Функции и виды правосознания

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4

Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6

Введение …………………………………………………………………….7 -10

1. Понятие и структура правосознания …………………...…..............................10-12

2. Функции и виды правосознания………...…………………………………….13-15

3. Взаимодействие права и правосознания ……………………………..……….15-17

4. Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции……………….…….....17-23

5. Правовая культура сотрудника органов внутренних дел…………………….23-27

6. Деформация правосознания …………………………………………………...27-42

7. Правовое воспитание: понятие, формы и методы…………………………….42-53

Выводы……………………………………………………………………... 53-57

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии и структуре правосознания

2. Выделить основные функции и виды правосознания.

3. Определить взаимодействие права и правосознания.

4. Раскрыть понятие, уровни, виды и функции правовой культуры.

5. Охарактеризовать правовую культуру сотрудников органов внутренних дел.

6. Определить формы деформации правосознания.

7. Установить формы и методы правового воспитания.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распределение учебного врем.
  Введение 10 мин
1. Понятие и структура правосознания 10 мин
2. Функции и виды правосознания 10 мин.
3. Взаимодействие права и правосознания 10 мин
4. Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции 10 мин.
5. Правовая культура сотрудника органов внутренних дел 10 мин.
6. Деформация правосознания 15 мин.
7. Правовое воспитание: понятие, формы и методы 10 мин.
  Заключение 5 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Алексеев А.И., Герасимов С.И. О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания // Юстиция. 2009. № 5. С. 3-15.

2. Аминов И.И. Правовое воспитание и правосознание // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 19-20.

3. Бекишиева С.Р., Чупанова А.Ч. Правопонимание как концептуальная основа правосознания и правовой системы // Закон и право. 2010. № 1. С. 60-62.

4. Галиев Ф.У. Поведение людей и правовая культура // Право и образование. 2009. № 10. С. 99-104.

5. Галиев Ф.Х. Правовая культура и традиционная картина мира // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 129-132.

6. Калинин А.Ю. Дефекты правообразования и соотношение внутреннего источника права с понятиями "правосознание", " правовая культура" // Право и государство: теория и практика. 2009. № 6 (54). С. 124-129.

7. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // История государства и права. 2007. № 9. С. 12-13.

8. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-37.

9. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. 2009. № 20. С. 38-41.

10. Лавская Я.А. К вопросу о правовом воспитании // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2005. Вып. 59. С. 97-103.

11. Лескова И.В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. № 4. С. 91-98.

12. Мурунова А.В. Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 194-197.

13. Павленко Е. Конституционное правосознание, правовая культура и культура прав человека: соотношение понятий // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 95. с. 116-135.

14. Петручак Л.А. Функции правовой культуры // Право и государство: теория и практика. 2009. № 9 (57). С. 6-9.

15. Рузавин Ю.А. Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры // Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49). С. 12-14.

16. Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование. 2009. № 10. С. 48-59.

17. Сауляк О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания // Российская юстиция. 2009. № 9. с. 2-3.

18. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31-44.

19. Смирнова Н.В. Уровни правосознания - обыденное, теоретическое и профессиональное правосознание // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. 2009. Вып. 9 Т. 1. С. 591-595.

20. Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 15-21.

21. Стреляева В.В. Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки современного юриста // Закон и право. 2006. № 10. С. 74-75.

22. Федотова В.О. Формирование правосознания как средство общей превенции преступности несовершеннолетних // Закон и право. 2009. № 10. С. 99-101.

23. Чекмачев Д.В. Взаимосвязь уровня правовой культуры и становления гражданского общества в России // Закон и право. 2009. № 9. С. 5-9.

24. Чекмачев Д.В. Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе // Закон и право. 2009. № 7. С. 57-59.

25. Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Российский судья. 2007. № 8. С. 44-47.

26. Чуйков Д. Понятие правосознания // История государства и права. 2007. № 21. С. 39-40.

Дополнительная литература:

1. Артемьев А.М. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников милиции // Закон и право. 2003. № 5. С. 43-46.

2. Ветютнев Ю.Ю. Правовая культура в России на рубеже столетий// Государство и право. 2001. № 10.

3. Казаков В.Н. Правовое воспитание в механизме формирования правопорядка // Право в вооруженных силах. 2003. № 5. С. 60-62.

4. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 122-133.

5. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.

6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.

7. Попов В.В. Некоторые формы правового нигилизма и пути его преодоления// Юрист. 2002. № 1.

8. Сауляк О.П. Правовая культура правоприменителя как фактор укрепления законности// Следователь. 2002. № 9.

