Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
(для обучающихся 9 классов)
Пояснительная записка
Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. Экзамен отличается большим объемом содержания, высоким уровнем сложности, разнообразием экзаменационных заданий. Это связано с интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.
Программа представляет возможность более эффективной организации учебного процесса в целях реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Цели программы:целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- ознакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.
Прогнозируемый результат реализации программы:
- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь использовать обществоведческие термины;
- уметь решать познавательные задачи на основе изученного материала.
Возможности коррекции программы:
Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.
Перечень документов, на основании которых разработана программа
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Концепция модернизации российского образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2020годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);
Устав МБОУ «СОШ № _______»
Программа развития МБОУ «СОШ № _____»;
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 35 учебных часов.
Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.
Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся метапредметных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
№ п/п | Тема | Всего часов | лекции | семинары | практикум | форма контроля |
Диагностическая работа | тест | |||||
Общество как сложная динамическая система | Тест 1 | |||||
2. | Человек – существо биосоциальное | Тест 2 | ||||
3. | Познание | Тест3 | ||||
4. | Духовная культура | Тест4 | ||||
5. | Социальные отношения | Тест5 | ||||
6. | Экономика | Тест 6 | ||||
7. | Политика | Тест 7 | ||||
8. | Право | Тест 8 | ||||
Итоговая работа Пробное тестирование в формате ОГЭ | ||||||
Всего |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1. Общество как сложная динамическая система (2 ч)
Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Тема 2. Человек (4 ч)
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Познание (4 ч)
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие видов познания. Научное познание. Уровни и методы научного познания. Социальное и гуманитарное знание.
Тема 4. Духовная культура (4 ч)
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия. Искусство, его формы, основные направления. Мораль и нравственная культура.
Тема 5. Социальные отношения (3 ч)
Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.
Тема 6. Экономика (5 ч)
Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.
Тема 7. Политика (4 ч)
Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.
Тема 8. Право (5 ч)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.
Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающийся должен:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включаявзаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Рекомендованная литература для учащихся:
1. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ Издательство Легион, О.А. Чернышева, Ростов-на-Дону 2016
2. Обществознание. ОГЭ -2016. 30 тренировочных вариантов Издательство Легион, О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, М.Н. Руденко, П.А. Ушаков. Ростов-на-Дону 2016
3. Обществознание. ОГЭ -2016. Тематический тренинг: теория и практика Издательство Легион, О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, , П.А. Ушаков. Ростов-на-Дону 2016
4. Обществознание. ОГЭ -2016. 30 тренировочных Тренировочная тетрадь. 8-9 класс. Издательство Легион, О.А. Чернышева, П.А. Ушаков. Ростов-на-Дону 2016
5. Обществознание. 8-11 класс. Карманный справочник Издательство Легион, О.А. Чернышева, Ростов-на-Дону 2016