Социальная политика как система
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Э.Г. СКВОРЦОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА
Чебоксары
УДК 075.8:316.334.3
ББК 60.55
Э.Г. Скворцов. Социальная политика. / Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Чебоксары. – Чебоксары: ООО «Фирма «Атолл» 2007. – 108с.
Печатается по решению Учебно-методического совета Филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары.
В настоящем учебном пособии изложены основные структурные элементы социальной политики как системы, показаны модели управления социальными процессами и варианты регулирования социальными отношениями в обществе в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная политика» (Москва, 2000).
Издание адресуется студентам, обучающимся по специальностям 040101 (Социальная работа) и 030501 (Юриспруденция).
Рецензенты:
Ерусланова Р.И., кандидат исторических наук, профессор, директор филиала РГСУ в г. Чебоксары.
2. Гуров Ю.С., доктор философских наук, профессор Чувашского государственного университета.
© Э.Г. Скворцов, 2007
© Филиал Российского государственного
социального университета в г. Чебоксары, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. Социальная политика как система. 7
1.1. Социальная структура общества. 8
1.2. Социальная политика в системе общественных отношений.. 9
1.3. Сущность социальной политики.. 10
1.4. Структурные элементы социальной политики.. 13
2. Основные категории социальной политики. 18
2.1. Социальная безопасность. 18
2.2. Социальное государство. 20
2.3. Социальная политика. 20
2.4. Социальная работа. 22
3. Из истории российской социальной политики. 25
3.1. Древнерусское государство (X– XIII вв.). 25
3.2. Московское царство (XIV– XVIII вв.). 25
3.3. Российская империя (XIX в. – 1917 г.). 27
3.4. Советская Россия (1917– 1991 гг.). 28
3.5. Российская цивилизация (с 1991г. по настоящее время). 29
4. Актуальные проблемы российской социальной политики. 33
5. Субъекты социальной политики. 36
5.1 Государство как основной субъект социальной политики.. 36
5.2 Общественные субъекты социальной политики.. 37
5.3 Новые субъекты социальной политики.. 38
6. Функции социальной политики. 40
6.1. Обеспечение социальной безопасности (социальной устойчивости) общества 40
6.2. Обеспечение политической устойчивости власти.. 40
6.3. Обеспечение справедливого распределения собственности и экономических ресурсов 40
6.4. Обеспечение необходимого уровня социальной защиты населения и социальных групп 41
6.5. Обеспечение достаточного уровня экологической безопасности.. 41
7. Основные принципы социальной политики. 43
8. Цель социальной политики. 46
8.1. Социальное развитие. 46
8.2. Уровень и качество жизни.. 47
8.3. Программа социально-экономического развития до 2010 года. 48
9. Приоритеты социальной политики. 50
9.1. Основные приоритеты социальной политики.. 50
9.2. Общероссийские социальные приоритеты.. 51
9.3. Приоритетные национальные проекты.. 52
10. Механизмы социальной политики. 54
10.1. Технологические фазы механизма. 54
10.2. Практический аспект механизма. 55
10.3. Пути совершенствования механизма. 56
11. Социальная программа. 58
11.1. Направления социальной политики.. 58
11.2. Этапы формирования социальных программ.. 58
11.3. Виды социальных программ:. 59
12. Парадигмы (модели) социальной политики. 61
12.1. Социалистическая модель. 62
12.2. Консервативная модель. 62
12.3. Либеральная модель. 62
12.4. Католическая модель. 63
12.5. Патерналистическая модель. 63
13. Демографический аспект социальной политики. 65
13.1. Демографическая ситуация. 65
13.2. Демографическая структура. 66
13.3. Уровни самоорганизации жизнедеятельности населения. 66
14. Этнографический аспект социальной политики. 69
15. Социальная политика и принципы социальной защиты.. 71
15.1. Принципы социальной защиты.. 71
15.2. Объекты и формы социальной защиты.. 72
15.3. Реформирование системы социальной защиты.. 73
16. Социальное страхование. 75
16.1. Виды социальных рисков. 75
16.2. Направления социального страхования. 75
16.3. Реформирование института социального страхования. 76
17. Пенсионное обеспечение. 78
17.1. Виды пенсионного обеспечения. 78
17.2. Пенсионный Фонд России.. 79
17.3. Программа реформирования пенсионного обеспечения. 80
18. Трудовые отношения. 82
18.1. Социальное партнерство. 82
18.2. Рынок труда (рабочей силы). 83
18.3. Право в социально-трудовой сфере. 84
19. Жилищная политика. 87
19.1. Жилищные правоотношения. 87
19.2. Классификация жилищного фонда. 87
19.3. Государственная жилищная политика. 88
20. Охрана здоровья. 90
20.1. Состояние общественного здоровья. 90
20.2. Модели медицинского страхования. 91
20.3. Реформирование системы здравоохранения. 92
21. Правовое обеспечение социальной политики. 95
21.1. Международное социальное право. 95
21.2. Государственное социальное право. 95
21.3. Предмет и функции социального права. 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 98
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ТЕСТЫ) 102
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 107
ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен все государства проводят социальную политику в интересах справедливого распределения ресурсов для обеспечения социальной безопасности и поддержания социальной стабильности общества. Естественно, что в обществах с разным политическим строем формировались разные подходы к проводимой социальной политике. В их основе лежат исторические представления о справедливости и равенстве, закрепившиеся в традициях и обычаях общественной жизни.
