Править] Наследство Николая Шмита
Утром 13 февраля 1907 года фабриканта и революционера Николая Шмита нашли мертвым в одиночной камере Бутырской тюрьмы, где он содержался.
По версии властей, Шмит страдал психическим расстройством и совершил самоубийство, вскрыв себе вены припрятанным осколком стекла. Большевики же утверждали, что Шмита убили в тюрьме уголовники по приказу властей.
По третьей версии убийство Шмита организовали большевики, чтобы получить его наследство — Шмит в марте 1906 года завещал большевикам большую часть полученного от деда наследства, оцениваемого в 280 тысяч рублей.
Распорядителями наследства стали сестры и брат Николая. К моменту его гибели младшая из сестер, Екатерина Шмит была любовницей казначея московской организации большевиков Виктора Таратуты. Находившийся в розыске Таратута устроил весной 1907 года фиктивный брак Екатерины с большевиком Александром Игнатьевым. Это замужество позволило Екатерине вступить в права наследства.
Но у младшего наследника капиталов Шмитов, 18-летнего Алексея, имелись опекуны, которые напомнили большевикам о правах Алексея на треть наследства. После угроз со стороны большевиков в июне 1908 года было заключено соглашение, по которому Алексею Шмиту досталось всего 17 тысяч рублей, а обе его сестры отказались от причитавшихся им долей на общую сумму в 130 тысяч рублей в пользу партии большевиков.
На старшей из сестер Николая Шмита, Екатерине Шмит женился большевик Николай Адриканис, но получив право распоряжаться доставшимся жене наследством, Адриканис отказался делиться им с партией. После угроз он, однако, был вынужден передать партии половину наследства.[26]
[править] От образования РСДРП(б) и до Октябрьской революции (1912—1917)
Подробнее см. также: Борьба за власть в России в 1917 году
После образования РСДРП(б) как отдельной партии большевики продолжают как легальную, так и нелегальную работу, проводившуюся ими раньше и делают это довольно успешно. Им удается создать в России сеть нелегальных организаций, которая, несмотря на огромное количество засылаемых правительством провокаторов (даже в ЦК РСДРП(б) был избран провокатор Роман Малиновский), вела агитационную и пропагандистскую работу и внедряла агентов большевиков в легальные рабочие организации. Им удается наладить выпуск в России легальной рабочей газеты «Правда». Также большевики участвовали в выборах в IV Государственную думу и получили на них 6 из 9 мест от рабочей курии. Всё это показывает, что среди рабочих России большевики были наиболее популярной партией.
Первая мировая война усилила репрессии правительства в отношении проводивших пораженческую политику большевиков: в июле 1914 года закрыта «Правда», в ноябре того же года закрыта и сослана в Сибирь фракция большевиков в Государственной думе. Закрывались и нелегальные организации.
Запрет легальной деятельности РСДРП(б) в годы Первой мировой войны был вызван её пораженческой позицией, то есть, открытой агитацией за поражение российского правительства[27][28] в Первой мировой войне, пропагандой приоритета классовой борьбы перед межнациональной (лозунг «превращения войны империалистической в войну гражданскую»).
В результате, до весны 1917 г. влияние РСДРП(б) в России было незначительным. В России они вели революционную пропаганду среди солдат и рабочих, выпустили более 2-х миллионов экземпляров антивоенных листовок. За границей большевики приняли участие в Циммервальдской и Кинтальской конференциях, которые в принятых резолюциях призвали к борьбе за мир «без аннексий и контрибуций», признали войну империалистической со стороны всех воюющих стран, осудили социалистов, голосовавших за военные бюджеты и участвовавших в правительствах воюющих стран. На этих конференциях большевики возглавили группу наиболее последовательных интернационалистов — Циммервальдскую левую.
К лету 1917 года стали учащаться случаи захвата крестьянами земель помещиков, большевики в этом всецело поддерживали крестьян и приветствовали распространение анархии[29].
Уже к осени 1917 года, в результате сначала победы над левыми с помощью правых, потом над правыми — с помощью левых, Временное правительство стало настолько слабым, лишившись союзников, что, после недвусмысленного заявления большевиков о их намерении захватить в октябре в свои руки власть, оно уже оказалось совершенно неспособным что-либо противопоставить рвущимся к власти экстремистам левого толка[30].