Функции и виды правосознания
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция по теме:
«ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
ПЛАН:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Стр.
Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4
Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6
Введение …………………………………………………………………….7 -10
1. Понятие и структура правосознания …………………...…..............................10-12
2. Функции и виды правосознания………...…………………………………….13-15
3. Взаимодействие права и правосознания ……………………………..……….15-17
4. Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции……………….…….....17-23
5. Правовая культура сотрудника органов внутренних дел…………………….23-27
6. Деформация правосознания …………………………………………………...27-42
7. Правовое воспитание: понятие, формы и методы…………………………….42-53
Выводы……………………………………………………………………... 53-57
Организационно-методические указания:
Цели лекции:
1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии и структуре правосознания
2. Выделить основные функции и виды правосознания.
3. Определить взаимодействие права и правосознания.
4. Раскрыть понятие, уровни, виды и функции правовой культуры.
5. Охарактеризовать правовую культуру сотрудников органов внутренних дел.
6. Определить формы деформации правосознания.
7. Установить формы и методы правового воспитания.
Методы и средства достижения учебных целей:
Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ПЛАН
№ п/п | Содержание лекции | Распределение учебного врем. |
Введение | 10 мин | |
1. | Понятие и структура правосознания | 10 мин |
2. | Функции и виды правосознания | 10 мин. |
3. | Взаимодействие права и правосознания | 10 мин |
4. | Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции | 10 мин. |
5. | Правовая культура сотрудника органов внутренних дел | 10 мин. |
6. | Деформация правосознания | 15 мин. |
7. | Правовое воспитание: понятие, формы и методы | 10 мин. |
Заключение | 5 мин. | |
ИТОГО | 1 час 30 мин |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Алексеев А.И., Герасимов С.И. О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания // Юстиция. 2009. № 5. С. 3-15.
2. Аминов И.И. Правовое воспитание и правосознание // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 19-20.
3. Бекишиева С.Р., Чупанова А.Ч. Правопонимание как концептуальная основа правосознания и правовой системы // Закон и право. 2010. № 1. С. 60-62.
4. Галиев Ф.У. Поведение людей и правовая культура // Право и образование. 2009. № 10. С. 99-104.
5. Галиев Ф.Х. Правовая культура и традиционная картина мира // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 129-132.
6. Калинин А.Ю. Дефекты правообразования и соотношение внутреннего источника права с понятиями "правосознание", " правовая культура" // Право и государство: теория и практика. 2009. № 6 (54). С. 124-129.
7. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // История государства и права. 2007. № 9. С. 12-13.
8. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-37.
9. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. 2009. № 20. С. 38-41.
10. Лавская Я.А. К вопросу о правовом воспитании // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2005. Вып. 59. С. 97-103.
11. Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. № 4. С. 91-98.
12. Мурунова А.В. Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 194-197.
13. Павленко Е. Конституционное правосознание, правовая культура и культура прав человека: соотношение понятий // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 95. с. 116-135.
14. Петручак Л.А. Функции правовой культуры // Право и государство: теория и практика. 2009. № 9 (57). С. 6-9.
15. Рузавин Ю.А. Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры // Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49). С. 12-14.
16. Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование. 2009. № 10. С. 48-59.
17. Сауляк О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания // Российская юстиция. 2009. № 9. с. 2-3.
18. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31-44.
19. Смирнова Н.В. Уровни правосознания - обыденное, теоретическое и профессиональное правосознание // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. 2009. Вып. 9 Т. 1. С. 591-595.
20. Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 15-21.
21. Стреляева В.В. Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки современного юриста // Закон и право. 2006. № 10. С. 74-75.
22. Федотова В.О. Формирование правосознания как средство общей превенции преступности несовершеннолетних // Закон и право. 2009. № 10. С. 99-101.
23. Чекмачев Д.В. Взаимосвязь уровня правовой культуры и становления гражданского общества в России // Закон и право. 2009. № 9. С. 5-9.
24. Чекмачев Д.В. Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе // Закон и право. 2009. № 7. С. 57-59.
25. Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Российский судья. 2007. № 8. С. 44-47.
26. Чуйков Д. Понятие правосознания // История государства и права. 2007. № 21. С. 39-40.
Дополнительная литература:
1. Артемьев А.М. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников милиции // Закон и право. 2003. № 5. С. 43-46.
2. Ветютнев Ю.Ю. Правовая культура в России на рубеже столетий// Государство и право. 2001. № 10.
3. Казаков В.Н. Правовое воспитание в механизме формирования правопорядка // Право в вооруженных силах. 2003. № 5. С. 60-62.
4. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 122-133.
5. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.
6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.
7. Попов В.В. Некоторые формы правового нигилизма и пути его преодоления// Юрист. 2002. № 1.
8. Сауляк О.П. Правовая культура правоприменителя как фактор укрепления законности// Следователь. 2002. № 9.
ВВЕДЕНИЕ
Человек обладает способностью изучать, познавать окружающий его мир. В отличие от предметов и явлений материального мира результаты познания являются их мыслительной копией, своеобразным отражением, лишенным веса, длины, цвета и других материальных свойств. Знания существуют в особых присущих им формах: ощущениях, представлениях, понятиях, категориях, закономерностях и теориях.
Из совокупности ощущений в сознании складывается представление о предмете. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений. Так, воду мы представляем себе как прозрачную жидкость, не имеющую цвета, и отличаем ее от других жидкостей.
Понятия и категории отражают наиболее важные свойства, признаки предметов и явлений, которые можно выявить в процессе научного, теоретического познания. В частности, на этом уровне понятие «вода» понимается как жидкость, молекулы которой состоят из водорода и кислорода. Закономерности отражают глубинную и необходимую связь между предметами и явлениями. Примером может служить закон физики, согласно которому на всякое тело, погруженное в воду или иную жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.
