Рецепция римского права, его Историческое значение. По учебной дисциплине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция
По учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
НА ТЕМУ: «РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»
Составитель Н.в. синельник
ТЕМА: «РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ»
ПЛАН
1. Образование и периодизация истории Древнего Рима. Реформы Сервия Тулия.
Римская аристократическая республика. Государственный и общественный строй.
Рим в период империи, изменения в государственном и общественном строе. Падение римской империи.
Римское рабовладельческое право. Этапы и особенности его развития. Законы ХП-ти таблиц.
Анализ основных правовых институтов римского права.
Рецепция римского права, его Историческое значение.
Возникнув как город-государство (полис), Древний Рим за почти тысячелетнюю историю своего существования превратился в мощнейшую мировую державу, распространившую свое господство на страны Средиземного моря, Балканского полуострова, Западной Европы.
История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:
1. Период возникновения государства (“период царей”) – 753 – 509 гг. до н. э. В этот период (правило шесть царей) происходит разложение родоплеменных отношений и появляются основы государственности.
2. Период аристократической республики – 509 – 27 гг. до н. э. Это период расцвета рабовладельческих отношений. (Аристократия как режим правления означает власть богатых и знаменитых).
3. Период империи – 27 г. до н. э. – 476 г. н. э. На последнем этапе Римское государство было разделено на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя в 476 г. н. э. была разгромлена германскими племенами (варварами), а Восточная (Византия) просуществовала еще почти тысячу лет.
1. Образование и периодизация истории Древнего Рима. Реформы Сервия Тулия.
Время основания Рима, которое историческая традиция относит к 753 г. до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен (латин, сабин и этрусков), проживавших в долине р. Тибр. на Аппенинском полуострове. Объединение трех племен привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим население из соседних племен. Однако ограниченность земельного фонда в этих условиях поставила под угрозу само благосостояние общины. Естественным результатом, позволявшим хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускавшую в свой состав новых родов или лиц и защищавшую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах.
Внутренняя организация римской общины была типичной для военной демократии. Во главе общины стоял выборный вождь рекс (царь). Он избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т. е. высшие властные полномочия в Римской империи. Царь командовал войсками, осуществлял повседневное управление в общине и считался посредником между богами и римским народом.
Органом управления был совет старейшин, или сенат. Он являлся высшей властью между народными собраниями. Должность сенатора была пожизненной.
В народное собрание входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Оно обладало правом избрания царя, а также утверждало все принимаемые законы.
Военизированный характер римской родовой общины позволял ей какое-то время поддерживать замкнутый характер. Однако со временем в связи с ростом численности плебса имущественная дифференциация становилась все более опасной для римской общины. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Плебеи начали борьбу за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины.
Они боролись прежде всего за право участвовать: а) в разделе общинного земельного фонда; б) в управлении общими делами. Борьба закончилась победой плебеев, разрушивших замкнутую римскую родовую организацию и расчистивших тем самым путь к образованию государства.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н. э.
Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Военная демократия уступила место публичной власти. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях.
И после реформ Сервия Туллия борьба плебеев за уравнение в правах с патрициями продолжалась еще долго. В V в. до н. э. плебеи добились успеха в ограничении произвола должностных лиц, которые по-прежнему были патрициями. В этих целях в 494 г. до н. э. была учреждена должность плебейского трибуна.
Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto.
Важным достижением плебеев явилось издание в 451 – 450 гг. до н. э. Законов XII таблиц, которые почти полностью уравняли плебеев с патрициями в гражданских правах.
Завершением борьбы плебеев за равноправие считается принятие в 287 г. до н. э. закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.