Постановление центрального комитета кпсс и совета министров ссср

От 4 октября 1965 г. N 729

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485 - СП СССР, 1974, N 13, ст. 70; от 29.09.1981 N 950 - СП СССР, 1981, N 27, ст. 160; от 10.12.1981 N 1164 - СП СССР, 1982, N 3, ст. 13; от 15.11.1982 N 995 - СП СССР, 1982, N 32, ст. 161; от 08.12.1987 N 1398)

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

I. ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

РАСШИРЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны.

Установить, что пятилетний план (с распределением важнейших заданий по годам) является основной формой государственного планирования развития народного хозяйства.

Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр.

Предприятия - изготовители, исходя из контрольных цифр, заблаговременно договариваются с предприятиями - потребителями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и формируют портфель заказов.

Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с участием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до предприятий не позже чем за 2 месяца до начала планируемого года.

2. В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно - технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промышленное производство высокоэффективных машин, оборудования, технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по комплексной механизации и автоматизации производства.

3. Считать одной из главных задач плановых органов, хозяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производительных машин и оборудования, эффективных видов сырья и материалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответствующих современному техническому уровню.

В этих целях предусматривать в пятилетних и годовых планах показатели технического уровня и качества продукции и необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также организационно - технические и экономические мероприятия, обеспечивающие надежность, долговечность и высокие потребительские свойства изделий.

Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукции. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускаемых ими изделий и установления длительных сроков гарантии.

Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции.

4. Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями:

по производству:

общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель - объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции;

по труду - общий фонд заработной платы;

по финансам:

общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно - монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;

по внедрению новой техники - задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

по материально - техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.

Утверждаемые предприятию показатели определяются в годовом плане, как правило, с разбивкой по кварталам, а показатели производства продукции в натуральном выражении в исключительных случаях устанавливаются с распределением также по месяцам, с учетом заключенных предприятием договоров на поставку продукции.

Установить, что все остальные показатели планов предприятий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий, сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и оценки экономических итогов работы промышленности.

5. Установить, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно - хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торгующими организациями;

планируют и осуществляют за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности по замене устаревшего и малопроизводительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению "узких мест" производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства;

устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целесообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и других изделий на основе планов материально - технического снабжения;

планируют производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее рациональную структуру управления предприятием;

используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работников, социально - культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники;

определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений.

При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность.

Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа.

6. Обязать плановые органы, хозяйственные организации и предприятия повысить уровень технико - экономического обоснования планов путем тщательной разработки и более широкого использования в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов - ежегодных балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных режимов работы и производительности оборудования и механизмов, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнергии, нормативов трудовых и денежных затрат, материальных и стоимостных балансов.

Госплану СССР с привлечением заинтересованных организаций пересмотреть систему применяемых в планировании технико - экономических нормативов и разработать методические указания по составлению и порядку утверждения этих нормативов хозяйственными и плановыми органами.

Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР организовать разработку отраслевых технико - экономических нормативов применительно к особенностям соответствующих отраслей, с учетом широкого внедрения в производство достижений современной техники и передового опыта.

7. Обязать плановые органы и хозяйственные организации обеспечивать устойчивость плановых заданий, устанавливаемых предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей плана.

Прекратить неправильную практику внесения частых изменений в утвержденные планы, а также изменений отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других показателей. Изменения планов предприятий вышестоящими организациями могут допускаться в исключительных случаях после предварительного обсуждения этих изменений с руководством предприятия, с одновременным внесением в установленном порядке необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана и взаимоотношения с бюджетом.

Поправки в планы производства товаров народного потребления, вызванные обоснованным изменением заказов торгующих или сбытовых организаций, могут вноситься в течение года самим предприятием в пределах установленных ему плановых заданий по прибыли, а при необходимости уменьшения платежей в бюджет поправки вносятся по согласованию с вышестоящей организацией за счет имеющихся у нее резервов, с тем чтобы не допустить при этом сокращения объема товарных ресурсов и доходов государства.

8. (Абзац второй) Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР разработать и утвердить формы техпромфинпланов предприятий и инструкции по их составлению с учетом особенностей соответствующей отрасли промышленности.

9. Поручить разработать и утвердить номенклатуру промышленной продукции, предусматриваемой в пятилетних и годовых планах:

Госплану СССР - по продукции, включаемой в Государственный план развития народного хозяйства СССР;

министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР - по планируемой ими продукции.

Номенклатуру планируемой продукции, по которой задания предприятиям в планах утверждаются вышестоящей организацией, следует сократить, особенно по товарам народного потребления, производство которых планируется непосредственно предприятием с учетом заказов потребителей.

10. В интересах последовательного осуществления хозрасчетных отношений между предприятиями, а также между предприятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распределяемую в централизованном порядке. В соответствии с этим, как правило, отказаться от действующего ныне порядка реализации продукции по квартальным, месячным и разовым нарядам, имея в виду, что наряды на централизованно распределяемую продукцию должны служить преимущественно основанием для заключения договоров.

Договоры на поставку продукции должны заключаться прежде всего в соответствии со сложившимися рациональными производственно - хозяйственными связями, при этом предприятие - изготовитель не может нарушать эти связи без согласия заказчика. Новые связи по поставкам централизованно распределяемой продукции устанавливать по согласованию с соответствующими сбытовыми и снабженческими организациями. Заключать, где стороны найдут это целесообразным в интересах устойчивых связей, хозяйственные договоры на несколько лет, с ежегодным уточнением ассортимента и количества продукции, сроков и других условий поставок.

Повысить материальную ответственность предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причиненные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятий или организаций, по вине которых нарушен договор.

Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке.

Установить материальную ответственность проектных и конструкторских организаций за допущенные ими в проектах, технологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при освоении введенных в действие объектов.

11. В целях улучшения организации материально - технического снабжения считать необходимым:

а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразного территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства;

в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно - материальных ценностей.

Наши рекомендации