ВВЕДЕНИЕ

Человек обладает способностью изучать, познавать окру­жающий его мир. В отличие от предметов и явлений материаль­ного мира результаты познания являются их мыслительной ко­пией, своеобразным отражением, лишенным веса, длины, цвета и других материальных свойств. Знания существуют в особых присущих им формах: ощущениях, представлениях, понятиях, категориях, закономерностях и теориях.

Из совокупности ощущений в сознании складывается пред­ставление о предмете. Представление - это обобщенный чувст­венно-наглядный образ предметов и явлений. Так, воду мы представляем себе как прозрачную жидкость, не имеющую цве­та, и отличаем ее от других жидкостей.

Понятия и категории отражают наиболее важные свойства, признаки предметов и явлений, которые можно выявить в про­цессе научного, теоретического познания. В частности, на этом уровне понятие «вода» понимается как жидкость, молекулы ко­торой состоят из водорода и кислорода. Закономерности отра­жают глубинную и необходимую связь между предметами и яв­лениями. Примером может служить закон физики, согласно ко­торому на всякое тело, погруженное в воду или иную жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

Понятия, категории и закономерности в своей совокупности образуют научную теорию, как систему теоретических знаний об исследуемом предмете, явлении. Именно в этом качестве выступает и теория права как наука о наиболее общих закономерно­стях, свойствах и признаках права.

Человек не только познает мир, но и преобразует его. Совре­менное цивилизованное общество характеризуется развитой промышленной индустрией, производящей разного рода стан­ки, машины, оборудование, автоматы, делающие жизнь челове­ка удобной и комфортной. Человек вывел новые сорта расте­ний, новые породы животных, его руками построены современ­ные города, создан скоростной транспорт и другие блага циви­лизации. Однако все произведенные руками человека блага прежде, чем воплотиться в металле, дереве, бетоне, существуют в его сознании и порождаются сознанием.

Сообразно наличным знаниям человек определяет свое от­ношение к окружающему его миру, дает ему определенную оценку. Что-то он оценивает положительно, к другим явлениям относится нейтрально, а третьим он дает негативную, отрица­тельную оценку. И то, что человека не устраивает полностью или частично, он пытается изменить, усовершенствовать, улуч­шить. Поиск путей в этом направлении также осуществляется при помощи сознания. Человек конструирует машину, совер­шенствует действующие технологические процессы, разрабаты­вает методы управления современным обществом, предлагает проекты новых законов и иных нормативно-правовых актов.

Таким образом, сознание представляет собой форму отраже­ния (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и пред­ложений по усовершенствованию, изменению конкретных соци­альных и природных явлений, процессов, созданию новых мате­риальных или духовных благ.

Актуальность данной темы выражается в том, что правовое сознание является частью, видом сознания и в пол­ной мере обладает всеми его свойствами. Правосознание изуча­ет, отражает такие социальные явления, как право, все его мно­гообразные связи и соотношения с другими социальными явле­ниями, в том числе: 1) законодательство и содержащиеся в нем нормы права; 2) юридическую практику, т.е. деятельность ком­петентных органов государства по подготовке и принятию нор­мативно-правовых актов, деятельность государственных орга­нов, граждан и иных лиц по реализации норм права в конкрет­ных правоотношениях, деятельность государства и общества по борьбе с правонарушениями; 3) сведения об истории становле­ния и развития права как социального явления, его этапах, пройденных в процессе развития.

Помимо знаний в правосознание входят оценки, которые дают граждане, их объединения, иные лица действующему пра­ву и практике его реализации в конкретных отношениях. Каж­дый человек в процессе своей жизнедеятельности вступает в те или иные конкретные правоотношения и неизбежно сталкивает­ся с правовыми нормами. Нормы, которые защищают и охра­няют интересы индивидуума, способствуют их удовлетворению, как правило, получают положительную оценку. К определенной части действующих норм, содержащих пробелы, противоречия, или ущемляющих конституционные права и свободы человека, граждане относятся негативно, критикуют их и вносят предло­жения об усовершенствовании, изменении таких норм.

Конечно, оценки, даваемые на уровне обыденного сознания действующему праву, носят субъективный, личностный харак­тер и не всегда бывают справедливыми. Специалисты-юристы, обладающие системными знаниями закономерностей действия и развития права, способов реализации норм права в конкрет­ных отношениях, дают более точные и объективные оценки действующему праву. В процессе своей практической или науч­ной деятельности юристы постоянно оценивают способности действующего права выступать регулятором общественных от­ношений, обеспечивать прогрессивное развитие общества, ох­ранять права и свободы граждан. Применяют и некоторые дру­гие критерии. В отличие от основной массы граждан специали­сты-юристы не только дают негативную оценку несовершенным нормам, но и выявляют причины, в силу которых те или иные нормы действуют недостаточно эффективно, не реализуются в конкретных отношениях.

