Карфаген от финикийской колонии до Великой державы
Финикийские колонии в Западном Средиземноморье стали основываться на рубеже II—I тыс. до н. э. Карфаген (Новый город), основан выходцами из финикийского города Тира в конце IX в. до н. э. ( 825 или в 814 г. до н. э.).
С середины VII в. до н. э. начинается новый период истории Карфагена, он превращ. в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья.
К середине VII в. до н. э. Карфаген — уже самый крупный финикийский город в Северной Африке, с хорошо развитым ремеслом и торговлей. Значительно увеличились население и территория города.
Карфагену уже тесно в рамках города-государства, и он начинает активную внешнюю экспансию. Опираясь на Эбес как на свою основную базу, карфагеняне разгромили сильный финикийский город Гадес, сопротивляющийся проникновению Карфагена в Испанию, и утвердились на юге Пиренейского полуострова (конец VII—VI в. до н. э.). В середине VI в. до н. э. Карфаген ведет активную политику в Сицилии.
Карфагеняне удачно использовали изменение обстановки на Ближнем Востоке конца VI в. до н. э. и установили контакты с великой Персидской державой.
Большим успехом Карфагена было заключение дружественного договора с этрусками, жившими в Центральной Италии. Опираясь на этот союз, Карфаген начал вести активную политику в Сицилии и на островах Сардиния и Корсика. В 535 г. до н. э. объединенный карфагенско-этрусский флот разбил греков в морской битве при Алании (о.Корсика). В начале V в. до н. э., воспользовавшись нашествием Персии на Грецию (гр.-пер. войны 500—449), Карфаген начал наступление города в Сицилии.
Потерпев неудачу в завоевании Сицилии, Карфаген перенес основное направление своей внешней политики в Северную Африку. Захват обширных территорий в Африке вместе с прежними владениями Карфагена на юге Испании, на острове Сардиния, на западе Сицилии превратили это государство в обширную империю.
В V—IV вв. до н. э. Карфаген был самым крупным центром посреднической торговли в Средиземноморье. Через него проходили товары из различных областей Восточного Средиземноморья: Финикии, Египта, Малой Азии, ряда греческих городов. Средиземноморье обеспечивало целой системой договоров Карфагена с другими государствами (три договора с Римом). В карфагенских торговых отношений особую роль играла торговля рабами и металлами.
Карфаген в V—III вв. до н. э. был и крупным ремесленным центром: в городе работали многочисленные мастерские, где производилась разнообразная керамика, статуэтки, изделия из драгоценных металлов. Наемное карфагенское войско было снабжено оружием (мечами, копьями, дротиками, панцирями и шлемами и др.). Наиболее боеспособной силой являлся военно-морской флот, состоявший из нескольких сотен прекрасно оснащенных кораблей.
В Карфаген свозилось много металлов: серебро, золото, медь, олово, железо; с/х приобретает большое значение в карфагенской экономике. Местные жители, продолжающие заниматься традиционным хлебопашеством; налог= 1/10 урожая. В VI—III вв. до н. э. при наличии прослоек аристократии и подневольных работников в Карфагене можно выделить свободных мелких производителей, главным образом в ремесле, и зависимое сельское население на захваченных территориях. В Карфагене не был развит бюрократический аппарат.
Экономическое процветание Карфагена покоилось на самой жестокой эксплуатации многочисленных рабов и зависимого местного населения. Классовые и социальные противоречия здесь были поэтому всегда довольно острыми.
Политический строй Карфагена представлял собой олигархию. В V—IV в. до н. э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Однако все государственные дела решались в Совете 30 и Совете старейшин(300чел). Высшим контрольным органом - Совет 104, которому также принадлежали судейские функции. Народное собрание, состояло из лиц, имевших звание карфагенского гражданина.
Во второй половине V — середине III в. до н. э. Карфаген был самым могущественным государственным образованием. В основе могущества лежала высокоразвитая экономика, динамичная социальная структура, устойчивая политическая система олигархии. Но к 60-м годам III в. до н. э. Карфаген встретился с новой силой, вышедшей на арену Западного Средиземноморья,— с могущественным Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство над Западным Средиземноморьем. В ходе Пунических войн III — середины II в. до н. э. территория Карфагенской державы вошла в состав Римской республики.
Культура Карфагена.
Культура Карфагена испытывала сильное влияние соседних культур и приобрела синкретический характер. Было слабо развито литературное творчество, изобразительные искусства, философия. Карфагеняне предпочитали пользоваться произведениями древневосточных и греческих авторов и мастеров. Значительно большее развитие получили прикладные науки — агрономия, география, математика, фортификация, астрономия.
