МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Крымский юридический институт (филиал)
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА»
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900.68 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»
Для студентов 2 курса
Заочной формы обучения
Симферополь
Автор-составитель:
заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Робак В. А.
Методические рекомендации по дисциплине «Актуальные проблемы особенной части уголовного права» для студентов 2 курса заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин (протокол № 1 от 31 августа 2015 г.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ
Курс уголовного права – один из ведущих курсов среди юридических дисциплин, преподаваемых в юридических вузах. Глубокое знание уголовного законодательства – важнейшая предпосылка успешной работы в системе правоохранительных органов, в судах, адвокатуре и т.д. Специальная дисциплина «Актуальные проблемы особенной части уголовного права» призвана помочь студентам овладеть необходимыми для этого знаниями.
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы Особенной части Уголовного права» направлена на приобретение знаний и умений, необходимых в деятельности по расследованию преступлений.
Учебно-методические материалы созданы для помощи студентам во время подготовки к практическим занятиям. Они содержат указания относительно самостоятельного поиска ответов на вопросы поставленные в планах этих занятий. Вопросы к практическим занятиям отобраны с учетом их важности, а также времени, отведенного для изучения. Во время подготовки к занятиям необходимо выучить рекомендованные литературные источники и нормативные акты. Желательно конспектировать ответы на поставленные вопросы. Это дает возможность для более глубокого усвоения теоретических положений и упрощает процесс подготовки к зачету и экзамену.
В содержании учебно-методических материалов учтены основные концепции и положения современного уровня развития науки уголовного права.
Приступая к изучению данной специальной дисциплины, необходимо учесть, что Уголовный кодекс Российской Федерации действует с внесенными изменениями и дополнениями, и настоящий комплекс отражает их в достаточной мере. Программа курса, с которой необходимо ознакомиться, прежде всего, учитывает эти изменения и дополнения. По каждой теме сформулированы основные вопросы и проблемы, изучение которых предусмотрено в рамках аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, их научно-исследовательской работы.
Изучая данную дисциплину, студенты должны опираться на основные положения Конституции Российской Федерации. Глубокий анализ действующего уголовного закона – необходимое условие успешного усвоения всего курса. Для правильного понимания и уяснения содержания некоторых институтов важное значение имеют разъяснения Пленума Верховного суда российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что некоторые постановления Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР не утратили своего значения и продолжают действовать полностью или частично, если они не противоречат Конституции России и уголовному законодательству. Перечень нормативных материалов прилагается к каждой теме.
Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по некоторым дискуссионным вопросам. Студент должен уметь критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое к ним отношение. В связи с чем, изучая данную дисциплину, не следует ограничиваться изучением только учебников; весьма полезно ознакомиться с дополнительной научной литературой, список которой прилагается к каждой теме.
Кроме того, необходимо постоянно знакомиться с периодическими юридическими изданиями, в которых печатаются фундаментальные научные исследования по уголовному праву: «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Правоведение», Вестники Московского и Санкт-Петербургского университетов, «Российский юридический журнал», «Журнал российского права», «Юридическая газета», «Уголовное право». Публикации на уголовно-правовые темы печатаются также в журналах «Преступление и наказание», «Следователь» и др.
Информацию о деятельности судебных органов и руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации можно получить в ежемесячном журнале «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в информационно-поисковых системах «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс» и других, а также в специальных сборниках постановлений Пленума Верховного Суда.
Все изменения и дополнения в уголовном законодательстве публикуются в официальных юридических изданиях: «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Наряду с овладением теорией требуется изучение материалов судебной и следственной практики. При этом знание студентами постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным, поскольку в них содержатся руководящие разъяснения нормативного характера.
Ответы на вопросы по дисциплине должны включать в себя как понятийный материал, так и носить проблемный и, где это нужно, исторический характер, а также базироваться на знании законов, постановлений Правительства и пленумов Верховного Суда, других нормативных актов министерств и ведомств.
На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и рассматриваются задачи, решение которых выносится на самостоятельную работу.
Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:
- предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;
- решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);
- разбор решения в аудитории.
При решении задач необходимо исходить с того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предусматриваются установленными и доказанными, а лица, которые фигурируют в фабуле задачи, информированы об этих обстоятельствах и, осознают их значение, если другое не оговорено в условии задачи.
