Правозащитное движениев СССР в 60—80-е гг.: формы, участники, значение.
Зарождение правозащитного движения (или движения диссидентов, от лат. несогласный) обычно связывают с XX съездом КПСС, критикой культа личности И. В. Сталина, с «оттепелью», с попытками десталинизации (см. билет № 22). Оживленное обсуждение ошибок прошлого и планов на будущее, путей обновления социализма и его демократизации не было в годы «оттепели» проявлением оппозиционности советской системе.
Ситуация изменилась в середине 60-х гг., когда власти взяли курс на ужесточение режима, попытались поставить под контроль духовную жизнь общества, подчинить ее официальным идеологическим постулатам. Первым и громким шагом в этом направлении был арест в 1965 г. А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших на Западе книгу «Прогулки с Пушкиным». Они были осуждены за антисоветскую агитацию и пропаганду на 7 и 5 лет лагерей. Началась борьба с инакомыслием, ужесточилась цензура. Общество в целом подчинилось изменившимся условиям существования. Но были и те, кто выступил против намерений и действий властей, в защиту писателей. Правозащитное движение родилось в 1965 г. С этого года началась и целенаправленная борьба партийно-государственного аппарата с диссидентством.
В правозащитном движении выделяют несколько этапов: период становления (1965—1972); период кризиса и широкого международного признания (1973—1975); хельсинкский период (1976—1985).
Период становления (1965—1972). Наиболее заметные события этого периода: демонстрация на Красной площади против ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию (1968), начало выхода «Хроники текущих событий» (1968), создание первых работ, с изложением и обоснованием целей движения («Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» академика А.Д.Сахарова, «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына), создание Комитета прав человека в СССР (1970), деятельность «самиздата» (работы Сахарова, Солженицына, повести и романы В. Максимова и В. Гроссмана, стихи И. Бродского, Н. Коржавина, О. Мандельштама, «Реквием» А. Ахматовой и др.).
Период кризиса и широкого международного признания (1973—1975). Эти годы ознаменованы активным наступлением властей на правозащитное движение: высылка Солженицына за публикацию на Западе книги о репрессивной политике советской власти в 20—50-е гг. «Архипелаг ГУЛАГ», приостановка выхода «Хроники текущих событий», кампания в прессе против Сахарова, награжденного Нобелевской премией мира (1974), арест и суд над П. Якиром и В. Красиным, согласие которых сотрудничать с КГБ вызвало кризис движения.
Хельсинкский период (1976—1985). Этот период связан с деятельностью, направленной на выполнение СССР обязательств, которые он взял на себя, подписав в 1975 г. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. В частности, в Акте были сформулированы требования о соблюдении гражданских, политических и личных прав человека. Движение становится в точном смысле слова правозащитным (Московская Хельсинкская группа Ю. Орлова, Хельсинкские группы на Украине, в Литве, Армении и др.). С конца 1979 г. правозащитное движение развернуло кампанию критики ввода советских войск в Афганистан. Реакцией властей стало усиление репрессивных действий: арест Орлова, И. Руденко, других членов Хельсинкских групп, высылка в Горький и лишение всех наград Сахарова (1980) и др.
Правозащитное движение 60—80-х гг. не было однородным в идейном отношении. Оно объединяло разные течения:
— гражданские движения, выступавшие в защиту прав человека законными средствами в рамках Конституции;
— религиозные движения, среди которых не только гонимые властями и официальной церковью течения (адвентисты, пятидесятники и др.), но и
группы, выступавшие с позиций восстановления православной традиции, возвращения к истокам, к почве («почвенничество»)
— национальные движения (главным образом национальной интеллигенции, озабоченной утратой традиций, языка и др.).
Размах правозащитного движения нельзя преувеличивать. Его активными участниками были несколько сотен, может быть, тысяч человек. Не массовость, однако, определяет его значение.
Значение правозащитного движения лежит преимущественно в той сфере, что связана с выработкой системы гражданских ценностей (свобода личности, права человека, независимость и активность), разграничением официальной и частной жизни, формированием предпосылок к становлению гражданского общества, появлением такого феномена, как общественное мнение. В этом смысле значительной представляется роль правозащитного движения в подготовке перестройки (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) и радикальных преобразований 90-х гг.
Билет № 24