Карфагеняне были искусными кораблестроителями, мореходами, знатоками сельского хозяйства. В Карфагене появился один из первых в древности специальных агрономических трактатов, составленный Магоном; располагали самыми точными для древности географическими картами Африки и Средиземноморья, Африканского и Европейского побережий Атлантического океана, включая Канарские и Азорские острова. Религия карфагенян сохраняла верность финикийским традициям. Глав. Бож-во - богиня Тиннит (олиц. Луну, мудрость) и Ваал-Мелькарт (бож-во умирающей и воскрес-й природы), Молоха, который требовал чел-их жертв. Для этих божеств были построены храмы.
49.Средняя Азия в III – I тыс. до н.э..
Общество Алтын-депе.
В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества - Алтын-депе. Общество которого было социально раздроблено.
Выделяются три группы населения: 1)жили в больших многокомнатных домах= рядовые общинники, ремесленники и земледельцы, основное население города; 2) общинная знать; 3)вожди и жрецы. В хозяйстве крупной знати применялся труд рабов.
Появление городов способствовало прогрессу, развитию ремесел и искусства, накоплению положительных знаний (бронзовые и серебряные печати, сосуды из камня, бронзы и др.).
Жители Алтын-депе поддерживали тесные связи со своими высокоразвитыми соседями. Из Месопотамии сюда попадали фаянсовые изделия, в архитектуре и скульптуре прослеживаются отчетливые следы шумерских влияний. Из Инда привозились поделки из слоновой кости, терракотовые и металлические изделия.
В середине II тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок.
Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. э.
Историческая ситуация на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тысячелетия до н. э. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Стада крупного рогатого скота были их основным богатством, широко использовались лошади. В условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. Прогресс в орудиях труда-появление железа. В X—VII вв. до н. э. железные изделия - на юге Средней Азии, а с VI—IV вв. до н. э. железо применяется на всей ее территории(топоры, серпы, лопаты).
В результате в X—VII вв. в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы, основанные на использовании крупных рек для орошения полей. В центре оазисов располагались крупные поселения с укрепленными цитаделями.
Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника — «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества — жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники, образование гос-в, культура, религия (Заратуштра: борьбе двух начал — добра и зла, правды и лжи), архитектура (VIII—VII вв. до н. э. в Аржане вокруг гробницы правителя была возведена ограда из бревен с каменной крепидой диаметром в 120 м).
Завершение формирования классового общества в Средней Азии приходится на время вхождения ее областей в состав державы Ахеменидов. Основатель новой мировой монархии Кир II ясно отдавал себе отчет в важности стоящих перед ним задач на востоке и около 545 г. до н. э. направил свое внимание на Бактрию и на могущественное объединение кочевников. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов.
Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии, которыми нередко управляли члены правящей династии. Среди этих областей следует прежде всего назвать Парфию, где имелись хорошо укрепленные крупные города. В долине реки Мургаб находилась Маргиана, где развитая ирригационная система позволяла получать с полей и виноградников большие и устойчивые урожаи.
Наиболее важной областью Средней Азии была безусловно Бактрия, выделенная Ахеменидами в отдельную сатрапию, которую возглавляли либо наследник престола, либо ближайший родственник царя. К северу от Бактрии находился Согд со столицей Мараканда, особое место занимали Хорезм в низовьях Амударьи и Фергана.
Над присоединенными областями Средней Азии Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги.
Ахеменидскую державу в последние годы правления Камбиза и в начале царствования Дария потрясали восстания.
После драматических событий первых лет вхождения в состав Ахеменидской державы с начала V в. до н. э. для восточных сатрапий наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, разнообразные ремесла, распространяется денежное обращение. В начале IV в. до н. э. становится независимым Хорезм.
Таким образом, VI—IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. В Ср.Азию направлялись порабощенные жители из других стран. Наряду с рабами в прямом смысле этого слова несомненно имелись категории зависимого населения, эксплуатируемого как государством, так и частными лицами. Основное земледельческое население сохраняло патриарх-е традиции.
Противоречивый характер последствий ахеменидского завоевания сказался и на общем историческом развитии Бактрии, Маргианы, Согда, Парфии и Хорезма. Чужеземный гнет препятствовал этим странам обрести самостоятельность.
Наряду с обычным жилым строительством все большее развитие получают монументальные строения — резиденции местной знати и администрации сатрапий, где много привозных вещей, но большая часть изготовлена местными скульптурами и мастерами. Вместе с тем имеются в кладе и вещи, свидетельствующие о влиянии искусства кочевых племен.
Кушанская держава.
На развалинах Греко-Бактрийского царства складывается Кушанская держава.
