может расширить тематику вещания. Напр: радио финансовое, а новость фокусима – расширяет формат вещания.
24. Обзор газет на ТВ: виды, форматы, стилистика.
Обзор прессы - это информационный материал, который преследует несколько целей: довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция, представить многообразие точек зрения на эти актуальные проблемы; обозначить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе, по возможности сопоставляя разные мнения с собственной позицией радиожурналиста и его редакции; проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в той или иной газете или журнале; и, наконец, выполнить откровенно рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному изданию.
Виды обзора:
Обзор-презентация
Радио- и телепрограммы "берут на себя" задачу проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщаютдругие телерадиопрограммы.
При этом обозреватели могут посвящать свою "презентацию" обзору новых изданий, только что появившихся на свет, или же рассказать о публикациях на страницах уже известных читателюгазет и журналов.
Цельпри этом ставится одна - показать характер нового издания, его достоинства и недостатки.
Автор обозрения стараетсяпознакомить аудиторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикациями в разных изданиях. Чаще всего такие публикации отбираются обозревателем по одному ведущему признаку - степени сенсационности.
Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ.Такие обзоры автор обычно начинает с главной сенсации.
Тематический обзор
Данный вид обзора посвящается освещению определенной темы.
В настоящее время очень часто такими темами являются указы президента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федераций, новые назначения и отставки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные происшествия, скандальные происшествия, преступления и т. д.
Все эти и другие подобные явления становятся центральным пунктом, вокруг которого и строится обзор прессы.
Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радиопередачи, автор стремится с их помощью представить аудиторииполную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями, позициями, занятыми СМИ по отношению к данному событию Такого рода обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события, внутренних "пружинах" его, значении.
Безадресный обзор
"Левая пресса считает.,.", "Правая пресса России уверена.,.", "Средства массовой информации России обратили внимание на следующую проблему...", "Как полагают некоторые газеты...", "Вся мировая пресса выступила в связи с этим..." и т. д.
Такого рода ссылки выгодны для автора тем, что они освобождают его от возможного упрека со стороны конкретных СМИв искажении их позиции и т. п.
При этом вид безадресного обзора позволяет автору проявить свое "глобальное видение"наиболее важных проблем, тем, привлекших внимание СМИ, высказаться по ним в нужном ключе.
В то же время аудитория имеет право относиться к таким обзорамкак к личному мнению автора, которое не обязательно принимать во внимание.
Обозрение.Специфический жанр ТВ.
Итак, предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
Различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама» – мир за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т. п.).
Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но сущностные характеристики жанра остаются неизменными.
25. Факторы функционирования аудиовизуальных СМИ.
26. Корреспондент в новостной программе: функции, профессиональные требования.
Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету. Генералист, который знает об этом предмете ненамного больше, чем аудитория, может сделать репортаж более простым и доступным, чем эксперт. Большинство репортеров во всем мире работают в службах оперативной телеинформации, но есть и такие, что заняты тщательными и довольно длительными телерасследованиями. Некоторые связали свою судьбу с определенной рубрикой культурно-просветительного толка, с тележурналом. Можно привести в качестве примера российские программы «До и после полуночи», «Под знаком пи» и другие, где известный ведущий опирается на группу профессионалов-репортеров, которые, собственно, и делают всю внестудийную часть передачи, придавая ей своеобразие каждый своим личным стилем.
Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью.
Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.
Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии.
Репортерство – наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности.
27. Ведущий в информационной программе: функции, профессиональные требования.
Телевизионный журналист, начинавший репортером в информационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня.
28. Редактор в информационной программе: функции, профессиональные требования.
В коллективном телевизионном творчестве очень важно, чтобы все его участники разделяли основные принципы общего дела. И главная роль в достижении такого понимания принадлежит продюсерам и редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре. Разделение труда между занимающими эти должности специалистами в России только складывается, и потому мы ограничимся следующим напоминанием: продюсер, в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону подготовки программ. В остальном их функции близки. Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, «исполнительный продюсер» – организатор съемок, монтажа.
Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей, например, раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организацию ток-шоу. Но в любом случае литературный работник телевидения имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача.
Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, занимаемой по важнейшим и достаточно спорным общественным вопросам. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая подчас во фронтовых условиях, иногда в самом прямом смысле этих слов.
Итак, телевизионный редактор – это не только литературный работник, но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» –визуальной информации во всем ее разнообразии. И если сообщения ИТАР-ТАСС в «Вестях» на протяжении месяца сопровождаются одними и теми же кадрами (например, схватка на крыше автобуса в Тбилиси была до тонкости изучена за месяц всеми телезрителями), это свидетельствует о слабости именно редакторской службы на телевидении, об ориентированности вчерашних газетчиков на слово, а не на изображение. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, значит, телесообщение «раздокументируется». Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в «видеообзорах») походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто «подходящей картинкой», не понимает истинной специфики телевизионной журналистики.
Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.