Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства 2 страница
Процесс делился на три стадии. Первая стадия носила название закличи состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.
Второй стадией процесса являлся свод.Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.
Третья стадия судебного процесса — гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
Система доказательствпо Русской Правде состояла из: свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.
7. Суд и процесс по Русской Правде.
Суд и судопроизводство. В Древнерус.гос-тве суд не был отделен от админ-ции. Посадники и др. должностные лица, осущ-вшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж,взимаемых при рассмотрении дел.Кроме того,они вознаграждались и сторонами - участниками про-цесса. Высшей суд.инстанцией был великий князь.Древнерус.право еще не знало разграничения между уголов. и гражд.процессом, хотя некоторые процесс.действия могли применяться только по уголовн.делам (гонение следа, свод).Во всяком случае и по уголов., и по гражд. делам применялся состязательный(обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны.Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церков.суде применялся и инквизиционный,розыск.процесс со всеми его атрибутами,включая пытку).Рус.Прав-да знает две специфич.процесс.формы досуд.подготовки дела - гонение следа и свод.Гонение следа - это отыска-ние преступника по его следам.Если след привел к дому конкретного человека - значит,он и есть преступник, ес-ли в село - ответственность несет община, если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается. Если ни утраченная вещь,ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу,т.е. объявить на торг.площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у др. лица.Человек,у которого обнаружится утраченное имущество,может заявить, что он приобрел его правомерным способом,например купил.Тогда начинается процесс свода.Владелец имущества должен дока-зать добросовестность его приобретения,т.е. указать лицо,у которого он приобрел данную вещь.При этом доста-точно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торг.пошлин.Закон предусматривает определеннуюсис-тему доказательств,в том числе свидетел.показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и послухи. Первые - свидетели в современ.смысле слова,очевидцы происшествия.Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они д/б показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражд. и уголов.делам требовалось определенное число свидетелей (на-пример, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе говоря, в использовании свидетел.показаний присутствует элемент формализма. В Древнерус.гос-тве появляется целая система формальных док-ств-ордалии.Среди них следует назватьсуд.поединок -"поле".Победивший в пое-динке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Рус.Правде и иных законах Киев.гос-тва "поле" не упоминается, но др. источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.Др. видом "суда божьего" были испытания железом и водой.Испытание железом приме-нялось тогда,когда не хватало иных док-ств,причем в более серьезных случаях,чем испытание водой. Рус.Правда, посвящая ордалиям три статьи,не раскрывает техники их проведения.По более поздним источникам, можно зак-лючить,что если человек,связанный и брошенный в воду,начинал тонуть,то он считался выигравшим дело. Осо-бым видом докства былаприсяга - "рота".В некоторых случаях имели док-твенное значение внешние признаки и вещ-ные доказательства.В Рус.Правде видны определенные формы обеспечения исполнения суд.решения, напри-мер, взыскание виры с убийцы. Специ. должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и вооруж.свитой и "терпеливо" ждал,пока тот заплатит штраф,получая каждый день обильное натуральное содер-жание.Преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных "гостей". За основную массу преступлений наказанием была"продажа" – уголов.штраф.
КРАТКИЙ ОТВЕТ Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.
Процесс делился на три стадии. 1) носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся пре отуплении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.
2)процесса являлся свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.
3)судебного процесса — гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
2. Система доказательств по Русской Правде состояла из:
- свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; - вещественных доказательств;
- ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); - присяги.
8. Общественно-политическое устройство Новгородской и Псковской феодальных республик.