В теоретическом плане термин «социальная политика» отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями субъектов, действия которых призваны гарантировать безопасную и стабильную жизнь. В практическом плане социальная политика представляет собой совокупность принимаемых субъектами решений, направленных на формирование стратегии социального развития. Она призвана создавать общественно приемлемые условия для реализации возможностей и потребностей людей.
Современная социально-политическая культура России представляет собой смешанный тип, характерный для обществ с переходной экономикой. В ней разрабатывается политика по переводу социальной сферы на принципиально новую основу, которая бы согласовывалась с экономикой рыночных отношений. Говоря о характере и содержании современной социальной политики, следует обратить внимание на тот факт, что в последние годы чрезвычайно обострился интерес к социально-экономическому аспекту данного феномена.
Приходится признать, что современное социальное развитие России не отражается позитивно на общественной жизни. Значительная часть населения вытеснена из активной экономической жизни на «обочину», ей грозит обездоленность - бедность, возникающая из-за отсутствия доступа к социальным и культурным благам. В числе их многодетные семьи, беспризорные, инвалиды, безработные, пенсионеры и другие категории населения, социально ущемленные в правах.
Бедность как порождение имущественного неравенства будет существовать всегда. В связи с этим возникает проблема отношения государства и общества к малоимущим гражданам. Приоритетными объектами социальной поддержки в современной России остаются слои населения, столкнувшиеся с реальной угрозой социально-экономической деградации. Речь идет о создании для них условий, гарантирующих достойную жизнь, оптимальную социальную организацию, что позволит на практике реализовывать идеи гражданского общества.
Конституция РФ в ст. 7 гарантирует, что современная Россия намерена стать социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это правомерно, поскольку реализация социальных потребностей и интереса человека, поддержка и защита определенных социальных групп и слоев населения представляет собой политико-правовой и моральный императив государства перед гражданами.
В дидактическом плане важное значение имеет достижение понимания социальной политики как системы («система» с греческого переводится как составленное из частей, соединенное). Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность и единство, какого либо феномена общественной жизни. Для них характерно наличие процессов самоорганизации и управления. Для общественных систем характерно наличие связей и отношений между образующими ее структурными элементами, что являет определенную организованность и системность.
Совокупность методов и средств, используемых при проектировании, создании и управлении социальными и экономическими системами называется системным анализом. Он применяется главным образом к исследованию искусственных систем, возникших при участии человека, т.е. социальным системам. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов.
Этапом системного анализа является построение обобщенной модели исследуемой или конструируемой системы, в которой учтены все ее существенные структурные элементы и связи между ними. Социальная политика осуществляется субъектами, которыми реально или потенциально являются устойчивые элементы социальной структуры и социальные институты, представляющие их в политических взаимодействиях. В ряду субъектов-представителей ключевая роль принадлежит государству, которое в состоянии выполнить в полном объеме все функции социальной политики.
Субъекты, исполняя свои функции, обязаны руководствоваться принципами социально-политической деятельности в определении цели, при выборе приоритетов и механизма (формы, методы, ресурсы) воздействия на объект. Таким образом, возникает система субъектно-объектных отношений. При этом следует учитывать, что социальная политика является взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры. Социальная политика характеризует взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального положения населения.
Отсюда определяющая важность для практически конкретно-исторического раскрытия социальной политики, учета ее связи с характером общества как целого. Это предполагает, как учет характера общественного устройства с типом строя, так и этапа ее развития, поскольку социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно. Они представляют собой общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, правовых и потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы связанность с разнообразием потребностей и интересов социальных групп и слоев (общностей).
Социальная политика как система
Любое общество состоит из экономически сильных и слабых индивидов. Инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех граждан страны, сохранять ее культурные и исторические ценности, выступает социальная политика. Социальная политика представляет собой систему мер, проводимую субъектами на повышение общественного благосостояния за счет улучшения уровня и качества жизни населения. Этим обеспечивается социальная безопасность и политическая стабильность общества, при учете конкретно-исторических условий страны.
Термин «Социальная политика» состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное, многозначное понимание. Это относится, прежде всего, к понятию «политика»,разделяющемуся на внешнюю политику и внутреннюю. При изучении социальной политики наибольший интерес имеет внутренняя политика государства, затрагивающая интересы всех проживающих в нем граждан, охватывающая экономическую, правовую, социальную, культурную, демографическую, техническую политику и другие ее виды.
Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем уровне в системе «политика – внутренняя политика – социальная политика». В реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики невозможно. В обществе нет строгого разграничения на социальные, экономические и другие вопросы и действия. Любое экономическое решение является одновременно социальным по своим последствиям.
В свою очередь, любое решение из области социальной политики относится непосредственно к экономическим решениям. Отметим, что при всей важности социальная политика по своей природе несамостоятельна, базируется на тех ресурсах, которые могут быть выделены для обеспечения ее мероприятий. Решения, даже не требующие значительных затрат, должны приниматься в тех случаях, когда устанавливаемый ими порядок проведения социальной политики соответствует достигнутому уровню экономического развития.
В последние годы в отечественной науке представления о социальной политике и социально-экономической процессах претерпели трансформацию. Прежде социальная политика трактовалась как система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере. Согласно новому подходу социальная политика – это политика, обращенная к социуму; набор мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам.
Предметсоциальной политики как науки – свойства, закономерности, содержательные отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, представляющие собой взаимодействие социальных групп и слоев по поводу их социального положения.
Предмет курса социальной политики как учебной дисциплины –трансформация социальных отношений по сохранению и (или) изменению социального положения населения, составляющих его групп и слоев.