История франкского королевства

Остготское королевство

Вместе с христианством гермнцы принимали элементы и римской культуры. Титулы варварских королевств – титулы римского происхождения. Германцы не занимались торговыми отношениями. По соотношениям римского и германского жлемента районы различаоись. Районы распологавшиеся в отдалении от римского центра были менее романизированы. В италии соотношение римского и германского элемента было в полюзу римского. Приход остготов в италию изменил ситуацию. Точных данных о числе остготов не существует. Остготы переселявшись в италию чистлом своим чуть превышали сто тысяч человек. В 493 г в результате ряда военных операций было разгромлено войско Теодориха. Готы состовяли явное меньшенство на фоне населения италии. Влатсь остготов продержится до середины 6 века 554 – 555 г. Исчезновение остготов связано с именем Юстиниана Великого.

История Осготского королевства оказалась не длительной. Многие королевства основанные в эпоху В.П.Н. существовали не одно столетие в отличии от Остготского. Их этой истории особенно выделсяется печальный период он связан с правлением Теодориха.

526 – умер Теодорих. Он правил 33 г в Италии, а уже в 476 г мы его видим королем Остготов. Период 493 – 526 можно было обозначать как век Теодориха. Остготское королевство занимало всю Италию, Сицилию и часть Норика, Иллирии. Победа над Адеакром принесла установление мира в Италию. Одна из трудностей касалась системы управления и признания его власти. Теодориху приходилось достигать определенных договоренностей с элитами римского общества.

Теодорих исповедовал арианство в то время, как основная часть Италийцев придерживалась ортодоксального христианства. Ему удалось быстро устолнавить союзнические отношения с католической церковью. Адеакр сам не придерживался христианской веры и церковь, как и общество должны были сделать выбор в пользу одного из арианских правителей.

Теодорих был принят католической церковью и принят законным правителем без особого труда.

Римская церковь переживала не лучшие годы. В 500 г. На римский престол оказывается два претендента Симах (который стал впоследствии папой) и Лаврентий (который вошел в историю как антипапа). За обоими стояли вполне конкретные силы их числа аристократов. Дело дошло до вмешательства короля. Теодорих вызвал Симаха в свою резиденцию, проведя следствие встал на сторону Симаха.

В 500 году Теодорих совершает поездку в рим. Он оказывается арбитром в споре о претенденте на престол Римского папы. Силы поддерживали Лаврентия провели новое расследование и споры вокруг римского престола не прекращались до 504 г.

Сохранилось 2 центра власти. Ровена (власть центрального правителя) и Рим (кроме папы эту власть представлял сенат). Многие исследователи Сенат того времени уподобляют городскому совету. Тем не менее сенат сохранил определенную силу. Теодорих активно использовал тот кадровый ресурс, который достался ему от предшественников. Он окружил себя двором где было место остготов и римской аристократии. К числу этих аристократов относились два известных философа: Боэций, Кассиодор.

Во времена Теодориха Боэций оказывается на вершине гражданской службы и получает должность «Магистр официя» Кассиодор – автор нескольких трактатов, в том числе сочинений по истори. Так же как и боэций принадлежал к знатному роду.

Подобные аристократы обеспечивали некую преемственность в системе управления. Кассиодор прославился сочинений Varia. В котром собрана дипломатическая переписка, котрую вел Теодорих. Во времена Теодориха появился Эдикт Теодориха - свод законов, который регламентировал жизнь итальянцев.

Очевидно, что римляне и германцы жили по определенному праву. Германцы жили по своему устному праву. При образовании варварских королевств складывается «персональное право».

Содержание этого документа известно слабо. Теодорих начинает законотворческую деятельность. Авторы подчеркивают, что для Теодориха важно отношение к подданным. Римляне имели право носить оружие.

- конфликт между христианами и иудеями. Во времена Теодориха иудеев хотели обратить в хритсианскую религию. Из источников нам известно, что Теодорих встал на защиту иудеев и повелел восстановить сожженые Сенатом города за счет христиан. Для него все подданные были равны. В 507 году в остготском королевстве происходят серьезные изменения. На протяжении всего его правления существовали 2 партии: Проготская и Провизантийская.

Проготская была заинтересована в полной независимости Италии от Константинополя. Подобная партия играла на религиозных чувствах, подталкивая Теодориха к конфликту в византийской империей.

Провизантийская партия исходила из идеи о единстве христианской империи, во главе которой стоит константинопольский император.

