Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Теория государства и права»
Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «Теория государства и права». Грамотная организация самостоятельной работы помогает усвоить учебный материал, закрепить полученные знания и успешно пройти промежуточную и итоговую аттестацию.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
· получение, обработка и сохранение источников информации;
· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам Теории государства и права.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим вопросам Теории государства и права. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в рамках которых и формируются вопросы для промежуточного и итогового контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.
Общие рекомендации по организации выполнения письменных работ. Выполнение письменной учебно-научной студенческой работы проходит в несколько этапов.
Первый этап начинается с выбора темы, который может проходить как самостоятельно, так и с участием преподавателя (руководителя темы). Тема может определяться из предлагаемого кафедрой перечня тем исследования, а также с учетом интересов исследования.
Второй этап, подбор литературы, ее поиск и анализ. Важным моментом на втором этапе является знание источников информации, из которых студент получает знания по выбранной проблематике. Современный этап развития науки дает возможность студенту использовать электронные ресурсы (интернет), а также информацию и литературу, изложенную на бумажных носителях – библиотекам, архивы, кодификационные кабинеты, домашние и производственные библиотеки и др. Поиск также необходимо вести через каталоги библиотеки и библиографические указатели научных журналов. Кроме того, информацию можно искать в реферативных журналах «РЖ» и специальных тематических сборниках. Списки литературы также размещены в сборниках и учебных пособиях, монографиях, планах семинарских занятий. Определенную информацию по теме можно получить, анализируя сноски и ссылки периодических научных изданий, сборников научных статей, материалов научно-методических конференций.
Такими источниками могут быть следующие периодические издания: «Государство и право»; «Право и государство: теория и практика»; «Правоведение» (издание ВУЗов); «Российская юстиция»; «Закон»; «Журнал Российского права»; «Законность»; «Вестник МГУ»; «Вестник СПб-го ун-та» и др.
Для выполнения письменной работы студенту необходимо знать нормативные правовые акты, регулирующие те или иные аспекты выбранной темы. Реализовать это можно используя периодические издания, в которых публикуется законодательство и данные источники являются официальными: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета», «Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru/.
Следующий этап. Составление плана, постановка целей, задачи исследования; определение объекта и предметы анализа. Как правило, письменная работа состоит по своей структуре из следующих элементов: введение, основы содержания, заключения и списка литературы.
Во введении ставится цель исследования, определяется актуальность темы, степень научной разработанности, определяются задачи анализа, утверждаются объект и предмет изучения.
Составление содержания (текста) работы подразделяются на главы и параграфы (в зависимости от аспекта и объема обсуждаемого вопроса).
Заключение должно содержать основные выводы по изучаемой тематике.
Завершающий этап: составление списка литературы необходимо проводить в алфавитном порядке, нормативные правовые акты систематизировать с учетом их юридический силы (по иерархической системе). Библиографический список составляется по алфавиту. Отдельно необходимо составлять список материалов судебной практики.
При выполнении письменной работы студент может использовать (при необходимости) графики, схемы, рисунки, которые располагаются как в самом тексте с указанием их названия и номера, а также в конце текста работы (кроме заключения, но до списка литературы) в качестве приложений.
Некоторые письменные работы требуют их публичной защиты, это может происходить во время семинара (реферат, доклад); во время проведения студенческих научных конференций (реферат, доклад); во время специально созданных комиссий (курсовая работа, диплом).
Для того, что бы успешно пройти публичную защиту студент должен подготовить пояснительную записку (сообщение, доклад) по теме исследования, которая может включать в себя демонстрацию графиков, схем, рисунков.
При выполнении письменных работ студент должен помнить, что при цитировании материалов, расположенных в электронных ресурсах, они не имеют официального характера, если к ним нет специальных указаний (электронный носитель «Система»).