Теории общественного развития
Общественно - политическая мысль.
В XIX веке в основе научных представлений лежали материалистические и механистические воззрения. Их символом стали взгляды французского астронома и математика П. Лапласа, полагавшего, что все можно подсчитать, взвесить и измерить. Атомы рассматривались как неделимые и неразрушимые кирпичики мироздания.
С созданием учения К. Маркса и Ф. Энгельса, развитого в начале ХХ века В.И. Лениным, материализм распространился и на сферу общественных, гуманитарных наук. Марксистская теория исходила из того, что закономерностью является поступательное развитие человечества, которое приведет к крушению капитализма. При этом экономическим процессам придавалось первостепенное значение. К началу ХХ в. марксизм приобрел большую популярность.
Основатели этой теории допускали, что политика не всегда механически отражает экономические интересы, видели между политикой и экономикой сложную диалектическую связь. И все же самостоятельное значение факторов общественной жизни, не связанных с экономикой и не вытекающих из нее, было недооценено. Религиозные, этнические, общенациональные интересы, исторические, культурные традиции, различные аспекты взаимодействия людей с меняющейся средой их обитания, а также личные мотивы поведения людей, в том числе и лидеров, особенности социальной психологии различных слоев населения в марксизме считались второстепенными. Между тем в определенных условиях они могут играть решающую роль.
Марксизм и новые исторические условия.
В ХХ веке естественные науки с накоплением эмпирического, фактического знания преодолели наследие вульгарного материализма. Его крушение было обусловлено открытием радиоактивности, теории относительности А. Эйнштейна, изучением процессов, идущих на уровне микромира, преодолением упрощенных взглядов на самого человека с развитием генетики, биохимии, других наук.
Общественно - политические, гуманитарные науки также постепенно преодолевали оковы вульгарно - материалистических воззрений.
Во-первых, углублению знаний об обществе и человеке способствовало накопление фактических данных о социальных и общественно-политических процессах. Поведение избирателей на выборах, реакция лидеров на текущие события, внешняя политика государств чаще всего опровергали прогнозы, построенные на детерминистских представлениях.
Во-вторых, европейцы открыли для себя философию и культуру народов Востока, африканских народов, афроамериканцев, американских индейцев и т.д. Сравнение путей развития народов, живущих на разных континентах, в разных условиях, позволило расширить горизонты гуманитарных знаний.
В-третьих, общественной науке приходилось учитывать такие реальности ХХ века, как мировые войны, попытки истребления целых народов, оружие массового поражения, экологические катастрофы. Все это заставляло усомниться в обоснованности оптимистических взглядов на общество, наглядно доказывало, что поступательное, прогрессивное развитие человечества отнюдь не гарантировано.
Теории общественного развития
Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, считавшими себя цивилизованными, и превратившаяся в многолетнюю бойню, усилила настроения пессимизма, озабоченности будущим европейской цивилизации, породила стремление к переосмыслению ее философского и историко – культурного наследия.
Многие мыслители, например немецкий философ О.Шпенглер, предрекали закат европейской культуры, наступление эры «нового Средневековья» (русский философ Н.А.Бердяев). Английский историк А.Дж. Тойнби рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до зрелости и умирания. Тойнби искал ответ на вопрос - имеет ли западная цивилизация силы, чтобы разорвать этот цикл, достичь новых горизонтов развития?
Общественные (социальные) науки также стремились учесть историко - культурную самобытность отдельных народов. Немецкий социолог и историк М. Вебер, изучая мотивы поведения людей, учитывал не только их место в системе отношений собственности, но и социальный статус - положение в обществе, возраст, пол, происхождение, профессию, семейное положение. М.Вебер считал, что на социальное поведение людей влияет господствующая в обществе система ценностей, культурные стандарты, определяющие значимость той или иной деятельности, оправдывающие или осуждающие социальное неравенство, Возникновение капитализма и быстрые темпы его развития в Западной Европе и Северной Америке Вебер связывал с распространением среди собственников протестантской этики, в соответствии с которой они были готовы использовать свои средства на благо общества.
Во второй половине ХХ века на основе взглядов М. Вебера сложились теории фаз (стадий) цивилизационного развития (Дж. Гэлбрайт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) - от примитивной до аграрной, индустриальной, постиндустриальной (информационной).
Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства nроизводства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм и мотиваций производственной деятельности человека. Он придавал намного большее значение, чем марксизм, историко - культурным, политическим особенностям и традициям отдельных обществ.
Развитие экономических теорий было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом и развитая Дж. Гэлбрайтом теория регулирования рыночной экономики стала основой концепции «государства благоденствия» 1960-1970-х 22.
Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в инструмент всевластия бюрократии был изучен американскими экономистами Й. Шумпетером и М. Фридманом. При осуществлении модернизации экономики их идеи взяли на вооружение неоконсервативные политики США и Великобритании в 1980-е гг. и некоторые латиноамериканские диктатуры.
Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения заложило основы прикладной социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем - от тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. Был преодолен разрыв между исследованием поведения человека и закономерностей развития крупных социальных общностей.
Большое значение имели исследования в области изучения индивидуальной и групповой психологии, мотивации поведения людей. Так, по мнению австрийского ученого 3. Фрейда, психика человека имеет сложную структуру, включающую несколько уровней. Помимо осознаваемого, индивидуального человеческого «Я», выделялись «сверх-Я» - закрепившиеся в подсознании, усвоенные от родителей ценностные установки, определяющие нормы поведения человека в обществе, и «Оно» - основа психики, которую составляют инстинкты и влечения. Поведение человека, по Фрейду, в значительной мере определяется не осознаваемыми им мотивами.
Швейцарский психиатр К. Юнг, развивая идеи Фрейда, использовал понятие «коллективного бессознательного». По мнению Юнга, в основе мышления, воображения личности лежат некие первичные образы - архетипы, одинаковые у всех людей и сформировавшиеся в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери - земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражали себя в мифологии, магии, религии, искусстве.
Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной философской мысли, как структурализм (К. Леви - Стросс, М. Фуко). Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека) состоит из определенных элементов - единиц. Объектом изучения становятся их взаимосвязи.