Общественный строй. В Новгороде, как и в др.рус.землях сущ-али светские и духов.феодалы.К духовным относились монастыри и высшие церков.иерар-хи. Монастыр.землевладение росло быстро.Монастыри редко отчуждали свои владения,исключалось и дробление церков.земель. Обширные земел.владения давали Новгород.епархии богатые доходы,которые пускались в торг. оборот.Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, хранительницей эта-лонов мер и весов,скрепляла международ.торг.договоры.Все это делало церковь и высшее духовенство влиятель-ной силой в обеих феодал.республиках.К светским феодалам принадлежали бояре, житьи (т.е. зажиточные) люди, а также своеземцы (земцы в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского и наличиегород.землевладения. Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре - потомки родоплеменной знати. Первоначально бояре пользовались доходами от обществен.земель Новгорода,выступавшего в качестве коллек-тивного феодала.Индивидуал.землевладение боярства сложилось поздно - к XIV в.Кроме того, Новгород.бояре занимались торговлей и ростовщичеством.Они ревностно охраняли свое исключительное право на занятие выс-ших выборных должностей в республике - посадника, кончанского старосты.Житьим людям,даже если они имели большие состояния,путь к этим должностям был закрыт.Следует учитывать,что в Пскове (в отличие от Новгоро-да) крупное боярс.землевладение широкого распространения не получило.Житьи люди упоминаются в НСГ ря-дом с боярами.Они тоже имели земли,населенные крестьянами,оставаясь при этом так же,как и бояре,горожана-ми.Землевладение - главное,что определяло их статус,хотя они занимались и торговлей,и ростовщическими опе-рациями.Тем не менее житьи люди имели ограничен.права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие гос.должности; до XIV в. из их числа избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярами.Известна и такая категория землевладельцев,как своеземцы или земцы,которые владели мелкими вотчи-нами,порою соразмерными с крестьян.наделами.Одни из них обрабатывали участки своим трудом,др. отдавали свои владения в пользование крестьянам.В сел.общинную организацию они не входили,а пользовались привиле-гиями членов город.общины.Скорее всего это были измельчавшие бояре или житьи люди.Хар-ной чертой землев-ладения в Новгород. и Псков.республиках являлось то, что основной землевладельческой группой здесь былиго-рожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель,тяготеющих к городу. Режим этих земель определяло вече.Запрещалась передача их иногородним,в том числе даже князю.Тем самым проявля-лась особенность феодал.вотчин вечевого города:это было землевладение,свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета.Основным занятием купцов в Новгороде и Пскове была внутрен. и внеш.торговля, хотя они как горо-жане м/б и землевладельцами.Купечество объединялось в корпорации,центрами которых обычно выступали цер-кви.Уставы таких корпораций устанавливали размер вступительного взноса,определяли порядок управления ор-ганизацией.Поскольку купцы объединялись вокруг церкви,то,как и положено прихожанам,избирали старост, ко-торые разрешали церков.дела,а также споры,возникающие между купцами различных корпораций.Высшие долж-ностные лица в дела купеч.корпораций,как правило,не вмешивались.В Новгороде сущ-али также и так называе-мые черные,"малодшие" люди,к которым относились мастера,ученики,ремесленники,наем.рабочие. Как члены город.общины, они пользовались некоторыми привилегиями, например, при покупке земли, принимали участие в мест.самоуправлении,обладали податным иммунитетом.Зависимое население республик включало крестьян,по-ловников и холопов.Зависимые крестьяне в документах именуются смердами.Они д/б выполнять повинности в пользу гос-тва,платить налоги.Беглого смерда надлежало возвращать "в свой погост".Большое место в ПСГ уде-лено половникам,т.е. людям,работающим из половины урожая.Среди них выделялись изорники (пахари, огород-ники),жившие на земле "государя" (хозяина),которые могли один раз в году,поздней осенью и при условии вып-латы всех долгов сменить господина.Поземел.зависимость изорника не делала его лицом недееспособным.В лит-ре высказывалось мнение,что степень зависимости изорника от господина определялась тем,к какой группе фео-далов принадлежал хозяин земли.Были в Новгороде и Пскове и холопы. НСГ говорит об ответственности госпо-дина за своего холопа в случае совершения им преступления.Холопы использовались для обработки земли в фео-дал.вотчинах.Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам.
Гос.строй.В знак независимости от княж.влас-ти, в связи с установлением республикан.строя Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород.С дости-жением независимости Псков также стал называться Господин Псков.Высшим органом власти в обеих республи-ках считалосьвече главных городов,т.е. собрание членов город.общин.Участие крестьян в вече не допускалось. Не имели решающего голоса и жители др. городов,хотя их присутствие на веч.собраниях Новгорода и Пскова допускалось. По звону веч.колокола сходилось все свободное мужское население города.Нередкими были стычки между участниками веч.собрания.Иногда разногласия были столь велики,что собирались два вече,готовые сцепи-ться врукопашную,чтобы выяснить,кто же прав.Лишь вмешательством духовенства удавалось иногда предотвра-тить кровопролитие.На начальной стадии сущ-ния Новгород.республики вече, выражавшее интересы всех слоев город.общины,проводило политику,направленную на ограничение княж.власти,но по мере усиления позиций боярства оно все больше превращалось в орган,через который боярс.олигархии удавалось проводить свои реше-ния.Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны.Оно решало вопросы войны и мира,избирало высших должнос.