С учетом негативных оценок действующего права, практики его реализации в конкретных отношениях отдельные граждане, общественные объединения и политические партии, а также го­сударственные органы, должностные лица, юридические науч­ные учреждения и ученые-юристы готовят предложения о но­вых, по их мнению, более совершенных правовых нормах. Эти предложения частично публикуются средствами массовой ин­формации, а определенная часть таких предложений направля­ется непосредственно в компетентные правотворческие органы.

Наиболее кардинальные предложения по совершенствова­нию действующего законодательства предлагаются партиями и общественными организациями, которые находятся в оппози­ции к существующей государственной власти, не разделяют ее экономического, политического и социального курса. Так, ос­новная задача действующего законодательства Российской Фе­дерации сводится к возрождению в стране национальной бур­жуазии и реанимации буржуазных порядков. Против такого курса наиболее резко выступает коммунистическая партия, по-прежнему связывающая могущество и процветание России с прямо противоположным курсом - восстановлением социали­стического строя и социалистических порядков.

Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность пра­вовых оценок и конкретных предложений о путях, способах со­вершенствования, развития действующего права.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

Право как социальное явление вызывает то или иное отноше­ние к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охваты­вается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов об­щества в сфере действия права). Человек как-то относится к про­шлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть ра­циональным, разумным и эмоциональным, на уровне, чувств, на­строений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей че­ловеческого сообщества.

ПРАВОСОЗНАНИЕ - есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание - одна из форм обще­ственного сознания. Как и иные формы общественного созна­ния: мораль, религия, искусство, наука, философия, - правосо­знание выступает специфическим способом духовного познания действительности.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздей­ствия на общественные отношения. Специфическая черта право­сознания как составной части механизма правового регулирова­ния состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в ра­боту и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах ме­ханизма правового регулирования — нормах права, правоотноше­ниях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реали­зации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что созна­ние, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют по­ведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступ­ки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправо­мерным, социально вредным и опасным.

Структура правосознания складывается из двух основных эле­ментов:1) правовой психологии и 2) правовой идеологии.

1. Правовая психология включает чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реали­зации.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отме­ны старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохра­нительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов - все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном созна­нии сферу правовой психологии.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания вклю­чается правовая идеология.

2. Правовая идеология- это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в систематизирован­ном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, на­учным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (напри­мер, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение по­требности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеоло­гическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как прави­ло, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием мно­гих также конкретных людей, которые достигают в своем созна­нии системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит право­вую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто по­верхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смыс­ла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Основные функции правосознания -познавательная, оценочная, регулятивная.

1. Познавательная функция правосознания. Субъектами познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует пред­ставления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.

2. Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помо­щью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка - это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизнен­ных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении.

Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере.

3. Регулятивная функция правосознания реализуется через систе­му мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, кото­рые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.

Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребнос­тям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Классификация правосознания:

I. По уровню: 1) обыденное, 2) профессиональное, 3) научное.

1. Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информа­ции, наблюдают юридическую деятельность государственных ор­ганов, должностных лиц и т.д.

2. Профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Субъекты этого правосознания обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

3. Научное (теоретическое) правосознание -идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законода­тельства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений высту­пают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специали­зированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРФ), госу­дарственных и общественных фондах, центрах (Исследователь­ский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе - как общегражданской, так и ведомственной (Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).

II. По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на 1) индивидуальное и 2) коллективное.

2. Одним из видов коллективного правосознания является а) груп­повое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ.

В ряде случаев правосознание одной социаль­ной группы может существенно отличаться от правосознания дру­гой. Например, можно увидеть различия в правосо­знании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональ­ном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание надо отличать от б) массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие в) «общест­венное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззре­ния наций и народностей.

Для российского общества актуальной является задача раз­работать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями воз­никает встречная зависимость.

С одной стороны, развитие и состояние правосознанияво многом обусловлено законодательством. Будучи мощным сред­ством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой - право и законодательство зависят от сложив­шегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в про­цессе как правотворчества, так и правореализации.

Роль правосознания в правотворческой деятельности. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципи­ально важное значение имеют такие, как предварительное изуче­ние мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулиро­вания.

Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических прин­ципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосозна­ние дает единственно возможный для права «материал» в виде помыслов, чувств, представлений различ­ных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества.

Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться к действующему праву.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функци­онировании правореализационной деятельности. Статус правосо­знания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъ­ектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, действующий правопорядок и правовая культура являются ведущей гарантией массового соблюдения тре­бований правовых предписаний.

2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне кон­текста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Долж­ностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосозна­ния сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу. Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ).

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необ­ходимость применения аналогии права, пра­восознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или по­могает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь ме­ханизм правового регулирования и правового воздействия на об­щественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосозна­ния общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

Наши рекомендации