Формирование институтов абсолютной монархии во Франции
Посмотрим, какие институты абсолютной монархии сформировались во Франции. В этом нам поможет мнение Чистякова. Во-первых, вся власть безраздельно принадлежала королю. Ликвидировали сословно-представительские органы, феодальная оппозиция . Делается опора на армию , полицию и бюрократический аппарат . Скажем , что такой политический институт как генеральные штаты собирался последний раз в 1614 году и что интересно были распушены тогда же . В 1516 году по Нантскому эдикту – король полностью подчиняет себе католическую церковь , и можно сказать, что такой институт как церковь находится в руках короля. Такой политический институт как Парижский парламент тоже начинает терять силу , с 1667 года постепенно ограничиваются его права . Довольно интересно , что начиная с 1673 парламент лишается права отказа в регистрации королевский актов , т.е. парламент лишен возможности отклонить решение короля . Как и во многих странах в 1614 году по предложения Парижского парламента власть короля объявляют божественной и король получает титул "король божьей милостью". После чего государство сопоставляют с личностью короля , ярким примером этого может быть фразу короля Франции Людовик XIV которую мы уже приводили ранее , король говорил: «Государство - это я!» , и одновременно с тем что государство сопоставлялось с король и сам король принадлежал нации . Как мы уже не однократно повторяли , но можем еще раз сказать , что юридически король признавался источником любой власти , причем эта власть не давалась не какому контролю , так же король получал законодательную свободу и власть , такой принцип власти можно сформулировать одним выражением «один король - один закон». Про короля можно еще сказать , что король получал неограниченное право назначать поданных на любую светскую и духовную должность . Посмотрим какие группы дворянства к ним относились , например к ним можно отнести так называемое ‘чиновничье дворянство ’ , очень часто , свои положение они были обязаны королевской власти , и они напрямую завили от власти короля . Что интересно старое дворянство , происхождение которых , как правило , уходило в глубь веков , они не платили налоги , и по сути это было то самое рыцарство , относилось к чиновничьему дворянству пренебрежительно , даже порой враждебно , в силу этих обстоятельств чиновничье дворянство полностью поддерживало власть короля , что убедительно проявилось в годы религиозных войн . Именно они стали основой так называемой «партии политиков», которые выступали, с одной стороны, за умиротворение страны, а с другой – за это умиротворение под эгидой королевской власти. Король так же являлся инстанцией в решении любых вопрос.
Так же король являлся окончательной инстанцией в решении любых вопросов : внутригосударственных, внешне государственных, вдобавок король определял экономическую политику государства, опять же король являлся высшей судебной инстанцией и суд осуществлялся от имени короля . Теперь можно поговорить про судебную систему во Франции в период абсолютизма . Как очевидно судебную систему во Франции возглавлял король .Король мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда .Мы сказали , что король может принять к своему личному рассмотрению дело любого суда , значит мы должны рассмотреть какие суды были . Были королевские суды , сеньориальные суды , городские суды , церковные суды и другие . В период абсолютной монархии во Франции продолжалось усиление королевских судов . В соответствии с Орлеанским ордонансом который был в 1560 году и Мулинским ордонансом который был в 1556 году . Королевским судам стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел . Сеньориальным судам эдикт в 1788 году оставил в оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства сеньориальным судам были подсудны только дела с небольшой суммой иска , занимательно, что и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды .Рассмотрим теперь общие королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций : судов превотальных , вальяжных и судов парламента . Помимо общих судов,существовали суды привилегированные (университетские, религиозные, дворцовые). Еще функционировали специальные суды , где рассматривались дела затрагивавшие ведомственные интересы : свои суды имели счетная палата , а так же палата косвенных налогов, управление монетного двора , были суды морские и таможенные . Особую значимость имели военные суды . Так как мы закончили на военных судах , теперь поговорим про армия .Как мы знаем регулярная армия была очень важным политическим институтом , поэтому мы должны рассмотреть её. Опора на армию была естественным состоянием абсолютной монархии . Поэтому логично , что внимание к её организации и боеспособности было постоянным и все возрастающим . Занятно , что уже в начале XVI в. французская армия являлась постоянной и наемной. Довольно интересно, что в мирное время в ней насчитывалось около 3 тысяч тяжеловооруженных рыцарей, несколько десятков тысяч вольных стрелков, используемых, как правило, для гарнизонной службы, и несколько тысяч наемников. Можно привести пример, что в годы итальянских войн действующие армии достигали 30-40 тыс. человек. [3]После того как начало развиваться огнестрельное оружие, рыцарская конница, наемники-иностранцы и лучники по понятным причинам постепенно утрачивают свое значение. В этом нам так же помогает Чистяков.