лиц,архиепископа.Выборы происходили путем жеребьевки.На вече ре-шался вопрос о призвании князя,оно же "указывало ему путь".Есть сведения и о том, что на вече вершился суд. Веч.собрания проходили нерегулярно.Созывались они по инициативе высших должнос.лиц,которые и готовили повестку дня.Коллегия,готовившая веч.собрания,называлась Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В нее входили посадники (в том числе отслужившие свой срок),тысяцкие,кончанские старосты,соцкие.В Новгороде Совет господ насчитывал не более 50 человек, в Пскове в него входил князь. Большую роль в Новгород. и Псков.республикан.управлении играли должностные лица,избираемые на вече.Высшими должн-ыми лицами в обеих республиках былипосадники.Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий (в Пскове вместо него избирали еще одного посадника).Должность тысяцкого,происходившая от древней численной системы управления,предпо-лагала наличие в городе 10 сотен.В Пскове же,где население было поменьше,10 сотен не набиралось.Посадник избирался из знатных бояр.фамилий и служил "пока люб".Будучи,по сути дела,главой республики,он председате-льствовал на вече,вел международ.переговоры,контролировал действия князя,а во время войны руководил народ. ополчением.Тысяцкий ведал прежде всего воен.вопросами,возглавлял торгов.суд.В пользу посадника и тысяцко-го шел поземел.налог - поралье.Своеобразным должност.лицом в Новгороде был архиепископ.Новгородцы доби-лись,чтобы он назначался не митрополитом,а на вече (вече избирало трех кандидатов,какой из них займет долж-ность - решала жеребьевка).Архиепископ (владыка) не только руководил Новгород.епархией,но и выполнял свет-ские обязанности:хранил казну и архив,вел дипломат.переговоры.Особое место в феодал. республиках занимал князь.Его приглашали по договору,в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда,но действовал под контролем посадника.Он не мог смещать или назначать на должности,считавшиеся вы-борными.В договоре предусмат-лись и размеры вознаграждения князей,в частности дары от волостей,судные и проезжие пошлины.Князю,его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгор.земле,вести заграни-чную торговлю,не прибегая к посредничеству Новгород.купцов.Несколько иным было положение князя в Пско-ве, где он мог назначать своих наместников в пригороды. Новгород.республика была огромной страной.Ее терри-тория простиралась от Белого моря до Урал.гор.Сам Новгород был густонаселенным городом,возникшим в резу-льтате слияния нескольких поселений.Он имел внутрен.админ-вно-террит-ное устройство - делился наконцы,т.е. на районы, где созывались свои кончанские веча.В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских.В воен.время они составляли основу народ.ополчения.Управление остальной территорией гос-тва осуществлялось из Новгорода. Она делилась наземли (позднее"пятины").В обеих респуб-ках были и др.го-рода,называвшиеся пригородами, где было свое веч.устройство,функционировавшее,однако,под контролем при-сылаемых из Новгорода наместников.Для суд.систем Новгорода и Пскова характерно широкое участие в право-судии веча,которое осущ-яло суд по наиболее опасным для гос-тва делам.Известны случаи,когда на вече произ-водилось и дознание.Ни в Новгороде,ни в Пскове князья не имели право судить единолично -только вместе с по-садниками или представителями бояр и житьих людей.На местах дела также рассматривались коллегиально кня-жьими людьми вместе с представителями город.общин.Тысяцкий и 2 купеческих старосты председатвали в торг. суде.Споры между духовенством,церков.людьми, -а также дела,подлежащие церков.юрисдикции,решались цер-ков.судом.Дела,в которых одна сторона подлежала церков.юрисдикции,а другая - светской,рассматривались су-дом со смешанным составом.Был в ходу и суд братчины - суд сосед.терр-ной общины сельчан и уличан, совпада-ющей с церков.приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру.
КРАТКИЙ ОТВЕТ Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель. Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю самостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей. Городское население состояло из купцов и ремесленников «старейших» и «черных людей». Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.
9. Правовое положение основных групп населения Древнего Новгорода и Пскова.
Павовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте
Крестьяне-общинники - упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)
Половник (исполовники) - люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному признаку делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42).
Изорник - скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.
Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст. 44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).
Претензии же изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника.
Государь мог получить покруту, обратив взыскание на имущество изорника, (ст. 76). То же происходило в случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) - за половину урожая. Нельзя назвать изорника нищим - он имеет свое имущество, о чем свидетельствует ст. 86.
Изорничество - это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода передвижения - закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник - только в Филипов день.
Наймиты (ст. 39-41) - свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской общины, но находящийся в социально-экономической зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами живет у хозяина. Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи.
В ст. 103 упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное залогом, по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок.
10. Система преступлений и наказаний по Псковской судной грамоте.