Понятия, категории и закономерности в своей совокупности образуют научную теорию, как систему теоретических знаний об исследуемом предмете, явлении. Именно в этом качестве выступает и теория права как наука о наиболее общих закономерностях, свойствах и признаках права.
Человек не только познает мир, но и преобразует его. Современное цивилизованное общество характеризуется развитой промышленной индустрией, производящей разного рода станки, машины, оборудование, автоматы, делающие жизнь человека удобной и комфортной. Человек вывел новые сорта растений, новые породы животных, его руками построены современные города, создан скоростной транспорт и другие блага цивилизации. Однако все произведенные руками человека блага прежде, чем воплотиться в металле, дереве, бетоне, существуют в его сознании и порождаются сознанием.
Сообразно наличным знаниям человек определяет свое отношение к окружающему его миру, дает ему определенную оценку. Что-то он оценивает положительно, к другим явлениям относится нейтрально, а третьим он дает негативную, отрицательную оценку. И то, что человека не устраивает полностью или частично, он пытается изменить, усовершенствовать, улучшить. Поиск путей в этом направлении также осуществляется при помощи сознания. Человек конструирует машину, совершенствует действующие технологические процессы, разрабатывает методы управления современным обществом, предлагает проекты новых законов и иных нормативно-правовых актов.
Таким образом, сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ.
Актуальность данной темы выражается в том, что правовое сознание является частью, видом сознания и в полной мере обладает всеми его свойствами. Правосознание изучает, отражает такие социальные явления, как право, все его многообразные связи и соотношения с другими социальными явлениями, в том числе: 1) законодательство и содержащиеся в нем нормы права; 2) юридическую практику, т.е. деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, деятельность государственных органов, граждан и иных лиц по реализации норм права в конкретных правоотношениях, деятельность государства и общества по борьбе с правонарушениями; 3) сведения об истории становления и развития права как социального явления, его этапах, пройденных в процессе развития.
Помимо знаний в правосознание входят оценки, которые дают граждане, их объединения, иные лица действующему праву и практике его реализации в конкретных отношениях. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вступает в те или иные конкретные правоотношения и неизбежно сталкивается с правовыми нормами. Нормы, которые защищают и охраняют интересы индивидуума, способствуют их удовлетворению, как правило, получают положительную оценку. К определенной части действующих норм, содержащих пробелы, противоречия, или ущемляющих конституционные права и свободы человека, граждане относятся негативно, критикуют их и вносят предложения об усовершенствовании, изменении таких норм.
Конечно, оценки, даваемые на уровне обыденного сознания действующему праву, носят субъективный, личностный характер и не всегда бывают справедливыми. Специалисты-юристы, обладающие системными знаниями закономерностей действия и развития права, способов реализации норм права в конкретных отношениях, дают более точные и объективные оценки действующему праву. В процессе своей практической или научной деятельности юристы постоянно оценивают способности действующего права выступать регулятором общественных отношений, обеспечивать прогрессивное развитие общества, охранять права и свободы граждан. Применяют и некоторые другие критерии. В отличие от основной массы граждан специалисты-юристы не только дают негативную оценку несовершенным нормам, но и выявляют причины, в силу которых те или иные нормы действуют недостаточно эффективно, не реализуются в конкретных отношениях.
С учетом негативных оценок действующего права, практики его реализации в конкретных отношениях отдельные граждане, общественные объединения и политические партии, а также государственные органы, должностные лица, юридические научные учреждения и ученые-юристы готовят предложения о новых, по их мнению, более совершенных правовых нормах. Эти предложения частично публикуются средствами массовой информации, а определенная часть таких предложений направляется непосредственно в компетентные правотворческие органы.
Наиболее кардинальные предложения по совершенствованию действующего законодательства предлагаются партиями и общественными организациями, которые находятся в оппозиции к существующей государственной власти, не разделяют ее экономического, политического и социального курса. Так, основная задача действующего законодательства Российской Федерации сводится к возрождению в стране национальной буржуазии и реанимации буржуазных порядков. Против такого курса наиболее резко выступает коммунистическая партия, по-прежнему связывающая могущество и процветание России с прямо противоположным курсом - восстановлением социалистического строя и социалистических порядков.
Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права.
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне, чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей человеческого сообщества.
ПРАВОСОЗНАНИЕ - есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.
Структура правосознания складывается из двух основных элементов:1) правовой психологии и 2) правовой идеологии.
1. Правовая психология включает чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.
Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов - все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология.
2. Правовая идеология- это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
По сравнению с правовой психологией, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).
В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.
Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.
ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Основные функции правосознания -познавательная, оценочная, регулятивная.
1. Познавательная функция правосознания. Субъектами познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.
2. Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка - это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении.
Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере.
3. Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.
Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Классификация правосознания:
I. По уровню: 1) обыденное, 2) профессиональное, 3) научное.
1. Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д.
2. Профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Субъекты этого правосознания обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
3. Научное (теоретическое) правосознание -идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе - как общегражданской, так и ведомственной (Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).
II. По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на 1) индивидуальное и 2) коллективное.
2. Одним из видов коллективного правосознания является а) групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.
В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Групповое правосознание надо отличать от б) массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие в) «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.
С одной стороны, развитие и состояние правосознанияво многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой - право и законодательство зависят от сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореализации.
Роль правосознания в правотворческой деятельности. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для права «материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества.
Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться к действующему праву.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.
1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, действующий правопорядок и правовая культура являются ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.
2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ).
При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.
Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.