В тот период господствующим типом военной организации становится армия кондотьеров (наемников), расцвет которой приходится на первую половину XVII в. Занятно , что капитаны и полковники получали, а нередко и покупали у короля право на вербовку легкой кавалерии и вооруженной мушкетами пехоты. Численность такой армии в мирное время не превышала 25 тысяч человек. А вступление Франции в Тридцатилетнюю войну привело к стремительному (в 3-4 раза) росту армии и породило попытки покончить с традициями иностранного наемничества . Военная реформа Людовика XIV стала новым шагом в деле военного строительства. Прежде всего, военная администрация была отделена от командования. Эту администрацию возглавил специальный государственный секретарь (военный министр). У секретаря был преданный ему военный интендант, он отвечал за тыловое обеспечение армии , так же за дисциплину , он же возглавлял военный трибунал . Был учрежден генеральный штаб, еще была введена военная форма, так же были усовершенствованы артиллерия и военно-морской флот, было начато строительство пограничных крепостей .Что не мало важно, был установлен табель воинских званий и должностей .И правительство отказалось от привлечения в армию иностранных наемников. Вдобавок был введен принцип рекрутского набора из местного населения. Солдатами и матросами становятся представители низших слоев третьего сословия. Члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу с города или деревни , бродяги и нищие, нередко с уголовным прошлым – отбросы общества , переживающего процесс первоначального накопления капитала. К сожалению, в армии такого социального состава военнослужащих дисциплина поддерживалась только методами насилия и муштрой. Не допускалось неисполнение приказов офицеров. Можно сказать, что из армии делали послушный инструмент защиты абсолютной монархии . В военном отношении страна была разделена на 40 наместничеств (XVIII в.) во главе с комиссарами , подчиненны военному министру . Как и следовало ожидать офицерские корпус комплектовался исключительно из дворянского сословия, предпочтение отдавалось потомственному дворянству, что нашло законодательное подтверждение в 1781 году . Мы пишем это опираясь на мнение Галонзы
На высокие офицерские должности назначалась только титулованная знать. Такой классовый подбор офицерских кадров делал армию надежным орудием королевской власти. Можно поподробнее рассмотреть военно-морской флот. В первую очередь скажем, что формируемый военно-морской флот строился на принципах принудительного набора .Начиная с1669 года было установлено, что все мужское население страны, проживавшее на морском побережье, обязано было по очереди служить в течение года на кораблях военного флота. Как мы догадываемся попытки уклонения от этой службы, а также наем на иностранные суда (даже торговые) квалифицировались как государственное преступление.
К 1677 усилиями Кольбера была создана национальная кораблестроительная промышленность. Франция стала располагать флотом, насчитывавшим более 300 кораблей. Опираясь на свою самую мощную в Европе военную организацию, Франция проводила активную экспансионистскую политику (в целом, достаточно успешную). Однако внешний блеск армии не мог скрыть процветавшего в ней жестокого противостояние между рядовым составом и офицерским корпусом. Командные посты в армии могли замещаться только представителями дворянства, причем преимущественно той его части, которая обладала потомственным титулом. Эдиктом 1781 г. было установлено, что лицо, претендующее на офицерскую должность, должно было документально подтвердить свое потомственное дворянство вплоть до 4-го колена (это правило соблюдалось и при приеме в военные учебные заведения). Тем самым были существенно ущемлены интересы служилого дворянства, которое, как показывала повседневная армейская практика, было способно поставлять в армию наиболее подготовленные и квалифицированные офицерские кадры. Основная масса офицеров из числа потомственных дворян стремилась всячески уклониться от службы. Подсчитано, например, что накануне революции из 35 тысяч офицеров непосредственно в войсках находилось лишь 9 тысяч. В 1688 году были организованы новые воинские части полурегулярного характера — так называемая королевская милиция. Эти части строились на основе принципа воинской повинности и комплектовались из деревенской молодежи. В мирное время милиция несла гарнизонную и караульную службу, а в случае войны являлась важным источником пополнения регулярной армии. Комплектование милиции и руководство ею было возложено на провинциальных интендантов. Я думаю, можно еще рассмотреть полицию. Франция была первой страной Европы, где была сформирована регулярная профессиональная полиция. Естественно, что ее строительство началось со столицы.[4] Здесь в 1666 году по совету Кольбера была учреждена специальная комиссия под председательством канцлера Сегюра, которая преложила королю проект реформ, относившихся к благоустройству и общественной безопасности Парижа.