К уголов.праву относится более половины статей ПСГ. По сравнению с Рус.Правдой к преступным причислены все деяния,запрещенные уголовно-прав.нормой, даже если они не причиняют ущерба какому-либо лицу (например, преступления против суда, гос.преступления). Закон не содержит норм,определяющих круг субъектов преступления, но из него исключаются холопы.ПСГ ос-вобождает от ответственности при невиновном причинении вреда.В соответствии с новым (расширенным по сра-внению с Рус.Правдой) понятием преступления изменяется и сама система преступлений.Впервые в рус.праве появляются гос.преступления, во всяком случае одно из них - измена (перевет). Опасным преступ-ием считался также поджог,смыкавшийся порой с изменой.Сущ-но расширяются и изменяются имущ-ные прест-ия,среди кото-рых ПСГ называет в первую очередь разбой,наход,грабеж,кражу из закрытого помещения.Термин"разбой" сохра-нил значение неспровоцированного убийства с целью завладения имуществом.Наход - это либо разбой шайкой, либо нападение одного феодала на усадьбу другого(содержание соответствующих статей ПСГ не позволяет более точно определить это понятие).Значительно скромнее,чем в Рус.Правде, представлены в ПСГ преступления про-тив личности,очевидно потому,что в Пскове наряду с судной грамотой продолжала дейс-вать и Рус.правда. Убий-ству в ПСГ посвящено всего 2статьи.Как и в Рус.Правде,наказание за оскорбление - вырывание бороды.Знает ПСГ и такое преступление против личности,как нанесение побоев.
Система наказаний проста: известны только 2 вида наказания –смерт.казнь и штраф.Конкретные виды смерт.казни в законе не определялись.Из летописи извес-тно, что воров обычно вешали (этот вид смерт.казни был традиционным для таких преступников, пришел на Русь из Византии). Поджигателей сжигали.Изменников забивала толпа.Убийцам отрубали голову.Штрафы (продажи) взимались в пользу князя,часть суммы поступала в город.казну.Одновременно с уплатой штрафа виновный д/б возместить ущерб
11. Суд и процесс по Псковской судной грамоте.
Суд и процесс. В Новгороде и Пскове наряду с состязательным сущ-ал и розыск.процесс. Инс-титут досуд.подготовки дела назывался сводом.На процессе допускалось представительство сторон.Женщины,де-ти,старики,монахи,глухие имели пособников,которые д/б в суде представлять их интересы.Должност.лица не мо-гли выступать в качестве представителя стороны,чтобы не оказывать давления на суд.В случае спора о церков.зе-мле интересы церкви представлял староста, т.е. выборный представитель верующих.Процесс начинался обычно подачей искового заявления,жалобы.Половник и его господин начинали разрешение своих споров о земле с зак-лича- публичного оповещения на торгу о своих претензиях.Это объявление д/б привлечь к делу свидетелей из чи-сла членов общин.Важным этапом был вызов ответчика в суд;в случае 5-дневной неявки его могли доставить в суд принудительноМного места в законе уделено док-твам.Средипис.доказательств первейшим былазапись. Док-льную силу имели и простые расписки-рядницы,доски.Док-твом служило также собственное признание. Свидетел. показания могли давать сторонние люди,соседи и послухи.Послух,по ПСГ, д/б защищать свои показа-ния против ответчика в поединке.Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной,опиравшейся в доказательс-тве своей правоты на его показания. По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е. краден. вещь,найденная у лица,заподозренного в совершении кражи. Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должност.лицом-приставом .Суд.поединок ("поле"),а также прися-га использовались тогда,когда иных,более веских док-ств не было. Процесс был устным, но решение выносилось в пис.виде.При его выдаче взимались суд.пошлины.Решение по делу исполняли спец.слуги князя или должност-ные лица города.
12. Государство и право Золотой Орды.
Монгольская империя — центральноазиатское государство, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.
В 1206 г. на курултае — собрании представителей монгольской знати — хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингисхана. Была создана огромная и сильная армия, в войсках введена железная дисциплина.
Вскоре Чингисхан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи поступивших на службу наместников Северного Китая была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы хорезмского шаха и покорили Среднюю Азию. Были также завоеваны Кавказ и Восточная Европа.
В 1237 г. войска хана Батыя, внука Чингисхана, вторглись в русские земли. Были покорены такие города, как Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев. До Новгорода монголы не дошли.
В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.
В 40-х гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано государство, получившее название Золотой Орды.Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в.
Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Для нее были характерны следующие особенности:
• кочевой и полукочевой характер общества;
• большая роль племенных вождей;
• иерархия кочевого землевладения.
Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.
Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи — первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы — беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов — людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу составляли нукеры — они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.
После принятия ислама, в качестве государственной религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.
Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов.
Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д., и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).
Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе которых поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем — съездом монгольской аристократии.
Центральными органами отраслевого управления в золотоордынском государстве были диваны. Их работу координировал визирь — номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление осуществляли баскаки и даруги.
Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.
Основными источниками праваЗолотой Орды были следующие:
собрание монгольских законов и обычаев — Великая Яса Чингисхана;
обычное право монгольских племен;
нормы шариата;
грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т. п.;
«сокровенное сказание».
Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупить жену у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия и т. д.
Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто каралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.
Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.
13. Общественный строй Русского (Московского) централизованного государства.
Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства. Крестьяне Дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.