Актуальное и вечное в лирике Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское) и Болдинской осени 1830 г
Хронологические рамки этого периода определены 2 событиями в жизни П. 1 - разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года изменил его судьбу. П. был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, в 1827 году и в Петербурге. 2 – приезд в Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Между этими событиями 4 года.
В первые месяцы после изгнания совпали со следствием, казнью, ссылками декабристов («Арион»). Продолжая тему надежды на светлое будущее, Пушкин отправляет в Сибирь «И.И. Пущину» и «Во глубине сибирских руд».
Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к тема Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава». В «Стансах» (1826) П. призвал Николая I быть во всем похожим на “пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам.
Стихотворение «Стансы» написано сразу же после событий 25-го года. Это стихотв. начинается так:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни.
Декабристы под следствием, Пушкин пишет очень оптимистическое стихотворение, где воспоминает о том, что
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни
и желает новому царю «во всем быть пращуру подобным», быть «работником на троне» и не забывает о такой черте, как милосердие. Вот что важно для АСП в новой обстановке. Он стремится спасти друзей от кары, но вместе с тем он рассматривает возможность дальнейшего движения страны: оно связано с реформами сверху. АСП не ограничивается размышлениями над трагедией – он размышляет о перспективах и видит в них возможность реформ сверху. Между тем, он пишет «Во глубине сибирских руд», где он утверждает о своей поддержке друзьям. Нужно заметить, как важно для АСП было важно понятие чести. Одна из кар, которая постигла декабристов, - лишение дворянского звания. Эта процедура происходила так: ломали шпагу над головой осужденного. И в стихотв. очень важен образ меча: «И братья меч вам отдадут». У АСП не бывает лишних слов. Имеется в виду возвращение дворянского звания. Для АСП проблема чести – одна из центральных.
Однако в 27-28 гг. П. испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространившемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье» 1825, озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гавриилиада», написанной еще на юге. Политика «ласкового кнута»: царь великодушно миловал П. за литературные «грехи» молодости и обещал свое расположение, а через шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками П., мелочно придираясь и требуя от него безусловной лояльности.
«Полтава» 28г. – единств. историческая поэма П. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра I и Петровской эпохи.
Вторая половина 20-х – время создания многих лирических шедевров – высокий уровень творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание” (“Когда для смертного умолкнет шумный день...”), “Дар напрасный, дар случайный...”, “Предчувствие”, “Утопленник”, “Анчар” (все — 1828 г.), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (все - 1829 г.). Эти произведения отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-е гг.
Отношение писателя и аудитории – важная тема в творчестве любого автора. Одна из причин этого отхода от АСП, его либерально настроенные друзья начали обвинять его в ренегатстве (отступничестве, прислужничестве царю) после «Стансов». Пушкин вынужден был ответить друзьям. Царь пытался сделать АСП придворным поэтом, поэтому он стал личным цензором Пушкина: Красовский и Берков не имели прежней власти. С одной стороны глупый цензор уже не имел власти над Пушкиным, но с другой – если приговор произнесен свыше, то оспаривать его негде.
Пушкин тоже пытался использовать эту ситуацию в целях высокой литературы, прогресса, пытался использовать близость к царю для того, чтобы подвигнуть власти к реформам. Это было понятно многими как прислуживание. Поэтому в 1828 г. Пушкин был вынужден написать стихотворение «К друзьям», где он говорил:
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю.
Вот эта идея свободы творчества АСП не покидает: он пытается служить России, не вступая в конфликт с властью. Здесь впервые возникает острая проблема сотрудничества с властью, которая жива в лит-ре и по сей день.
Целая серия стихотворений выходит из-под его пера в эти годы: «Пророк» (1826 г), «Поэт» (1827 г), «Поэт и толпа» (1829 г.) и сонет «Поэту» (1830 г.). В некоторых из них не обходится («Поэт и толпа» и «Поэту») не без определенного полемического перехлеста. Они входят в полемический дискурс, отвечая на нападки современников. Нападки правых (газета «Северная пчела» Булгарина) и левых («Московский телеграф» Полевого). АСП выступает в этом споре со стихотв. «Поэт и толпа» (первое название – «Поэт и чернь») и «Поэт».
Этот полемический запал виден даже в строчке: «Поэт, не дорожи любовию народной» - из стихотворения «Поэту». Важен идеал поэта-олимпийца (уже не бунтаря и не проповедника), поэт, возвышающийся над толпой и миром и созерцающий (этот идеал проповедовал еще один поэт - Веневитинов). Примером такого образа поэта-олимпийца становится Гете. В этих стихотворениях важно, кому противостоит олимпиец. Под народом или чернью не подразумевается никакой социальной группы – речь идет о тех людях, которые не способны принять высокой поэзии. Эпиграф Пушкина: «Идите прочь, профаны». АСП вспоминает традицию изгнания профанов, нежелания поэта говорить с людьми, которые несведущи. При этом АСП понимает, что для них важно поучение и развлечение, это практически та же толпа, которой нужно «ярмо с гремушками да бич». Есть небольшая перекличка. АСП не собирается обслуживать эту толпу, но не все поняли эту идею. Белинский, например, упрекал Пушкина в небрежении к читателю из народа. Достоевский же в своей речи на открытии памятника Пушкину в 1821 г. говорил, что Пушкин здесь бросает вызов светской черни.
Но у АСП нет никаких социальных акцентов. Для Пушкина здесь важна формула «единый властитель». [Solus rex- «единый властитель».] («Ты царь: живи один», сонет «Поэту»). Поэт для него самодостаточен и самоценен, ему не нужно никому служить:
«Мы рождены для вдохновенья,
Для сладких звуков и молитв».
Некрасов с этим будет спорить, прямо цитировать его в стихотв. «Поэт и толпа» и придет к другим выводам. Проблема, на самом деле, в том, что охлаждение читателя связано с такой позицией АСП. За этим стояло сознание Пушкина: он принял образ гетевского поэта. Но читатель не готов к такой поэзии. Тургенев тоже выступил с речью на открытии памятника. Звучала такая мысль, что изменились потребности читателя, охлаждение к АСП было неслучайным: потребность читателя была не в поэте-олимпийце, а в 30-е и 40-е годы возникла необходимость в иной позиции: поэт должен быть поэтом «мести и печали», глубоких раздумий. Каким позиционировал себя Лермонтов. Каким выступил Некрасов в 40-е годы (в 46-м году он становится уже авторитетным писателем).
Пушкин же продолжает верить в то, что поэт – это божественное существо, и это божественное происхождение акцентируется им в стихотв. «Пророк» (26-го года) и «Поэт» (27-го года). В этих стихотв. высвечиваются два представления: языческое и христианское. Если в «Пророке» вызывает поэта к служению шестикрылый серафим, то в «Поэте» бог искусств Аполлон. Но идея одна: преображение человека в поэта. Для АСП становится важным разделение жизни поэта на три сферы: светскую (в этой жизни поэт может быть ничтожнее других), к которой АСП относился со снисходительной иронией.
Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову “возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли” (Л.Я.Гинзбург).
В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей. В 1828 г. П. сделал предложение А.А. Олениной и получил отказ. В декабре этого же года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ.
В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято.
Про Болдинскую осень в 19 билете.