В период абсолютной монархии закладываются основы профессиональной полиции, почти полностью отделенной от администрации с самостоятельными задачами и функциями .Посмотрим на что подразделялась полиция , полиция подразделяется на общую (полиция безопасности) и политическую, так же на гласную и тайную, зарождаются научные методы агентурной работы и сыска политических противников абсолютизма и закоренелых преступников. Занятно, что начинает устанавливаться тотальный надзор и контроль полиции за целыми ассоциациями и общественными группами, проявляющими свободомыслие и выступающими за переустройство общества и государства на новой социально-политической основе. Мы основываемся на мнении Галонзы. В отношении полиции Франция была разделена на 32 департамента, в каждом из которых было свое полицейское управление во главе с интендантом, подчиненным министру внутренних дел. Департамент столичной полиции возглавлял генерал-лейтенант (с 1667 года), подчиненный вначале министру двора, а затем министру внутренних дел. Вдобавок генерал-лейтенант координировал работу управлений полиции в департаментах. Основные полицейские силы были сосредоточены в столице и в других крупных городах, на важнейших дорогах и торговых путях, в морских портах и так далее. Скажем , что начальники полицейских управлений имели в своем подчинении специализированные подразделения например, конную полицейскую стражу, жандармерию, судебную полицию, проводившую предварительное расследование по уголовным делам. Как и следовало ожидать, особое внимание правительство уделяло полиции Парижа. В Париже каждый квартал города имел свою полицейскую службу во главе с комиссарами и сержантами. Полиция кроме охраны порядка и борьбы с преступностью, вдобавок полиция еще осуществляла надзор за нравами, домами терпимости, питейными заведениями, ярмарками, артистами и многое другое. Теперь немного скажем про городское управление . В условиях государственной централизации перестраивалась и система городского управления. Эдикт 1692 года установил , что городские власти (мэры, муниципальные советники) уже не избирались населением, а назначались из центра (после покупки этими лицами соответствующей должности). За городами было сохранено право откупаться от назначаемых лиц, но при условии внесения ими в казну значительной денежной суммы. Рассмотрим финансовую систему . Как мы понимаем ,по мере своего укрепления абсолютизм нуждался в постоянном росте своих доходов — этого требовала увеличивающаяся армия и разбухавший государственный аппарат. Можно привести пример в котором будет наглядно показан этот факт. К примеру , если в годы правления Людовика XII (1498— 1515 года.) налоговые сборы в среднем исчислялись 3 миллиона ливров в год (что эквивалентно 70 тоннам серебра), то в середине XVI века. ежегодный сбор составил 13,5 миллионов ливров (что эквивалентно 209 тонн серебра). В 1607 году в казну поступил 31 миллион ливров (это эквивалентно 345 тонн серебра), а через 30 лет, в обстановке Тридцатилетней войны, правительство собирало 90—100 ливров в год (более 1 тысячи тонн серебра). В период расцвета абсолютизма налоговая система Франции строилась на сочетании прямых и косвенных налогов, причем эта же система налогов была исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.
Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих. Какой же из налогов приносил в казну больше финансов? Скажем, что основную массу поступлений в казну приносили прямые налоги. И самый важный из прямых налогов был — талья (налог с недвижимости или с валового дохода)— фактически превратился в крестьянский налог, поскольку привилегированные сословия от него освобождались, а города, что занятно, откупались за сравнительно небольшие суммы. Скажем, что когда государство сильно нуждалось в финансах, они повышали налоги, зачастую во много рас. Приведем для примера . В последние 8 лет правления Ришелье, совпавшие с самым напряженным периодом Тридцатилетней войны, размер тальи вырос почти в 9 раз (с 5,7 миллионов до 48,2 миллионов ливров). Поскольку крестьянство оказывалось уже не в состоянии выплачивать талью, после окончания войны государством была предпринята попытка ее уменьшения, как в абсолютном выражении, так и в ее доле в общей массе государственных доходов. Было понятно что с этим надо что то делать , по этому в 1695 г. в качестве временной меры была введена так называемая капитация— подушный подоходный налог на военные цели. Чем же он был особенен? Принципиальная новизна капитации состояла в том, что этот налог первоначально планировалось взимать со всех сословий, в том числе и с привилегированных (даже с членов королевской фамилии), что само по себе является нонсенсом . Капитация раскладывалась в соответствии с делением всего населения на 22 разряда, принадлежность к которым определялась размером доходов, приносимых профессией или состоянием (от 1 ливра до 9 тыс. ливров). В 1698 году, капитацию отменили , но не на долго , капитацию была вновь восстановлена в 1701 году