В I в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника. Еще более интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.
Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен (I в. до н. э.). Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне— Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе часть С-З Индии. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав. На монетах Кадфиза II чаще встречается изображение индуистского бога Шивы с быком.
Наибольшую известность получил Канишка (первая треть II в. н. э.) При нем произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столица – Пурушапура, покровительство буддизму= расчет опытного политика (на монетах Канишки имеются изображения Будды, но они редки, зато в изобилии встречаются изображения самых различных божеств).
Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. В конце I — начале II в. н. э. - борьба в Восточном Туркестане, где кушанской армии удалось остановить ханьскую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение с Сасанидским государством.
Экономика, общество и государственное управление.
Кушаны унаследовали развитое с/х Бактрии, основанное на поливном земледелии. Среди городов отчетливо выделяются два типа: 1)города, издревле формировавшиеся как крупные центры; 2)города, построенные под эгидой центральной власти.
Большие и малые кушанские города образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями, объединяла их развитая внутренняя и внешняя торговля. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей и ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индостана. В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Транзитом из Китая шли шелк, кожи и другие изделия. Из Рима доставлялись ткани и одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. Римское золото использовалось кушанами для чеканки собственных монет.
Не меньшее значение имел внутренний товарообмен в государстве кушан. Городские центры снабжали прилегающую округу высококачественными произведениями ремесел. Кушанское правительство получало немалые доходы в результате взимания таможенных пошлин с привозимых товаров.
Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат - существовало множество рангов и градаций: великий сатрап, сатрап, наместник, «начальник границ» и др. Городами управляли царские наместники.
Соц. структура Кушанской державы. Основной производственной единицей в с/х являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам, в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Формы эксплуатации были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состояния.
Кушанская культура.
Характерной чертой Кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности, но отсутствовало ремесленное производство и монументальная архитектура.
Широкое распространение буддизма, который при кушанах проникает в Бактрию и др. области Ср. Азии. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей.
Вместе с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Популярностью пользовались терракотовые фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Много терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были важнейшей частью кушанского войска.
В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции: 1) древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры; 2)греческое искусство, глубокие корни которого определялись значительным числом греко-македонских колонистов и проникновением эллинистических традиций в местную среду; 3)искусство Индии, пришедшее с распространением буддизма.
В кушанской архитектуре внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции были детализированы и их развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг (дворец на городище Халчаян в Северной Бактрии).
Парфянское царство.
Формирование Парфии совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 г. до н. э. Первоначально царем Парфии был селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул.
Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию. Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, победа осталась за парфянами. Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. На оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием—луком — в руке.
В 209 г. до н. э. Антиох III предпринял попытку вернуть восточные сатрапии. Исход был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял Митридат I (171 — 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э. был признан «царем» в Вавилоне.
Митридату II (123—87 гг. до н. э.) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан.
Теперь Аршакиды могли продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за это. Тогда Парфия превратилась крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем Суллой. Однако ни Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий. С полной силой они проявились лишь в середине I в. до н. э. Римляне уже прочно овладели Малой Азией и Сирией и предприняли первую попытку нанести Парфии решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красе. Однако в 53 г. до н. э. в Северной Месопотамии римляне потерпели сокрушительное поражение. Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад— в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину. Постепенно парфяне были оттеснены к Евфрату, но и римский поход в Мидию в 38 г. до н. э. в конечном итоге окончился неудачей. Начавшиеся в Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. представителя так называемых младших Аршакидов—Артабана III. Артабан III решительно выступает за развитие собственных, парфянских традиций. Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе, на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакидской династии.
С к.I — нач.II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы. В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам— Арташира Сасанида из Персиды.
Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Главное заключалось в уровне соц-эк-го развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV—III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли. Но Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство и уступили эту роль Парфянскому государству.
Парфянское правительство уделяло большое внимание международной торговли. Показателен и значительный прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует широкое распространение в Маргиане в I—III вв. н. э. мелких медных монет.
Парфянское общество и культура. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Формы эксплуатации рабов были весьма различны. Труд их применялся на рудниках, в с/х поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В с/х использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги. Социальную верхушку общества образовывал царский род Аршаки и парфянская знать.
Царя выбирали два совета — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат. Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.
Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. В ранний период, в III—I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным. Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать. Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена указывают на глубокие местные корни. В архитектурном декоре широко используются капители коринфского ордера, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры.
С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и канонов. На монетах появляются надписи на парфянском языке. В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии. Для скульптуры характерны застывшие статуи богов и светских правителей. В искусстве определенное внимание уделяется личности царя, обожествлению его и всей династии в целом. Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.