Обе партии пытались влиять на политику Теодориха. Вверх взяла проготская партия. В результате интриг от власти был отстранен Боэций. Его объвинили в предательстве и он провел несколько лет в заключении. Он там пишет труд «Утешение философией». Он был убит во время пыток.

В этоже время ухудшается отношения с Константинополем. Теодорих трижды отправлял туда посольство.

В 20 е годы в Рим отправился папа Иоанн 1, который встречен императором Юстинианом. Удалось провести определенные переговоры.

По возвращению из поездки папа Иоан 1 был арестован. Этот ряд событий, связанный с нарушением христианского мира, привел к тому, что ситуация внутри Остготского королевства и его позиции на международной арене ухудшились.

Во времена правления были достигнуты значительные успехи. В области культуры – «остготское возрождение». Таких периодов было несколько.

Период культурного подъема во времена Карла Великого – «Атоновское возрождение» - в герм. Во время правления Атона.

Переживается расцвет той культуры, которая была создана в эпоху поздней античности.

Сохраняется система римского образования. В основе стояла система 7 свободных искусств. 7 свободных искусств объединяют 7 наук.

- грамматика

-риторика

-диалектика

-арифметика

-геометрия

-музыка

-астрономия

Во времена Теодориха эта система совершенствуется. Определенная заслуга принадлежала и Боэцию, и Кассиодору.

Система 7 свободных искусств делится на 2 уровня:

1)начальный (тривиум)

2)квадриум

Тривиум: грамматика, риторика, диалектика.

Квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Вот эти свободные искусства должны послужить основой для познания бога.

По мысли деятелей культуры этого периода познание божественных истин облегчается знанием который дала античная культура. Это отражает стремление интеллектуалов к познанию Бога. Боэций активно занимался переводческой деятельностью. Он занимался переводом Платона и Аристотеля на латинский язык.

Аристотель был интересен с точки зрения логистики. Во времена Аристотеля и Платона читать было трудно. Кассиодор также занимался переводческой деятельностью и взялся по просьбе Теодориха за составление истории готов. Традиционно античная культура сохраняла память греков и римлян.

В.П.Н. изменило политическую карту. Пришли новые хозяева римских земель. Эти новые повелители стремятся осознать историю своего народа, найти место в мире истории. Это была история готов в 12 книгах, составленная Кассиодором. Он написал также другие исторические сочинения.

Вконце жизни Кассиодор стал свидетелем вторжения Византии в Римские пределы. Стал очевидцем проблем. Он переселился в свое владение и организовал там учреждение – Виравий (обитель). Это была монашеская обитель. Обитатели этого вивария занимались служению богу. , определенным физическим трудом, научными занятиями. Там существовал скрипторий (место переписки книг), библиотека, важней целью которую он преследовал сохранение культурного наследия. При нем существовала грамматическая школа.

История франкского королевства.

Особую значимость среди государств западной Европы занимает именно Франкское королевство. Именно на основе изучения этого государства рассматривались процессы феодальных отношений Западной Европы.

Проблема феодализма имеет сейчас практический характер.

История франского государства, которая открывает путь в средневековую Францию, стала центром внимания средневековой Европы. Традиционно подчеркивает процесс варваризации в эпоху раннего средневековья.

