Система органов государственной власти в РФ
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
1.Президент РФ,
2.Фед Собр ( Сов Фед и ГД),
3.Правительство РФ,
4.Суды РФ.
Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства и не относится, по мнению некоторых исследователей, ни к одной из ветвей власти
Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).
Функции и полномочия Фед Собр распределены между двумя палатами — ГД и Сов Фед (согласно статье 95 Конституции РФ).
Сове́т Федера́ции — верхняя палата Фед Собр (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Госуда́рственная ду́ма — одна из двух палат Фед Собр РФ
Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.
Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Конституционный Суд РФ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.
К числу П.о. и д.о.г.в. в РФ относятся:
1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам;
2) приоритет прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции);
3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций, которые "предписывается" осуществлять всем органам государства;
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3 и 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности;
5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Сов Фед), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.;
6) разделение властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 10, 11 Конституции РФ);
7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.