Позитивное оценивание решения задачи имеет место если студент, не только правильно ответил на вопросы, которые относятся в задаче, но и юридически аргументировал свой ответ, с ссылкой на соответствующие нормы и постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Студентам рекомендуется начинать выполнять домашнее задание с ответов на поставленные теоретические вопросы. Для этого следует обратиться к тем источникам, в которых содержится ответ на такие вопросы.
Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.
Решение задач по Особенной части уголовного права студент должен начать с характеристики всех признаков каждого элемента состава преступления, которые содержатся в законе или исходят из его содержания, и сравнить с обстоятельствами, отмеченными в задании. Например, нужно назвать объект преступления, описанного в законе, и характерные для него признаки (предмет преступления), и назвать объект и предмет посягательства, отмеченные в задании. Дальше следует назвать характерные признаки объективной стороны описанного в законе состава преступления (действие, бездеятельность, последствия, причинная связь, а в некоторых случаях еще и время, место, способ и обстановка совершения преступления), и сравнить их с наличием или отсутствием таких признаков в задании. Так же (сравнительным путем) устанавливаются субъективная сторона и субъект преступления, который анализируется.
Решение задач является отдельной формой изучения уголовного права. Она направлена преимущественно на овладение навыками относительно практики применения норм этой отрасли права. Такая практика, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть предмета уголовного права как учебной дисциплины в юридическом высшем учебном заведении.
Иногда содержание задачи требует решение более широкого круга вопросов: наличие признаков, по которым следует разграничивать смежные преступления, обоснование квалификации преступлений по их совокупности, определение роли каждого соучастника при общем совершении преступления или обстоятельств, которые имеют решающее значение при квалификации преступления (отягчающие обстоятельства, способ совершения преступления, размер причиненного вреда, и тому подобное).
Следовательно, основными целями решения задач по уголовному праву является:
1) приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с нормативным материалом уголовно-правового характера преимущественно в правоприменительной (практической) плоскости;
2) выработка умения давать собственную уголовно-правовую оценку конкретным жизненным ситуациям (фактическим обстоятельствам);
3) достижение надлежащего уровня обоснования собственной уголовно-правовой оценки фактических обстоятельств;
4) приближение учебных форм усвоения уголовного права к содержанию конкретных “уголовно-правовых элементов” соответствующих процессуальных документов реальных уголовных дел.
Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем доклада.
Реферат выполняется согласно следующим требованиям. Студент выполняет реферат по одной из предложенных тем либо по иной теме, согласованной с преподавателем. Перед написанием реферата студент должен осуществить самостоятельный поиск и анализ материала на которых будет основываться содержание работы. Сюда относятся: тексты законов, материалы судебной практики, теоретические разработки, статистические данные и т.д. При составлении плана реферата студент должен ориентироваться на то, что вопросы (как правило, 3 – 5). В план включается введение, в котором автор обосновывает важность и актуальность рассматриваемой темы, указывает цель работы, а также заключение. В заключении подводятся итоги проделанной работы и формулируются краткие выводы по рассмотренным вопросам. В конце реферата указывается список литературы, которую студент использовал при написании реферата. Оформление реферата содержит следующие требования: выполняется шрифтом Times New Roman, 14 кеглем, 1,5 интервалом, объем реферата составляет 8 – 10 страниц. После доклада. На занятии. Реферат сдается преподавателю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Общая трудоемкость | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Аудиторная работа | Сам. работа | ||||||
Лекции | Пр. (сем.) | Из них интеракт. | |||||
Раздел 1. Особенная часть | |||||||
3 семестр | |||||||
1.1 | Тема 1. Современные тенденции развития Особенной части российского уголовного законодательства | - | - | Устный опрос, подготовка рефератов | |||
1.2 | Тема 2. Преступления против жизни: проблемы квалификации | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | |||||
1.3 | Тема 3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: проблемы квалификации | - | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | ||||
1.4 | Тема 4. Преступления террористического характера: проблемы квалификации | - | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | ||||
Зачет | |||||||
Итого за 3 семестр | |||||||
4 семестр | |||||||
1.5 | Тема 5. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: проблемы квалификации | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | |||||
1.6 | Тема 6. Преступления экстремистской направленности: проблемы квалификации | - | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | ||||
1.7 | Тема 7. Взяточничество: проблемы квалификации | - | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | ||||
1.8 | Тема 8. Должностные преступления против правосудия: проблемы квалификации | - | Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов | ||||
Экзамен | |||||||
Итого за 4 семестр | |||||||
Итого за учебный год |