Исчезает античный город, разрушается традиционная для античного мира хозяйственная система, происходит упадок культуры. Все это сказалось на упадке франков. Часто эти процессы варваризации, процессы экономического, культрного, политического упадка связаны с тем, что римская власть пала и варвары создали мир такой, какой был понятен и привычен им. Однако анализ источников показывает, что процессы связанные с разрушением римской административной системы начинается в 4 – 5 в.
во многом общее состояние западно римской империи влияло на провинции Галлии. Многовековое пребывание кельтов на территории Галлии оказали не существенное влияние на окружающий мир. В основном там царила первозданная природа. В северных территориях уровень варваризации был на много ниже. Французский юг и север будут отличаться друг от друга. Ослабление центрально римской власти в 5 веке, сказалось и на провинциальной власти, в том числе на территории Галлии. Представления аристократических семей прежде живших в городах постепенно переселяются в виллы (летняя резиденция). Город в то время становится местом опасным. Города пытались защищать, обносить стенами. Именно город представлял собой более привлекательную добычу для варваров. Эта тенденция вела к тому, что именно в сельскую местность начинает перемещаться цент производства. В аристократические виллы перемещается и ремесленное производство. Это исходило потому, что система римского управления и фискальная система были не стабильны. На провинции лег налоговый гнет. Ответственность за сбор налогов вела местная власть. Иногда, чтобы восполнить недоимки, собирали налоги из собственного имущества. Рим собиравший налоги был далеко, а чиновники были рядом. Следовательно вся ненависть переходила на них. И они просто оставляли свои должности. Рим старался закрепить конкретных людей на конкретные должности. Часто главной властью в городах оказывалась власть церковная. Церковь укрепляет свои позиции в начале 4 века. По решению никейского собора в каждом городе должен быть епископ. Должность епископа во многом становилась должностью заменяющая гражданские службы и епископами становится выходцы из галло-риской аристократии. Как правило их выбирали из очень узкого круга. Заметно изменился внешний облик города. Некоторые города, например кельтского происхождения, стали переименовываться. Постепенно в 5 веке еще до прихода франков, многие города или утратили римскую часть названия, или вернули прошлое имя полностью. Сокращается и площадь городов, крупные города сокращались по площади в разы. Сокращение размеров отражают сокращение населения. Очевидно, что какие то кварталы и дома опустели. Небольшие городки обносятся стеной. Монументальные постройки практически не возводились. Христианские храмы перестраивались из языческих или административных зданий. В сельской местности строили деревянные сооружения . все это быстро разрушалось. В 3 веке начинается постепенное освоение сев. Галлии племенами Франков. В 4 веке племена можно было встретить на берегах нижнего Рейна.

Особо выделяются две группы франков:

1) Реинские франки (жили по Рейну и постепенно заняли нижнее течение реки)

2) Салические франки.

В 5 веке кельнские франки уже имели единое государство на протяжении почти всего 5 столетия они представляли из себя рыхлый союз племен. Только во второй половине 5 века происходит объединение салических франков. Их королем становится Хильдерик. Он принадлежал к ветви салической аристократии, которые имели короля Меровей. По имени этого полулегендарного короля получила название династия Мировингов, впоследствии ставшей называться династия Королингов. Возвращаясь к проблемам источников, история франков в 10 книгах Григория Гурского. Он описывает события 6 века. Но прежде чем сообщать об истории франков, он дает предысторию того как франки появились на территории Галлии. Среди королей значится и Хильдерик. Еще в ходе раскопок был обнаружен клад с различными предметами. Известно, что у него были хорошие отношения не только с варварами, но и с Римом.

В 481 году он скончался и королем стал Хлодвиг. Он оказался и законодателем и религиозным реформатором и грандиозным воином.

В 486 г. Он предпринимает крупную завоевательную экспедицию.

По первому уже жребию королем стал Аларих 2. Основу войска составляла ополчение всех свободных мужчин. Традиционно воевали летом и сборы получили название «мартовские поля». Второе толкование связано с тем, что эти сборы были посвящены богу Марсу. Во франкском войске большую роль стала приобретать конница. В результате завоевания территории Сеакрии, римская власть прекратила свое существование. Хлодвиг еще и занимался утверждением места своего королевства. Одну из дочерей он выдал замуж за Бургундского короля. 2 центра власти: Леон и Женева. В Леоне правил король Гундобад, а в Женеве Годегизель.

Христианизация и становление церкви на западе (4 – 8 вв)

В течении раннего средневековья христианство стало основной религией во многих государствах. Стачала христианизация носила спонтанный характер. Процесс этот – взаимодействия и взаимовлияния всех структур поздней античной цивилизации, таких как экономика, соц. сфера, государственная идеология и культура, христианская религия со всеми ее институтами.

313 г. Императоры Плициний и Константин предоставили христианам свободу в вероисповедании. Церковь превратилась в крупную материальную силу. В середине 5 века существовало 5 христианских центров.

1. Константинополь.

2. Рим.

3. Александрия.

4. Антиахея.

5. Иерусалим.

Официальной датой основания папского государства является 756г.

Первый Вселенский собор – осуждение Ария. Принял Никейский символ веры, установил единый день празднования Пасхи.

Второй собор – константинопольский патриарх был приравнен к 4 другим.

Третий в 431 году был созван в Эфесе, на котором монофизисты одержали победу.

Четвертый собор созван в 451 году в Халкедоне.

Шестой вселенский собор был созван в 680 году – в Константинополе. Было осуждено монофизитство.

Наши рекомендации