Место правовых норм в системе социального регулирования
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кражи).
Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время, некоторые нормы права (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства). Однако в правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем, что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. д.).
Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наделяться государством правовой санкцией и принимать форму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.
С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.
Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и
характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой
системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь
настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми
системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются
принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы
права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют
наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые
не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы,
установленные религиозными организациями, соприкасаются с
действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция Российской Федерации создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.
Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной, личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Структура нормы права
Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.
1. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности..
2. Дисиозниия (распоряжение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.
3. Санкция (взыскание) - это элемент правовой нормы, в котором
определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.
Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные
функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма пре- вращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще.
Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве а логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.
14. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем:норма - исходный элемент системы права,статья - исходный элемент системы законодательства.
Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.
Законодатель использует следующиеспособы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1)прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2)отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3)бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
Понятие источника права
Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется дли обозначения внешних форм выражения юридических норм.
Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержался правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт, нормативный договор.
1. Правовой обычай. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. I гримером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.)и другие.
Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно.
Одни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепцией обычай играет в праве примерно такую же роль, какую марксистская теория отводит материальным условиям производства как основе, над
которой возникает право. Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые видят в праве продукт народного сознания.
Юридический позитивизм, наоборот, считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источником права представители юридического позитивизма считают закон, который своим регулированием должен охватывать все основные сферы жизни
общества. И это правильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеют общеобязательное значение, обычаи в настоящее время действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются только на торговое
право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).