Указ Сенатский, по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров, 13 мая 1830 г. - О неотступлении от общих правил при погребении Магометан
Правительствующий Сенат слушали рапорт Г. Министра Внутренних дел, от 15 апреля 1830 года за № 1039, что из Комитета Гг. Министров доставлена ему Г. Министру выписка из журналов его 11 генваря и 18 марта сего года, последовавших по внесенной в оный состоящим в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий записке, о допущении для Магометан изъятия из Высочайше утвержденного 9 февраля 1827 года мнения Государственного Совета, относительно погребения умерших не ранее трех дней после их смерти. В упомянутой записке из журналов Комитета Гг. Министров изъяснено следующее: при исполнении Высочайше утвержденного 9 Февраля 1827 года мнения Государственного Совета о погребении умерших через три дни после смерти, Казанское Губернское Правление вытребовало от тамошнего старшего Ахуна Сагитова объяснение о Магометанских законах, повелевающих совершать погребение в день самой смерти. Правительствующий Сенат, получив о сем донесение Губернского Правления, потребовал мнения от Главного Управления Духовных дел Иностранных Исповеданий, а оное предписало Таврическому и Оренбургскому Магометанскому Духовному Начальству, чтобы, разсмотрев приводимые Казанским Ахуном Магометанские законы, представило свое мнение, имея при сем в виду благотворную цель закона для самих Магометан. Таврический Муфтий, разсмотрев в собрании Улемов Магометанские законы, донес, что они действительно предписывают погребение умерших в день смерти и подтверждаемые в разных законных книгах, почитаемые учением веры и через ежедневное исполнение столь известные народу, при всей готовности исполнять благодетельные намерения Правительства, не дают возможности согласить их с Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета. Муфтий присовокупил к законам, приводимым в объяснение Казанского Ахуна, еще выписку других подтверждающих оное. Оренбургский Муфтий, вместе с Оренбургским Магометанским Духовным Собранием, не принимая Магометанских законов в таком строгом смысле, и указывая случаи, в которых тело умершего может быть оставлено без погребения долее дня его смерти, доносит о возможности распространить на Магометан благотворное действие общего закона; но представляет сие воле Правительства. Указываемые им правила относятся к случаям, дающим повод сомневаться в разсуждении приключившейся смерти. Состоящий в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий, видя в представлении Таврического Магометанского Духовного Начальства положительные затруднения в исполнении Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета, а в донесении Оренбургского согласие на оное, основанное более на покорности Правительству, полагает, что надежнее было бы последовать решению, какое в сем случае принято для Евреев, и именно по встреченному Его Императорским Высочеством Цесаревичем сомнению в распространении упоминаемого мнения Государственного Совета на Евреев, у которых по их учению, умершие погребаются в день смерти, Еврейский Комитет положил: оставить им сей обычай, пока не будут они к исполнению сказанного благотворного закона приготовлены внушениями чрез их Раввинов. Состоящий в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий представил о сем вместо Правительствующего Сената Комитету Министров, как потому, что подобное исключение для Магометан из Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета требует Высочайшего повеления, так и потому, что оно удобнее может быть объявлено через Губернское Начальство. Впрочем при сем распоряжении считается нужным: 1) чтобы Магометанское приходское Духовенство, в случае сомнения о смерти, не приступало к совершению погребения без предварительного объявления Полицейскому Начальству; и 2) чтобы высшее Магометанское Духовное Начальство не оставляло принимать возможных от оного зависящих мер ко внушению Магометанам о благотворной цели Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета для них самих. Комитет Гг. Министров полагал: изъясненное в сем представлении заключение Состоящего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий утвердить. В заседание 18 марта объявлено Комитету, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил: статью представить Его Величеству особо, и вместе с оною мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 9 Февраля 1827 года, представление Его Высочества Цесаревича о затруднении распространить правила, в оном мнении заключающиеся, на Евреев, и, наконец, состоявшееся по сему представлению положение Еврейского Комитета, с показанием, удостоилось ли оно Высочайшего утверждения и приводится ли в исполнение? Во исполнение сей Высочайшей воли, доставленных от Состоящего в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий упомянутые сведения представлены были на Высочайшее усмотрение вместе с статьей из мемории Комитета Министров. По разсмотрении оных, Государь Император изволил собственноручно написать следующее Высочайшее повеление: "Не отступать от общих правил, ибо и Евреи под оные подведены будут". О таковом Высочайшем Его Императорского Величества повелении, о коем извещен от Комитета Гг. Министров и Состоящий в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных Исповеданий для надлежащего исполнения, он, Г. Министр Внутренних дел доносит Правительствующему Сенату, для учинения надлежащих по сему предмету распоряжений. При чем слушали справку: что Высочайше утвержденное в 9 день Февраля 1827 года мнение Государственного Совета, коим между прочим поведено, чтобы о повсеместном выполнении узаконения 1704 года генваря 28, о непредавании земле умерших ранее истечения трех дней, учинено было надлежащее подтверждение - распубликовано в указах Правительствующего Сената 24 марта того же года. Приказали: о сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении, для должного и непременного по оному исполнения, послать указы во все Губернские Правления и Правительства, Войсковые Канцелярии и Присутственные места, каковыми дать знать всем Гг. Министрам, Военным Генерал-Губернаторам, Военным Губернаторам, управляющим и Гражданскою частию, Генерал-Губернаторам и Градоначальникам; в Святейший же Правительствующий Синод, во все Департаменты Правительствующего Сената и Общие оных Собрания сообщить ведения.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.82.
Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, 31 августа 1843 г. - О обращении на Государственное Казначейство издержек на отправление в первую Казанскую Гимназию и тамошний Университет воспитанников из Магометанских детей Оренбургской губернии
Слушана записка Товарища Министра Народного просвещения, от 7 Августа, о принятии на счет Государственного Казначейства 535 руб. 48 и 3/4 коп. сереб., употребленных с 1836 года по настоящее время, на отправление в первую Казанскую Гимназию и тамошний Университет, для обучения медицине, двадцати воспитанников из Магометанских детей Оренбургской губернии, с производством из сего же источника и на будущее время нужных на сей предмет издержек, независимо от суммы, ежегодно отпускаемой на содержание тех воспитанников.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.135.
Указ Именной, объявленный Министру Внутренних Дел Военным Министром 14 января 1844 г. - О совершении духовных треб воинским чинам Магометанского исповедания, в городе Уфе квартирующим
Государь Император, по всеподданнейшему докладу отношения Вашего Высокопревосходительства, Высочайше повелеть соизволил: 1. Обязанность совершать духовные требы воинским чинам Магометанского исповедания, в городе Уфе квартирующим, возложить на приходских Имама и Азанчея Уфимской соборной мечети и 2. За исправление этой должности производить им жалованья в год Имаму по 90 руб., а Азанчею по 50 руб. серебром.
Источник: Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост., автор ввод. статьи, комментариев и прилож. Д.Ю.Арапов. – М.: Академкнига, 2001. - с.136.