и с тех пор стала постоянной. К сожалению ,принцип пропорциональности во взимании этого налога так никогда и не был достигнут: самое привилегированное сословие — духовенство — от капитации было освобождено, для дворянства были созданы различные налоговые льготы, так что основным плательщиком капитации вновь оказалось третье сословие. Что условно еще больше утяжеляла жизнь третьего сословия. С 1710 года был введен еще один налог — королевская десятина, взимаемая с реальных доходов подданных всех сословий, размер этих доходов определялся в соответствии со специально заполняемыми налоговыми декларациями. [5]По замыслу инициаторов этого нововведения, десятина должны была заменить все ранее существовавшие налоги и явиться единым пропорциональным подоходным налогом. Это была еще одна попытка сделать пропорциональным подоходным налогом. Однако, чего и следовало ожидать, новый налог был просто прибавлен ко всем старым, по величине практически уравнявшись с капитацией и вполовину уступив талье. Неравномерность обложения, хотя и несколько смягченная, отнюдь не была устранена. Интересно, что уже со следующего года, после появления этого налога , духовенству удалось освободиться от выплаты этого нового налога ценой некоторого увеличения своих «добровольных» пожертвований в казну. Мы понимаем, что не только духовенство сделало это. Так же многим городам и целым провинциям удалось от него откупиться. Как и ожидалось, в 1717 году королевская десятина была отменена, но впоследствии, в связи с участием Франции в войнах, вводилась еще дважды на сравнительно непродолжительные сроки. В 1749 году взамен ее была введен новый налог, который назывался королевская двадцатина (5 %-й налог со всего дохода), которая стала взиматься постоянно. Видно этого налога была мало, поэтому ы 1756 году было была введена вторая двадцатина этого оказалось тоже мало ,поэтому в 1760 году появилась еще и третья двадцатина, так что в итоги доходы оказались обложенными 15 % налогом .Самую большую прибыль казне из косвенных налогов приносили такие налоги как , эд , эд это налог на продажу вина , а как мы знаем Франция славится своим вином ,и такой налог как габелъ, габелъ это налог на продажу соли , насчет соли можно сказать ,что обычно цена на соль была в 10-15 раз выше, чем она должна была стоить действительно . Вдобавок казна Франции пополнялась за счет продажи должностей, заметим что каждые 10-12 лет создавалось до 40 тысяч должностей , которые шли на продаже. Мы основываемся на мнении Корсунского. Для примера, подсчитано, за время правления Людовика XIV было продано должностей на сумму 500 миллионов ливров, таможенных и внешнеторговых пошлин, сборов с купеческих гильдий и ремесленных цехов, государственных монополий (почтовой, табачной и другие.). Очень часто практиковалось принудительные королевские займы, которые брались у крупных финансистов под залог налоговых поступлений. Так же для обогащения казны практиковалось конфискации имущества по приговору судебных органов .Для наглядности приведем пример такого обогащения казны . Так, после осуждения бывшего генерального контролера финансов Н. Фуке (1664 г.) стоимость его конфискованного имущества составила около 100 миллионов ливров. Как мы уже понимаем налоговое бремя распределялось по стране очень не равномерно . Самое большое поступление финансов в казну давали центральные и северо-восточные провинции .Вдобавок скажем , что конкретные размеры налогов, а также формы их взимания в целом по стране не были единообразны .В стране широкое распространение получила система откупов, по которой государство за определенную плату передавало право сбора налогов частным лицам (откупщикам). Рассмотрим, какие варианты откупов существовали. Было несколько вариантов откупов: генеральные (когда право на сбор всех налогов предоставлялось откупщику со всей территории страны), специальные (когда на откуп отдавались только отдельные виды налогов) и другие. Система, охарактеризованная нами, открывала большие возможности для обогащения откупщиков, поскольку реально собранная ими сумма налогов могла в несколько раз превышать денежные средства, внесенные в казну. Можно привести наглядный пример. Так, в годы регентства Филиппа Орлеанского из 750 миллионов ливров податей и налогов, выплаченных населением, в казну попало только 250 миллионов ливров .Как мы понимаем , от негативных сторон системы откупов в первую очередь страдали налогоплательщики из числа третьего сословия, у которых налоги и поборы поглощали до двух третей от общего количества доходов . В помощь откупщикам придавались воинские подразделения. Как мы понимаем сама процедура сбора налогов приобретала не обычный характер , а характер военной кампании , которая сопровождалась расстрелами, экзекуциями и арестами .Как и следовало ожидать , усиление налогового гнета, а также злоупотребления, чинимые откупщиками и официальными властями, были факторами, игравшими роль мощных детонаторов общественного недовольства и социальных конфликтов.